Развлечение «Веселая Масленица» в старшей логопедической группе детского сада
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
-Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленица, историей её возникновения.
-Приобщать к истокам народной культуры.
-Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.
-Обогащать словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_maslenitsa.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение «Веселая Масленица» в старшей группе детского сада.
Цель: знакомить детей с народными праздниками и традициями их празднования.
Задачи:
-Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленица, историей её возникновения.
-Приобщать к истокам народной культуры.
-Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.
-Обогащать словарь.
Оборудование: иллюстрации про Масленицу, 2 тарелки, 2 ракетки (поднос) для настольного тенниса., 2 «плиты» (контейнеры ) 2 сковородки и блины (вырезанные из бумаги) по количеству дтей, 2 обруча, снежки из синтепона (бумаги) по количеству детей, 10 кубиков.
Ход :
Звучит песня «Масленица-народное гуляние»
Воспитатель:
Собирайся народ!
В гости Масленица ждет
Мы зовем к себе тех,
Кто любит веселье и смех,
Ждут вас игры, забавы и шутки,
Скучать не дадут ни минутки! .
Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица-это долгожданное прощание с зимой, проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла и пробуждение природы. Испокон веков люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца на Масленицу пекут блины.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Давайте и мы напечем блинов!
Проводится эстафета.
Дети делятся на 2 команды, выстраиваются в 2 колонны у столиков. На столиках тарелка и ракетка (поднос) для настольного тенниса. На противоположном краю 2 «плиты» (контейнеры ) со сковородками и блины (вырезанные из бумаги).
Ход: Воспититель кладет на сковородки по блину, ребенок берет в руки ракетку, бежит к плите, переворачивает со сковородки блин на ракетку и бежит, стараясь не уронить боин к столику, там перекладывает его на блюдо и передает ракетку следующему игроку.
А еще к первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
(иллюстрация). Его делали из соломы, наряжали в женскую одежду, на голову-платок, но лицо не рисовали.
Второй день вторник назывался заигрыш.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу. (иллюстрация)
Давайте и мы с вами покатаемся на санках.
Игра «Санки». На полу на расстоянии 1м друг от друга раскладываются 2 дорожки кубиков. Приглашаются 2 ребенк, они выбирают тех, кого будут катать. Дети встают попарно друг за другом держась за руки, затем «змейкой» оббегают кубики, стараясь не сбить.
Среда называлась — лакомка. В этот день зять приходил «к тёще на блины».
К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Блины были вкусные, румяные, гости лакомились ими, хвалили. Давайте и мы похвастаемся блинами, расскахем какие бывают блины.
Игра «Скажи какой блин»
Ход игры: дети встают в круг, у одного ребенка в руках блин (из ткани или картона), он подбирает слово-признак к блину и передает его другому и т.д (блин горячий, блин сладкий, блин румяный, блин вкусный....)
Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его (иллюстрация).А еще играли в снежки.Давайте и мы поиграем, а заодно и узнаем кто самый меткий.
Игра «Ловкий бросок». Ход игры: дети выстраиваются в колонну рядом с обручем, в нем лежат снежки. Напротив, на расстоянии 2-3 метров стоит воспмтатель и держит на вытянутой руке обруч. Дети поочередно берут снежки и бросают их, стараясь попасть в обруч.
Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду. Застолье было веселым, звучали шутки, смех и конечно же пелись песни. Давайте и мы споеи песню про блины.
Дети под минусовку поют песню.
Как на масляной неделе
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
.Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои !
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок.
А я предлагаю отгадать загадки, они будут про Масленицу и про весну.
Форму круглую имеет,
Жёлтый цвет ему присущ,
В Масленицу руки греет,
Очень сладок он на вкус. (Блин)
Из неё пекут ватрушки, и оладьи, и блины.
Если делаете тесто, положить её должны.( Мука)
.Из водицы белой всё, что хочешь делай:
Сметану, простоквашу,
масло в кашу вашу.
Каждый день его ты пей.
И для Кота не пожалей.(молоко)
Этот праздник — объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра! (Масленица)
На шесте стою
Свысока гляжу
Тело, руки, голова
Всё из соломы у меня.
Обрядили, принесли
С песнями меня сожгли. (Чучело масленицы)
Первым вылез из темницы
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и очень маленький.
(Подснежник)
Кончилось время
Снега и льда.
Берег реки
Затопляет вода.
День удлиняется,
Ночь убывает.
Как это время,
Скажи, называют?
(Весна)
В теплый день из-подо льда
Мчится талая вода.
И шумит всех птиц звончей
Этот озорной …
(Ручей)
Пробивается в апреле,
Все поля позеленели! Покрывает как ковром
Поле, луг и даже двор! ( Трава)
Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.
Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
(иллюстрация)
Вот и нам пришла пора попрощаться с зимой, ведь она тоже принесла нам много радостей: катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, празднование Нового года...
Давайте сейчас разделимся на 2 команды и поиграем с Зимой и Весной.
Игра «Переклички» Ход игры: дети делятся на 2 команды, встают напротив друг друга т поочереди называю слова на звуки З, ЗЬ (команда Зимы) и на звуки В,ВЬ (команда Весны). За каждое слово команда получает «блин» (бумажный).
Какие вы молодцы, сколько хороших слов сказали про зиму и весну, сколько «блинов» получили! Пора идти пить чай и угощать друг друга блинами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП «Проделки Бабы Яги» в старшей /логопедической/ группе детского сада
Программное содержание: Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10; Закрепить знания о последовательности: - частей суток; - дней недели; - времён...
Конспект комплексного итогового занятия по О.О. «Математическое развитие и развитие речи» в старшей логопедической группе детского сада.
Итоговое занятие по математике в старшей логопедической группе.Тема: «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА» ЗадачиОбучающие:· Закрепить навыки количественного...
Конспект комплексного итогового занятия по О.О. «Математическое развитие и развитие речи» в старшей логопедической группе детского сада.
Итоговое занятие по математике в старшей логопедической группе.Тема: «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА» ЗадачиОбучающие:· Закрепить навыки количественного...
Сущность понятия «гендерный подход» к проведению артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе детского сада.
Гендерный подход в работе с детьми очень важен.И речевую коррекцию гендерный подход так же не обошел стороной....
Анкета для родителей "Давайте познакомимся" для старшей логопедической группы детского сада.
На первом родительском собрании с новым набором детей раздали вот такие анкеты. В результате получили представление о семьях и детях, с которыми будем работать эти два года....
Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».
ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...
Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада
План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...