Консультация для родителей Тема: «Словесные игры – интересный и доступный способ развития речи дома»
консультация по логопедии (старшая группа)
Учить родителей общаться с детьми, развивать речь детей в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul_dlya_rod_ya.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Словесные игры – интересный и доступный способ
развития речи дома»
Современный мир непрерывно меняется. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями: компьютерные игры, интерактивные игрушки, ютуб, рекламные ролики, новинки кинематографа и т.д.
Но, к сожалению, у большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей совсем не опережают возраст, а более того, многие имеют задержку психического и речевого развития. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Страдает не только связанная речь, но и словарь. А так как основной вид деятельности ребёнка игра, хочу предложить речевые игры, которые помогут вашему ребёнку овладеть речевыми навыками, облегчат формирование навыков коммуникации, обогатят и расширят словарь. Для этих игр не обязательно выделять специальное время. Вы можете в них играть по дороге в детский сад, когда гуляете по парку, едите в транспорте и т .д.
№ | Название игры | Цель игры | Ход игры |
1 | «Закончи слово» | Развивать умение ребёнка делить слова на слоги. | Взрослый называет начало слова, а ребёнок заканчивает начатое слово. Например: кош – ка, шап – ка …. Затем можно поменяться: ребёнок начинает слово, а взрослый заканчивает. |
2 | «Кто больше» | Развивать умение ребёнка подбирать слова на определённый звук, развивать память, активизировать словарь ребёнка | Ребёнок или взрослый называют определённый звук. А затем по очереди подбирают слова, начинающиеся на этот звук. Затем можно усложнить игру: придумывать слова, заканчивающие на заданный звук. Например: выбрали звук А : 1. Аист, Альбом, Автомобиль, Аквалангист и т.д. 2. мамА, кошкА, собакА и т.д. |
3 | «Придумай новое» | Упражнять ребёнка в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. | Взрослый произносит предложение. Ребёнок называет последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: На дереве сидит ворона. Ворона большая и чёрная. Затем можно поменяться ролями. |
4 | «Кто как передвигается?» | Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. | Взрослый называет какое-либо животное, птицу и т.д. а ребёнок называет глагол- действие, который можно отнести к данному животному. |
5 | «Скажи наоборот» | Закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. | Взрослый произносит одно прилагательное, а ребёнок называет другое – с противоположным значением. |
6 | «Времена года» | Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. | Взрослый задаёт вопрос по тому времени года, которое в данный момент на улице, а ребёнок должен ответить на заданный вопрос. |
7 | «Из чего сделано?» | Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. | Взрослый называет предмет и из чего он сделан, например: «Сапоги из кожи», а ребёнок, образовывает относительное прилагательное и отвечает: «Кожаные». |
8 | «Четвёртый лишний» | Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению, а так же закрепляет слуховое внимание | Взрослый называет три слова и просит определить, какое слово лишнее. Затем можно усложнить задачу - называть 4 слова. Например: красный, зелёный, спелый; яблоко, груша, огурец; кукла, машина, пирамидка, ребёнок. |
9 | «Один – много» | Закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. | Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Ребёнок называет это существительное во множественном числе. |
10 | «Животные и их детёныши» | Закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. | Взрослый называет какое-либо животное, птицу и т.д., а ребёнок называет детёныша этого животного. Можно начать с лёгкого задания, затем постепенно его усложнить. 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. |
11 | «Что каким бывает?» | Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. | Взрослый задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить. – что бывает красным? (помидор, яблоко, машина…) |
12 | «Назови три предмета» | Упражнять детей в классификации предметов. | Взрослый называет обобщающее слово, а ребёнок должен назвать отдельные предметы, которые объединяет это слово. Например: игрушки : машинка, кукла, мяч; фрукты: яблоко, груша, ананас |
13 | «Придумай сам» | Учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов. | Дать ребёнку опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребёнку легче будет составить предложение, если взрослый назовёт те слова-предметы, которые ребёнок видит. Например: Осенью идёт дождь. |
14 | «Узнай, чей лист» (осенью) | Учить узнавать растения по листу, учить образовывать относительные прилагательные | На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать ребёнку, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму. |
15 | «Реши задачку» | Развитие мышления, обогащения словаря ребёнка | Взрослый предлагает ребёнку решить простую задачку. Например: сидело 2 голубя, затем прилетело ещё 2. Сколько стало голубей?. Затем можно поменяться ролями. Усложнить задачки, например: Ход игры: повторить с детьми известное стихотворение, можно по строчке: одну строчку произносит взрослый, другую – ребёнок и так по очереди, до конца стихотворения |
16 | «Что вокруг нас?» | Научить делить двух- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова. | Ребёнок находит вокруг себя то, что имеет в названии один слог (одну часть) Например: снег, мяч, шар, дом, сад), два слога, например: забор, кусты, цветы, песок, трава, три слога, например: качели, береза, машина. |
Литература
1. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
2. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: http://dob.1september.ru/2001/09/1.htm.
4. Поколение невнимательных. Интервью с Т. Ахутиной // «Школьный психолог». URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201810.
5. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей (младшая группа) "Игры интересные и полезные"
«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан – Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях малень...
Консультация для родителей. Тема: «Словесные игры и упражнения»
Консультация для родителей.Тема: «Словесные игры и упражнения»...
Консультация для родителей Тема «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей».
Пальчиковые игры,одни из самых любимых игр детей.Чтобы научить ребёнка говорить необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат,но и развивать мелкую моторику.Игры с пальчиками развивают не т...
Консультация для родителей. Тема: "Как играть в математические игры с ребенком дома"
Дорогие родители!Ваш ребенок посещает детский сад, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома....
Консультация для родителей Тема: «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей».
Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мо...
Консультация для родителей. Тема: «Математические игры в дома». В подготовительной группе.
Предлагаю вашему вниманию консультацию, как играть с детьми в математические игры в домашних условиях вместе всей семьёй. Не стоит надеяться только на детский сад и ждать, что там дети ...
Консультация для родителей тема: «Математика – это интересно»
Консультация для родителейтема: «Математика – это интересно»...