Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом -психологом в ДОУ
статья по логопедии

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога психолога в детском саду».

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни психолог может стать достойным партнером в преодолении речевых нарушений у детей логопатов. Взаимодополняемость позиций педагога-псхолога и учителя-логопеда в подходе к  ребенку, тесное сотрудничество во всех  направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии ( коррекции) речи и не речевых психических процессов и функций. Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но  и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов. Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие пробелы:

  • Несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
  • Нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
  • Речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие звуковой стороны речи.
  • Развитие лексического запаса и грамматического  строя речи.
  • Формирование связной речи
  • Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в  следующем:

  • Развитие и коррекция высших психических функций
  • Активизация познавательной деятельности
  • Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  • Развитие памяти, внимания. Мышления.
  • Развитие произвольности и навыков контроля, волевых качеств.
  • Активизация отработанной лексики.

Считаю. Что сотрудничество должно начинаться еще на начальном этапе, как только логопед и психолог изучили медицинские карты детей на момент комплектование логопедических групп.

На основании данных, составляются индивидуальные психолого- педагогические характеристики для предоставления их на ПМПК.

Педагог – психолог обязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения дух функций: « охранной» (разъяснение какой – либо ситуации требующей компетенции психолога по данному ребенку) и диагностической (посредством метода наблюдения за ребенком в новой ситуации диагностируется эмоционально- волевая сфера, что дает полное предоставление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных  сфер. Таким образом, еще до поступления в логопедическую группы детей, можно получить полную необходимую информацию на детей- логопатов для составления их социально- психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения. После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребенка.

Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог. Таким образом. Можно выделить формы работы. Которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и психолога в детском саду:

  • Проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед – обследует речь, педагог – психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы)
  • Коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях педагога- психолога активизируется речевое высказывание детей)
  • Интегрированные занятия с детьми
  • Родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой оповещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога – психолога по сопровождению детей, нуждающихся логопедической помощи, позволяет решать ряд задач:

  • Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;
  • Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
  • Обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;
  • Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических логопедических форм и методов на занятиях взаимная интеграция значительно глубже.

Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно - развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей. Оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на разных. Основная задача логопеда – развитие речи и коррекция высших психических функций. Развитие речи для психолога  также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при решении коррекционных задач в ДОУ

В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда, где предлагаются методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии (коррекции) речи ...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в сопровождении воспитанников с ОНР по подготовке к обучению в школе.

Взаимодействие учителя-логопеда  и педагога-психолога  в сопровождении детей с ОНР по подготовке к обучению в школе.    О.А. Кропова, учитель-логопед,  С.В.Кос...

Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"

Основная цель проекта:       оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения;       формиро...

Развитие эмоционального мира дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье предложены игры на развитие эмоциональной сферы, на релаксацию для дошкольников....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...