Фонематический слух — основа правильной речи
консультация по логопедии
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh_-_osnova_pravilnoy_rechi.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Фонематический слух — основа правильной речи»
Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь – называется фонематическим слухом.
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «футбол» превращается в «хутбол», «мебель» в «небель». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да) трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве?
Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие, возрасту детей.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.
Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк.
Игра «Три медведя»
Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую. картинку.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый этап - различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (папа, ло-па-та, бале-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов "папа-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап - различение звуков.
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.
Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр.
Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.
Игра «Похлопаем»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Шестой этап - освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количество.
Игра «Похлопаем»
Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.
Игра «Отгадай слово»
Детям предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (. мпа, мы. о, .ук,
ку. ак и т. д.) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух – основа правильной речи.
игры на развитие фонематического слуха...
Фонематический слух - основа правильной речи
Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи.
Памятка для педагогов и родителей....
Фонематический слух-основа правильной речи
семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"
Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи
Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...