Консультация для родителей «Игры на развитие фонематических представлений»
консультация по логопедии
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_fonematicheskih_predstavleniy.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры на развитие фонематических представлений»
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
- различение слов, близких по звуковому составу;
- различение слогов;
- различение звуков;
- анализ звукового состава слова.
1 этап – узнавание неречевых звуков
Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.
Предложите ребенку послушать звуки за окном: «Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игра «Далеко - близко».
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем ребенок сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко». Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.
Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко - (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).
Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.
Игра «Угадай, как надо делать».
Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап (медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).
3 этап – различение слов, близких по слоговому составу
Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Ребенок к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.
Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.
Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детям и они всегда радостно откликаются на нее.
Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.
4 этап – различение слогов
Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.
Игра «Кто как кричит?»
Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори». Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.
5 этап – различение звуков
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.
Взрослый дает картинки ребенку с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.
Игра «Прогулка на велосипедах»
Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…». Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».
Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки [ж] и [з]).
- этап – анализ звукового состава слова
Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.
Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.
Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
А в эти игры можно играть с ребенком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приема у врача и пр.
«Первый звук». Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).
«Цепочка слов». Взрослый и ребенок поочередно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее ( мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос и т.д.).
«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, липа, ель, осина). Ребенок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья). А также посуда, обувь, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, птицы, игрушки, инструменты и т.д.
«Придумай рифму». Взрослый и ребенок поочередно называют слова и подбирают к ним рифму.
«Скажи наоборот». Взрослый называет слова (горячо, соленый, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребенок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).
«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребенок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу (летит – воробей, комар, самолет; плывет – рыба, лодка, мальчик и т.п.).
«Делим слова на части». Взрослый произносит слово, ребенок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: ма-га-зин. В слове три части (слога).
«Что из чего?» Взрослый составляет словосочетания (существительное + существительное), ребенок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"
Рекомендованы игры для развития фонематияческого слуха детей старшего дошкольного возраста, в которые можно играть дома....
Консультация для родителей "Игры на развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"
"Игры на развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"...
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха"
Данная статья - вторая, практическая часть ранее опубликованной консультации "Что такое фонематический слух и как его формировать". В материале предлагаются конкретные примеры игр всех 6 описанных ран...
Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха".
В консультации предлагается материал с помощью которого родители в домашних условиях могут помочь своим детям развить фонематический слух...
Индивидуальная тематическая консультация для родителей по теме «Развитие фонематических представлений в старшем дошкольном возрасте»
Индивидуальная тематическая консультация для родителейпо теме «Развитие фонематических представлений ...
Консультация для родителей "Игры на развитие фонематического слуха"
Консультация для родителей старших дошкольников в виде буклета....