Профиль развития высших психических функций ребёнка
учебно-методический материал по логопедии
К числу высших психических функции (ВПФ) относят такие функции как память, восприятие, мышление, внимание, моторика, речь, чтение, письмо, счет и др. Правильная сформированность ВПФ является важным фактором развития, обучения и социальной адаптации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 398.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профиль развития речи ребёнка и других высших психических
функций в первые семь лет
От 0 до 1 года.
От 0 до 1 | Крупная моторика | возраст |
Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, но удержать её не может, роняет, поворачивает в сторону. | 1 мес. | |
Пытается поднимать голову, лёжа на животе | 1 мес. | |
В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активно двигает ногами | 2 мес. | |
Удерживает голову, находясь в вертикальном положении | 2 мес. | |
Лёжа может опираться на предплечья | 2,5 мес. | |
Активно поднимает голову из положения на спине | 4,5 мес. | |
Переворачивается на бок | 4,5 мес. | |
Сидит при пассивно приданной позе | 6 мес. | |
Переворачивается со спины на живот | 6,5 мес. | |
Переворачивается с живота на спину | 7 мес. | |
Передвигается на четвереньках самостоятельно | 8 мес. | |
Стоит у опоры, встаёт самостоятельно | 10 мес. | |
Стоит самостоятельно | 11 мес. | |
Ходит с поддержкой | 11,5 мес. | |
Ходит самостоятельно | 12 мес | |
Перешагивает через препятствия | 1г.4 мес. | |
Пытается бегать | 1г. 7 мес. | |
Поднимается и спускается по лестнице | 1г. 10 мес. | |
Мелкая моторика | ||
Пальцы сжаты в кулачок | 1 нед. | |
Открывает кулачок | 2 мес. | |
Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет её в рот | 2,5 мес. | |
Тянется к игрушке, хватает её | 3,5 мес. | |
Захватывает мелкие игрушки | 5 мес. | |
Перекладывает игрушку из руки в руку | 5,5 мес. | |
Активно манипулирует предметами | 7 мес. | |
Указательным и большим пальцами захватывает предметы | 10 мес. | |
Может нанизывать колечки на стержень пирамидки | 11 мес. | |
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие | 12 мес. | |
Зрительное восприятие | ||
Зажмуривание век на яркий свет | 1 нед. | |
Кратковременное сосредоточение взора на игрушке | 1 мес. | |
Длительное сосредоточение | 2 мес. | |
Рассматривает собственные руки | 3 мес. | |
Тянется к игрушке | 3,5 мес. | |
Подносит игрушку к глазам, рассматривает её | 4,5 мес. | |
Рассматривает крупные картинки | 6 мес. | |
Дифференцированное восприятие близких и знакомых | 8 мес. | |
Узнает себя и близких в зеркале | 10 мес. | |
Слуховое восприятие | ||
Вздрагивает и мигает при громком звуке | 1 нед. | |
Улыбается, когда слышит голос взрослого | 1,5 мес. | |
Узнает голос матери | 2,5 мес. | |
Реагирует на своё имя | 6 мес. | |
Плясовые движения под весёлую музыку | 8,5 мес. | |
Импрессивная речь | возраст | |
Сосредотачивается на голос взрослого | 1 мес. | |
Фиксирует взгляд на голос взрослого | 3 мес. | |
В ответ на обращение к ребёнку, возникает ответная голосовая активность | 5 мес | |
Реагирует на свое имя | 6 мес. | |
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением | 7 мес. | |
Понимает речевые команды без жестового подкрепления | 8 мес. | |
По просьбе оказывает части лица у куклы, у взрослого | 9 мес. | |
По просьбе находит знакомые предметы | 9 мес. | |
По просьбе выполняет действие с игрушками | 10 мес. | |
Понимает команду «нельзя» | 11 мес. | |
Выполняет много команд по просьбе | 1 год | |
Экспрессивная речь | ||
Голосовые реакции ребёнка в ответ на разговор с ним. | 1 мес. | |
Спонтанно произносит отдельные звуки, отражённо гулит. | 2 мес. | |
Активное гуление: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». | 4 мес. | |
Активно, певуче гулит с цепочкой звуков. Развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.) Все дети мира гулят одинаково | 5 мес. | |
Лепет проявляется короткими звуками (гласные с губными согласными): «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. | 5,5 мес. | |
Активный недифференцированный лепет: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо» | 6 мес. | |
Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»; малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. Произносит цепочки слогов с разными интонациями. | 7,5 мес. | |
Называет людей и некоторые предметы слогами. Связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие. | 10 мес. | |
Говорит около 10 слов типа « дай [д’ай], на [н’а], дом [д’ом ]и т.д. | 1 год | |
Эмоции. Коммуникация | ||
Реакция неудовольствия на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт: громкий крик без интонационной выразительности, слез нет. | 1-2 нед. | |
Через некоторое время после «заигрывания» взрослого с ребёнком у последнего появляется ответная улыбка, «ротовое внимание» | 1,5 мес. | |
На эмоциональный контакт со взрослым ребёнок отвечает активной улыбкой | 2 мес | |
Смеётся в голос | 3 мес. | |
В ответ на общение со взрослым ребёнок дает выраженный «комплекс» оживления | 3 мес. | |
Появление улыбки при появлении взрослого человека, который молчит | 4,5 мес. | |
Различает жесты и мимику окружающих | 5 мес. | |
Реагирует на строгие и ласковые интонации | 5,5 мес. | |
Активно выражает отношение к «близким «и «чужим», эмоции дифференцированы | 6мес. | |
Тянет руки, чтобы взяли на руки | 7,5мес. | |
Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека чаще матери | 7,5мес. | |
Ребёнок дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение | 8мес. | |
Ребёнок легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях | 9 мес. | |
Ребёнок по просьбе машет рукой, обнимает родителей | 11 мес. | |
Самообслуживание | ||
Может есть с ложки | 5 мес | |
Держит бутылочку, из которой сосёт | 6 мес. | |
Пьёт из чашки, которую держит взрослый | 7 мес. | |
Помогает одевать себя (подает руку, ногу) | 8 мес. | |
Игра | ||
Рассматривает вложенную в руку игрушку | 3 мес. | |
Активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребёнка | 3 мес. | |
Занятие с игрушкой – доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности | 5 мес. | |
Подолгу играет с подвешенными игрушками | 5 мес. | |
Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям | 9 мес. | |
Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывая | 9 мес. | |
Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга; надевает кольца на штырь | 11 мес. | |
Играет с мячом | 12 мес. |
От 1г. до 2 лет.
От 1 до 2 лет | Крупная моторика | возраст | |
Ходит длительно, поворачивается | 1г. З мес. | ||
Перешагивает через препятствия | 1г. 6 мес. | ||
Пытается бегать | 1г. 10мес | ||
Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила | 1г. 11м. | ||
Мелкая моторика | |||
Рисует каракули, росчерки | 1г. 5 м | ||
Разрывает бумагу | 1г.6м. | ||
Переворачивает по одной странице | 1г.8м. | ||
Зрительное восприятие | |||
Показывает отдельные предметы в быту | 1г. | ||
Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии | 1 г 2мес. | ||
Узнает несколько простых картинок (около 5) | 1г. 3 мес. | ||
Дифференцирует форму и величину объемной игрушки | 1г. 8 мес. | ||
Дифференцирует количество предметов | 1г. 8мес. | ||
Подбирает парные игрушки и картинки | 1г. 9 мес. | ||
Слуховое восприятие | |||
Пытается воспроизводить серии звуков с определённой интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослого | 1г. | ||
Повторяет услышанные короткие слова | 1г.3 мес. | ||
«вставляет» слова в знакомые стихи | 1г.5 мес. | ||
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звук | 1г.8 мес. | ||
Импрессивная речь | |||
Показывает несколько частей тела | 1г.3м. | ||
Показывает все части тела | 1г.6м. | ||
Показывает все объекты в быту | 1г.9м | ||
Показывает много картинок | 2г. | ||
Экспрессивная речь | |||
В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов(мама, дада, «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.п.). Малыш практически все согласные звуки произносит смягченно. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты. | 1г | ||
Соотносит слоги с определенным предметом | 1г.2м. | ||
Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) | 1г.4м. | ||
«Телеграфная речь»: двухсловные предложения В речи появляются фразы типа: «Мама дай», «Мишка тут», «Хочу пить». Можно отметить появление в речи ребенка первых прилагательных: «»хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, ели они будут звучать :«хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «кассий» | 1г.8м. | ||
Интеллект | |||
Узнает значение слов, коротких фраз | 1г | ||
Различает несколько предметов по названию | 1г. | ||
Ищет спрятанную игрушку | 1г. | ||
Тянет в рот только съедобное | 1г.5м | ||
Может выполнить простые поручения | 1г.6м |
Различает «один» и «много» | 1г.11м | |
Различает «большой» и «маленький» | 1г.11м | |
Эмоции, коммуникация | ||
Появляется сопереживание, утешение | 1г.2мес. | |
Использует слово «нет», выражая несогласие | 1г.3мес. | |
Использует слово «да» | 1г.4 мес. | |
Помогает в простейших работах (по инструкции) | 1г.7мес. | |
Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами | 1г.8мес. | |
Активно пользуется жестами | 1г.10мес. | |
Острая реакция на отсутствие матери | 1г 10мес. | |
Самообслуживание | ||
Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье | 1 г. | |
С помощью подносит ложку ко рту | 1г.2мес. | |
Пьёт из чашки не проливая | 1г.3мес. | |
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку) | 1г. 3мес. | |
Моет руки с небольшой помощью | 1г.4мес. | |
Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожёвывает пищу. | 1г.6 мес. | |
Снимает расстегнутое пальто, куртку. | 1г.9 мес. | |
Ест и пьёт самостоятельно. | 1г.10мес. | |
Ест твёрдую пищу самостоятельно. | 2 года | |
Игра | ||
Строит простые структуры из блоков | 1г.1мес. | |
Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками | 1г2 мес. | |
Наблюдает за игрой других детей | 1г. 2 мес. | |
Играет самостоятельно | 1г.4мес. | |
Начало функциональной игры. | 1г. 6 мес. | |
Любит тянуть, перетаскивать игрушки | 1г.9 мес. | |
Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков. | 1г 9мес. | |
Предпочитает активные игрушки(поезд, телефон, и т.п.) | 2г. |
От 2 и до 3лет.
От 2 до 3 лет | Крупная моторика | Возраст |
Бегае | 2 г. | |
Самостоятельно приседает и встает | 2 г. | |
Наклоняется и поднимает предметы с пола | 2 г. | |
Стоит на одной ноге без поддержки | 2 г. 6мес. | |
Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) | 2 г. 6мес. | |
Умеет ездит на трехколесном велосипеде | 2 г. 6мес. | |
Мелкая моторика | ||
Повторяет вертикальные и круглые линии | 2 г. | |
«Правильно» держит карандаш | 2 г. 6мес. | |
Зрительное восприятие | ||
Узнает знакомые предметы по ТВ | 2 г. | |
Знает много картинок (10—15) | 2 г. | |
Понимает смысл простых картинок с действием | 2 г. 6мес. | |
Узнает контурные, черно-белые изображения | 2 г. 6мес. | |
Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке | 2г. 6 мес. | |
Зрительно дифференцирует понятия о протяженности и местоположении | 2г. 6 мес. | |
Импрессивная речь | ||
Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь. Показывает много картинок | 2г. | |
Понимает содержательные, несложные рассказы | 2г. 5м | |
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке | 2г. 5м. | |
Выполняет около 10 инструкций , состоящих из одного действия | 2г. 5м. | |
Экспрессивная речь | ||
Активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Составляет предложения из 3-4 слов. | 2г. | |
Задает вопросы со словами «кто», «где», «куда?» (порядок слов в предложении не всегда правильный | 2г 6м. | |
Легко повторяет фразы | 2г.6м | |
Речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми. | 2г. 10м | |
Из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные: [а,о,у,и, ы,э ], и все простые согласные [б, б’, п, п’, м, м’, т, т’, н, н’, к, к’, г,г’, в, в’, ф,ф’], строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. | 3г. | |
Интеллект | ||
Заполняет доску Сегена (путем проб и ошибок) | 2г | |
Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу и принеси мне) | 2г.6м. | |
Подбирает цвета по образцу (синий к синему) | 2г.6м. | |
Классификация на 2 группы (по цвету и форме) | 2г. 6м. | |
Самообслуживание | ||
Ест твёрдую пищу самостоятельно (хлеб, печенье) | 2г | |
Просится на горшок в дневное время | 2г | |
Самостоятельно моет и вытирает руки | 2г. | |
Застёгивает и расстегивает молнию (кроме замка) | 2 г. | |
Ест ложкой, вилкой (аккуратно) | 2г. 6м | |
Одевает простые предметы одежды (варежки, шапку и т.п.) | 2г. 6м. | |
Игра | ||
Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.) | 2 г | |
Делает куличики | 2г. | |
Собирает закручивающиеся игрушки | 2г. | |
Собирает пирамидку по порядку. | 2г. 6мес. |
От 3 до 4 лет
От 3 до 4 лет | Крупная моторика | Возраст |
Прыгает на двух ногах | 3г | |
Мелкая моторика | ||
Копирует круг | 3г. | |
Расстегивает пуговицы | 3г. | |
Зрительное восприятие | ||
Узнает перечеркнутые изображения | 3г. | |
Узнает наложенные изображения | 3г. | |
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы | 3г. 6м | |
Слуховое восприятие | ||
Может отстукивать простые ритмы по образцу | 3г. 6м | |
Импрессивная речь | ||
Может ответить речью, мимикой, жестом на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте | 3г 5 мес. | |
Экспрессивная речь | ||
активный словарь ребёнка насчитывает 1200-1500 слов. В этом возрасте ребёнок начинает использовать речь в качестве средства общения со сверстниками | 3г. | |
Пытается использовать множественное число, прошедшее время | Зг. | |
Использует отрицательные частицы «не, ни» | Зг. | |
Использует прилагательные и местоимения | Зг.6мес. | |
Задает вопросы «когда, что внутри, почему?» | Зг.6мес. | |
Способен вести диалог с взрослым | 3г 6мес. | |
Использует сложные предложения | 3г.6 мес. | |
Ребёнок уже может вести осмысленный диалог со взрослыми, выражать свои мысли | 3г.6 мес. | |
Интеллект | ||
Классификация на две группы (по цвету и форме) | 3г. | |
Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме | 3г. 6мес. | |
- по цвету (3-4 группы) | 3г. 6мес. | |
Вербальный интеллект | ||
Дорисовывает недостающие руки, ножки к человеку | 3г. | |
Самостоятельно рисует человека (примитивно) | 3г.6 мес. | |
Строит сложные сюжетные конструкции | 3г. 6мес. | |
Собирает кубики Линка по образцу | 3г. 6мес. | |
Эмоции, коммуникация | ||
Появляется понимание и использование в речи местоимений «я»-«моё», «ты»- «твоё» | 3г | |
Знает свой пол | 3г. | |
Самообслуживание | ||
Наливает в чашку воду не аккуратно | 3г. | |
Расстёгивает пуговицы | 3г. | |
Игра | ||
Совместная сюжетная игра с другим ребёнком | 3г. | |
Игра с воображаемой действительностью | 3г. 6мес. | |
Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) | 3г. 6мес. |
От 4 до 5 лет.
От 4 до 5 лет | Крупная моторика | возраст | |
Умеет делать кувырок вперед. Прыгает на одной ноге | 4г | ||
Мелкая моторика | |||
Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами) | 4 г. | ||
Режет ножницами бумагу | 4 г. | ||
Зрительное восприятие | |||
Может сам составить рассказ по сюжетной картинке | 4г. | ||
Понимает смысл последовательных картинок | 4 г. | ||
Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом | 4 г. 6мес. | ||
Импрессивная речь | |||
Может ответить на отвлеченные вопросы («Светит ли ночью солнце») | 4г. | ||
Экспрессивная речь | |||
Словарный запас ребёнка около 2000 тысяч активных слов. Он умеет правильно составлять предложения из 5-6 слов. Свободно общается со сверстниками. А во время игры активно её комментирует. К этому возрасту ребёнок должен научиться четно произносить свистящие звуки [с, с’, з,з’,ц], использовать в речи сложносочиненные предложения : «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные». С удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [Р]. | 4г. | ||
Использует вежливые просьбы | 4г. | ||
Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. | 4г. | ||
Правильно,чётко произносит согласные звуки: [ п,п’,б,б’,т,т’,д,д’,ф,ф’,в,в’,к,к’,г,г’,х,х’,с,с’,з,з’,ц, м,м’,н, н’] | 4г. | ||
Использует будущее время | 4г | ||
Грамотно использует предлоги «над» «на», «под», «за», «с/со», «из» | 4г | ||
Хорошо читает стихи | 4г.6м. | ||
Интеллект | |||
Легко заполняет доску Сегена | 4г | ||
Выполняет классификацию картинок (4-5 групп) С помощью Самостоятельно | 4г. 4г.6м. | ||
Сформированы понятия больше, выше, шире, длиннее, равные, одинаковые | 4г. 11м | ||
Эмоции, коммуникация | |||
Использует разные стили общения с детьми и взрослыми | 4г | ||
Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы | 4г. 6м. | ||
Самообслуживание | |||
Застёгивает пуговицы, молнию (с замком), кнопки | 4г. | ||
Одевается самостоятельно, без посторонней помощи | 4г | ||
Отличает перед одежды от спинки | 4г. |
От 5 до 6 лет.
От 5 до 6 лет | Крупная моторика | возраст |
Выполняет одновременно два вида движений | 5л | |
Мелкая моторика | ||
Копирует треугольник | 5 лет | |
Верно рисует квадрат | 5 лет | |
Импрессивная речь | ||
Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «обман», «радость», «страх», «правда» | 5-6 лет | |
Экспрессивная речь | ||
Словарный запас примерно 2500 слов | 5 лет | |
Правильно и четко произносит все звуки русского языка. | 5 лет | |
Употребляет глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, Верно употребляет предлоги. | 5 лет | |
Использует в речи сложные предложения. | 5 лет | |
Лексика обогащена антонимами и синонимами | 5 лет | |
Высказывание напоминает по форме короткий рассказ | 5лет | |
Формируется самоконтроль в речи | 5лет 6 мес. | |
Появление разделительных вопросов | 5 лет | |
Может описать свои чувства | 5 лет | |
Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье, любовь, надежда, ложь» | 5лет 6 мес. | |
Возможно обучение грамоте, для дальнейшего овладения процессом чтения | 5 лет 6 мес. | |
Интеллект | ||
Сформированы понятия «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые» | 5лет | |
Вербальный интеллект | ||
Исключение предметов (тест 4-ый лишний) иногда затрудняется объяснить | 5 лет | |
Отгадывает загадки, используя накопленный опыт | 5 лет | |
Эмоции, коммуникации | ||
Обращение к взрослым на «Вы», по имени отчеству | 5-6 лет | |
Самообслуживание | ||
Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках | 5 - 6 лет | |
Самостоятельно может надеть и застегнуть одежду. (расстегнуть и снять). | 5 - 6 лет |
От 6 до 7 лет.
От6 до 7 лет | Мелкая моторика | возраст |
Рука готова к формированию графомоторных навыков, для дальнейшего овладения письмом (в школьном возрасте). | 6 лет. | |
Правильно держит ручку в руке. | 6 лет | |
Умело работает ножницами. | 6 лет 6 мес. | |
Импрессивная речь | ||
На слух воспринимает небольшой текст, понимает смысл, выделяет основную мысль текста. | 6 лет | |
Экспрессивная речь | ||
Владеет значением производных слов. | 6 лет | |
Употребляет все части речи | 6 лет | |
Рассказывает и пересказывает свободно | 6 лет 6 мес. | |
Различает и дифференцирует все звуки речи. | 6 лет 6 мес. | |
Практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной | 7 лет | |
Возможно чтение отдельных слогов, простых слов, (коротких предложений). | 6лет 6мес. | |
Готов к овладению письменной речи | 7 лет | |
Вербальный интеллект | ||
Способен классифицировать объекты на классы и подклассы | 7 лет | |
Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений | 7 лет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе (ЗПР) тема «Транспорт»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию высших психических функций (память, внимание, мышление), мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Оригиналь...
Тема: Развитие высших психических функций.
Коспект занятия для детей старшей группы...
Презентация по развитию высших психических функций младших школьников "Приключение в волшебной стране"
Презентация "Приключение в волшебной стране" расчитана на работу по развитию высших психических функций у детей младшего школьного возраста. ...
Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии
Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии: «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы»...

конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе ( ЗПР) тема Профессии
Цель: развитие психических процессов ....
Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет
Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...