АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ЛЕКСИКОН ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СТАРШИХ БРАТЬЕВ И/ИЛИ СЕСТЕР
статья по логопедии
АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ЛЕКСИКОН ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СТАРШИХ БРАТЬЕВ И/ИЛИ СЕСТЕР
В данной статье представлен краткий обзор проведенного исследования, направленного на выявление особенностей лексики детей, которые имеют старшего брата и/или сестру, в данном случае – активного и пассивного словаря детей до 4 лет.
В существующих исследованиях развития младших детей в семье изучаются индивидуально-психологические особенности детей (прежде всего интеллект) в зависимости от порядка рождения, интервалов между рождениями и количества детей в семье. В этих исследованиях показано, что интеллект имеет тенденцию снижаться: 1) от старших детей к младшим, 2) при увеличении количества детей в семье и 3) при уменьшении интервалов между рождениями ([1, с.15], [2, с.137], [3, с.40]). Мы считаем, что кроме изучения когнитивных способностей детей, имеющих братьев и/или сестер, необходимо подробнее исследовать и их речевые способности.
В нашей работе производился количественный анализ МакАртуровских тестовкоммуникативного и речевого развития детей раннего возраста (72 теста детей от 8 мес. до 3 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер). Для исследования мы выбирали только тех детей, чьи братья и/или сестры по возрасту были старше их не более чем на 4 года, потому что наибольшее воздействие на речь младшего ребенка старший оказывает, лишь имея с ним общие интересы.
В отличие от предшествующих исследований, мы проанализировали не только активный, но и пассивный словарь детей. Результаты показали целесообразность такого разделения, поскольку данные в отношении активного и пассивного словаря оказались различными.
Анализ МакАртуровских тестов показал что девочки, имеющие старшего брата и/или сестру, обладают более богатым пассивным лексиконом, нежели девочки, не имеющие старшего брата или сестру. У мальчиков наблюдается противоположная тенденция. Полученные результаты демонстрируют, что считавшееся ранее непреложной истиной положение о том, что словарь не первых детей в семье всегда хуже словаря первых детей, - не совсем справедливо: оно не распространяется на пассивный словарь в том случае, если речь идет о девочках.
Остановимся подробнее на различиях в активном лексиконе. После анализа Мак-Артуровских тестов выявились такие результаты (среднее количество слов в активном лексиконе на одного ребенка от 8 мес. до 1,5 лет): девочки, не имеющие старшего брата и/или сестру – 17 слов, девочки, имеющие старшего брата и/или сестру – 11,5 слов; мальчики, не имеющие старшего брата и/или сестру – 12 слов, мальчики, имеющие старшего брата и/или сестру – 8 слов. Эти данные показывают, что дети, имеющие старшего брата и/или сестру, имеют в целом заметно более низкий показатель по сравнению с их сверстниками, не имеющими старшего брата или сестру: количество слов в активном лексиконе у них меньше, чем у их сверстников.
При анализе освоения активного лексикона детьми от 1,6 до 3 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, также было выявлено, что у девочек богаче активный лексикон, чем у мальчиков. При этом самый богатый активный лексикон оказался у девочек, не имеющих старшего брата и/или сестру. В подтверждение этому приведем полученные нами данные (среднее количество слов в активном лексиконе на одного ребенка от 1,6 до 3 лет): девочки, не имеющие старшего брата и/или сестру – 215 слов, девочки, имеющие старшего брата и/или сестру- 189,5 слов; мальчики, не имеющие старшего брата и/или сестру – 200 слов, мальчики, имеющие старшего брата и/или сестру – 167 слов.
Таким образом, соотношение количества слов в активном лексиконе детей анализируемых нами групп (девочек, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, и мальчиков, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер) – аналогично у детей от 8м. до 1,5 лет и у детей от 1,6 до3 лет, что позволяет считать такое соотношение устойчивой тенденцией.
В пассивном лексиконе детей от 8 мес.до 1,5 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, были выявлены и гендерные различия: оказалось что более богатым пассивным лексиконом обладают девочки, а более бедным – мальчики. Эти данные были вполне ожидаемыми, т.к. известно, что лексикон девочек развивается раньше лексикона мальчиков.
Однако в исследовании выявились и новые факты, ранее никем не изучавшиеся. Мы предположили, что, возможно, существуют различия в освоении лексики детьми, имеющими старшего брата и/или сестру того же пола, что и сам ребенок, и старшего брата и/или сестру другого пола, чем сам ребенок. Разделив детей на «однополые пары» (условное название для пар детей, у которых младшие и старшие дети одного пола) и на «разнополые пары» (условное название для пар детей, у которых младшие и старшие дети разного пола), мы выявили, что самый богатый пассивный лексикон – у девочек, которые имеют старшую сестру, а самый бедный – у мальчиков, имеющих старшую сестру.
Большая разница между однополыми и разнополыми парами наблюдается и в активном лексиконе детей. Продемонстрируем это на примере полученных данных по детям от 1,6 до 3 лет. Так, у девочек, не имеющих старшего брата и/или сестру, средний показатель – 215 слов в активном лексиконе, у девочек из однополых пар – 204 слова, у девочек из разнополых пар – 175слов; у мальчиков, не имеющих старшего брата и/или сестру, – 200 слов, у мальчиков из однополых пар – 169 слов, у мальчиков из разнополых пар - 165 слов.
Итак, в своей работе мы проверили не только активный словарь детей, имеющих старших братьев и/или сестер (как это исследовалось ранее), но и пассивный словарь детей. Выяснилось, что если активный словарь первых детей в семье однозначно богаче активного словаря вторых детей, то эта тенденция не распространяется на пассивный словарь: во всяком случае, у младших девочек он оказался богаче, чем у единственных девочек в семье. Разделение детей на «однополые» и «разнополые» пары также дало интересные результаты. Полученные данные показали, что пассивный лексикон младших детей в семье вовсе не во всех случаях хуже лексикона единственных детей в семье, как это считалось ранее. Обнаружилось, что богатство лексикона напрямую зависит от соответствия/несоответствия пола младшего и старшего ребенка: если пол у них совпадает, то активный лексикон младших детей из таких пар по количеству слов приближается к лексикону единственных детей в семье; если же пол не совпадает, лексикон таких детей – существенно беднее лексикона единственных детей.
Все выявленные особенности заставляют задуматься о необходимости корректирования формирующей работы по развитию речи детей в ДОУ, об учете особенностей не только активного, но и пассивного лексикона детей, а также о целесообразности учета соответствия/несоответствия пола младшего и старшего ребенка в семье для того, чтобы сделать такую формирующую работу более «адресной», более соответствующей дифференцированному подходу к речевому развитию ребенка.
Литература:
Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - М., 1994.- 24 с.
Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142.
Белогай К.Н., Сонина Н.А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Л.И.Божович и современная психология личности: тез. междунар. науч. конф. - М.,2008.- с.36-42.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ЛЕКСИКОН ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СТАРШИХ БРАТЬЕВ И/ИЛИ СЕСТЕР
В данной статье представлен краткий обзор проведенного исследования, направленного на выявление особенностей лексики детей, которые имеют старшего брата и/или сестру, в данном случае – активного и пассивного словаря детей до 4 лет.
В существующих исследованиях развития младших детей в семье изучаются индивидуально-психологические особенности детей (прежде всего интеллект) в зависимости от порядка рождения, интервалов между рождениями и количества детей в семье. В этих исследованиях показано, что интеллект имеет тенденцию снижаться: 1) от старших детей к младшим, 2) при увеличении количества детей в семье и 3) при уменьшении интервалов между рождениями ([1, с.15], [2, с.137], [3, с.40]). Мы считаем, что кроме изучения когнитивных способностей детей, имеющих братьев и/или сестер, необходимо подробнее исследовать и их речевые способности.
В нашей работе производился количественный анализ МакАртуровских тестовкоммуникативного и речевого развития детей раннего возраста (72 теста детей от 8 мес. до 3 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер). Для исследования мы выбирали только тех детей, чьи братья и/или сестры по возрасту были старше их не более чем на 4 года, потому что наибольшее воздействие на речь младшего ребенка старший оказывает, лишь имея с ним общие интересы.
В отличие от предшествующих исследований, мы проанализировали не только активный, но и пассивный словарь детей. Результаты показали целесообразность такого разделения, поскольку данные в отношении активного и пассивного словаря оказались различными.
Анализ МакАртуровских тестов показал что девочки, имеющие старшего брата и/или сестру, обладают более богатым пассивным лексиконом, нежели девочки, не имеющие старшего брата или сестру. У мальчиков наблюдается противоположная тенденция. Полученные результаты демонстрируют, что считавшееся ранее непреложной истиной положение о том, что словарь не первых детей в семье всегда хуже словаря первых детей, - не совсем справедливо: оно не распространяется на пассивный словарь в том случае, если речь идет о девочках.
Остановимся подробнее на различиях в активном лексиконе. После анализа Мак-Артуровских тестов выявились такие результаты (среднее количество слов в активном лексиконе на одного ребенка от 8 мес. до 1,5 лет): девочки, не имеющие старшего брата и/или сестру – 17 слов, девочки, имеющие старшего брата и/или сестру – 11,5 слов; мальчики, не имеющие старшего брата и/или сестру – 12 слов, мальчики, имеющие старшего брата и/или сестру – 8 слов. Эти данные показывают, что дети, имеющие старшего брата и/или сестру, имеют в целом заметно более низкий показатель по сравнению с их сверстниками, не имеющими старшего брата или сестру: количество слов в активном лексиконе у них меньше, чем у их сверстников.
При анализе освоения активного лексикона детьми от 1,6 до 3 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, также было выявлено, что у девочек богаче активный лексикон, чем у мальчиков. При этом самый богатый активный лексикон оказался у девочек, не имеющих старшего брата и/или сестру. В подтверждение этому приведем полученные нами данные (среднее количество слов в активном лексиконе на одного ребенка от 1,6 до 3 лет): девочки, не имеющие старшего брата и/или сестру – 215 слов, девочки, имеющие старшего брата и/или сестру- 189,5 слов; мальчики, не имеющие старшего брата и/или сестру – 200 слов, мальчики, имеющие старшего брата и/или сестру – 167 слов.
Таким образом, соотношение количества слов в активном лексиконе детей анализируемых нами групп (девочек, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, и мальчиков, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер) – аналогично у детей от 8м. до 1,5 лет и у детей от 1,6 до3 лет, что позволяет считать такое соотношение устойчивой тенденцией.
В пассивном лексиконе детей от 8 мес.до 1,5 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, были выявлены и гендерные различия: оказалось что более богатым пассивным лексиконом обладают девочки, а более бедным – мальчики. Эти данные были вполне ожидаемыми, т.к. известно, что лексикон девочек развивается раньше лексикона мальчиков.
Однако в исследовании выявились и новые факты, ранее никем не изучавшиеся. Мы предположили, что, возможно, существуют различия в освоении лексики детьми, имеющими старшего брата и/или сестру того же пола, что и сам ребенок, и старшего брата и/или сестру другого пола, чем сам ребенок. Разделив детей на «однополые пары» (условное название для пар детей, у которых младшие и старшие дети одного пола) и на «разнополые пары» (условное название для пар детей, у которых младшие и старшие дети разного пола), мы выявили, что самый богатый пассивный лексикон – у девочек, которые имеют старшую сестру, а самый бедный – у мальчиков, имеющих старшую сестру.
Большая разница между однополыми и разнополыми парами наблюдается и в активном лексиконе детей. Продемонстрируем это на примере полученных данных по детям от 1,6 до 3 лет. Так, у девочек, не имеющих старшего брата и/или сестру, средний показатель – 215 слов в активном лексиконе, у девочек из однополых пар – 204 слова, у девочек из разнополых пар – 175слов; у мальчиков, не имеющих старшего брата и/или сестру, – 200 слов, у мальчиков из однополых пар – 169 слов, у мальчиков из разнополых пар - 165 слов.
Итак, в своей работе мы проверили не только активный словарь детей, имеющих старших братьев и/или сестер (как это исследовалось ранее), но и пассивный словарь детей. Выяснилось, что если активный словарь первых детей в семье однозначно богаче активного словаря вторых детей, то эта тенденция не распространяется на пассивный словарь: во всяком случае, у младших девочек он оказался богаче, чем у единственных девочек в семье. Разделение детей на «однополые» и «разнополые» пары также дало интересные результаты. Полученные данные показали, что пассивный лексикон младших детей в семье вовсе не во всех случаях хуже лексикона единственных детей в семье, как это считалось ранее. Обнаружилось, что богатство лексикона напрямую зависит от соответствия/несоответствия пола младшего и старшего ребенка: если пол у них совпадает, то активный лексикон младших детей из таких пар по количеству слов приближается к лексикону единственных детей в семье; если же пол не совпадает, лексикон таких детей – существенно беднее лексикона единственных детей.
Все выявленные особенности заставляют задуматься о необходимости корректирования формирующей работы по развитию речи детей в ДОУ, об учете особенностей не только активного, но и пассивного лексикона детей, а также о целесообразности учета соответствия/несоответствия пола младшего и старшего ребенка в семье для того, чтобы сделать такую формирующую работу более «адресной», более соответствующей дифференцированному подходу к речевому развитию ребенка.
Литература:
- Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - М., 1994.- 24 с.
- Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142.
- Белогай К.Н., Сонина Н.А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Л.И.Божович и современная психология личности: тез. междунар. науч. конф. - М.,2008.- с.36-42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...
Приемы активного и пассивного слушания
«Приемы активного и пассивного слушания» Упражнение «Никто не знает, что я…..»Цель: активизация процесса самопознания.Ход упражнения: Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.– Сейчас мы ...
Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет
Числительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, под, около ...
Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет
Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 летЧислительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, по...
Спортивно-развлекательное мероприятие с участием дошкольников и их старших братьев и сестер "Вместе нам не скучно, весело и дружно"
Развлечение включает в себя различные виды конкурсов : спортивные, интеллектуальные и творческие. Они направлены на обогощение семейных отношений, воспитания у старших и младших детей интереса к совме...
Консультация для родителей "Активный и пассивный ребенок"
quot;РЕБЕНОК АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ"....