Конспект логопедического занятия. Тема: развитие высших психических функций" Незнайкины друзья "
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цели занятия:
1. Тренировка навыков мыслительной деятельности;
2. Совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, творческих способностей, речи, мелкой и общей моторики;
3. Обучение расслаблению через образы – так называемые визуализации – зрительные представления.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы;
5. Сплочение детской группы;
Воспитание доброго отношения друг к другу, чувства сопереживания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neznayka.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия.
Тема: развитие высших психических функций.
Незнайкины друзья »
Для детей старшего дошкольного возраста.
Цели занятия:
- Тренировка навыков мыслительной деятельности;
- Совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, творческих способностей, речи, мелкой и общей моторики;
- Обучение расслаблению через образы – так называемые визуализации – зрительные представления.
- Развитие эмоционально-волевой сферы;
- Сплочение детской группы;
- Воспитание доброго отношения друг к другу, чувства сопереживания.
Предварительная работа:
Цикл занятий по развитию ВПФ
Чтение произведения Н. Носова «Незнайка и его друзья»
Участники: Дети ДОУ подготовительной к школе группы и их родители.
Оформление зала:
Зал стилизован под Цветочный город
Стулья и столы по количеству участников – сгруппированы слева и справа.
Мультимедийный комплект (экран расположен перед участниками).
На полу коврики(для релаксации) по числу участников.
Необходимый материал:
Звуковой ряд -фонограммы для сопровождения.
Видеоряд - слайды в соответствии с подобранными играми(картинки, чертежи) 2 мяча, 12 наборов «Кубики для всех», листы бумаги А4 с кляксами, фломастеры, лист бумаги (для расшифровки послания).
Речевой материал: в соответствии с подобранными играми.
Время: 45 мин. Форма занятия – фронтальная.
Ход занятия: |
Организационный момент. Вед : Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые! Приветствуем Вас на нашем празднике друзей -любознательных, веселых и находчивых! И первая игра называется «Улыбнитесь друг другу». Игра «Улыбнитесь друг другу». Цель: Способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника. Руководство: Нужно взяться за руки и улыбнуться сначала соседу справа, затем соседу слева. Улыбаемся друг другу. Ведущий :Какая замечательная игра! Как поднимает настроение! |
Основная часть. (слышится плач) Ведущий : Но что такое! Я слышу, кто-то плачет, наверное что-то случилось! (Входит плачущий Незнайка. ) Он немного невезучий, Ведущий : Что с тобой случилось Незнайка? Незнайка: Я не знаю, что мне делать! В нашем Цветочном городе малыши выбрали Мэра. Им стал малыш по имени Знайка. И он решил, что в городе все малыши должны быть умными, образованными, находчивыми и напридумывал для всех разные задания. Все конечно справились. И за это каждому малышу Знайка дал медаль. Всем! Кроме меня! Потому, что я сказал Знайке, что и так образованный, без его всяких заданий! И тогда он мне сказал, что когда я выполню все задания жителей Цветочного города, тогда и медаль получу! Я так хочу эту меда-а-аль!!!!(плачет) Не печалься Незнайка! Наши ребята и их родители –твои друзья и с удовольствием помогут тебе. (Команда родителей занимает места слева, а команда детей справа. ) Ведущий : Давайте узнаем поближе обитателей Цветочного города (слайд) Зна́йка —Мэр Цветочного Города. Знайка весьма умный, так как читает очень много книг и очень любознателен, а также очень строг . Винтик и Шпунтик очень изобретательных и беспокойных ума. Главные механики, плотники, слесаря. Мастера на все руки. Неразлучны, как и положено братьям. Ворчун — ворчливый, вечно всем недовольный. Аво́ська и Небоська— братья коротышки. Прославились тем, что любили всё делать на «авось» и «небось». Пилюлькин— врач широкого профиля в Цветочном Городе. Считает, что врачевание должно носить не только лечебный, но и поучительный характер. Мушка , Ромашка и Кнопочка —просто хорошие девочки из цветочного города Пончик— толстенький, немного прижимистый, немного жадный, но в целом, добрый и отзывчивый коротышка. Гусля —городской, всем известный музыкант . Тюбик —очень талантливый художник . Стекляшкин — ученый астроном Цветочного города. Ну вот и познакомились. ( слайд с разбушевавшимся Знайкой.) Незнайка: А во-от он наш мэр Знайка! Указы свои издает! Вед: не переживай Незнайка! мы поиграем в игру которая понравится Знайке! Ведь она так и называется «Я знаю!» (выполняется по 3 задания от команды) Игра «Я знаю» Цель: Учить классифицировать, обобщать. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, общую моторику. Материал: мяч. Примерный речевой материал: имена детей , названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, ягоды, продукты, одежда, мебель и др. Содержание: Предлагается общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, просим ребенка назвать 5 имен мальчиков. При этом, называя имена, ребенок должен одной рукой бить мяч об землю. Слова ребенка: Я знаю пять имен мальчиков: Саша — раз, Миша — два, Сережа —три, Алеша —четыре, Денис — пять. Для игры использовать общие понятия. Ведущий : Ну вот Незнайка все запомнил? Незнайка: Да! Теперь Знайка будет мной доволен! Я наверное самый хороший из всех жителей цветочного города, все запоминаю, всегда со всем соглашаюсь, не перечу, не ворчу как наш Ворчун… Ведущий: Ну поскромнее Незнайка! Ворчуну Знайка дал непростое задание. Оно называется «Скажи наоборот» Попробуй его выполнить с нами. Игра «Наоборот» Цель: Обогащать и активизировать активный словарь, тренировать способность представить весь спектр изменений, связанных с названным словом. Активизировать словарный запас ребенка, быстроту реакции при подборе нужного слова. Содержание: 1Примерный речевой материал: Перечислить все слова, обозначающие действия, противоположные названным. например: таять—замерзать. 2 (вариант для родителей) Примерный речевой материал: велосипед; дерево; тропинка; книга; заяц; коршун; кирпич; ракета. Называется какой-либо предмет, например «дом». Надо перечислить как можно больше других предметов., противоположных данному. Противопоставлять предметы можно по различным признакам. НАПРИМЕР: признак «закрытость» — дом закрывает, охраняет, уберегает. Противоположный предмет по этому признаку к поле» — поле открывает, делает видимым и уязвимым. Слово «сарай» противостоит слову «дом» по другому признаку: размеру или степени комфорта. Слово «вода» может противостоять слову «дом* по признаку «твердость»: дом — твердый, а вода — жидкая. В группе, то побеждает тот, кто указал наибольшее количество противоположных предметов, объяснив, какие признаки в них противоположны. Ведущий :Молодцы команды! Все очень активные, сообразительные, находчивые! Незнайка, а кто в вашем цветочном городе обладает этими качествами? Незнайка: Ну я наверное! И может ещё Винтик и Шпунтик. Ведущий :Посмотрим задание Винтика и Шпунтика. Надеюсь мы справимся с работой. Игра «Кубики для всех» (выполняется по 3 задания от команды) Игра « Кубики для всех» Цель: Тренировать в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Учить мыслить пространственными образами /объемными фигурами/, умению их комбинировать. Развивать пространственное мышление ребенка, способность детей к анализу и синтезу Материал: наборы кубиков-головоломок и чертежей-заданий, по которым надо строить модели./Б.П. Никитин «Ступеньки творчества»/ Содержание: Задания подобраны в порядке возрастания сложности. В игре выполняется задание: построить модель по чертежам. Ведущий : Молодцы команды! Справились с заданием! Что скажешь Незнайка? Незнайка: Да уж все так точно по чертежам выполнено-прямо точь в точь, а не так сяк или как ещё говорят не на «авось –небось». Ведущий: Интересно, а какое задание дал Знайка Авоське с Небоськой? Посмотрим! Игра от Авоськи и Небоськи называется Игра «Кем был, кем будет, во что превратится» Цель: Развивать умение выделять существенные признаки предметов. Содержание: 1Рассказать кем будет. Примерный речевой материал: Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком". Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.) - бумага - книгой 2 ( для родителей )рассказать, во что превратится Ведущий: Ну вот молодцы справились! Правильно Знайка сделал, что дал Авоське и Небоське именно это задание! Теперь они владеют точной информацией, а не надеются на авось и небось! А ты Незнайка все понял? Незнайка: Конечно! У меня память же хорошая! И вообще я очень способный, умный, красивый, достойный весь такой… Ведущий: Подожди Незнайка! Тебе не кажется, что ты так расхвастался, так заважничал, что стал похож на воздушный шар? Незнайка: Ой! Это ж я почти выполнил одно из заданий нашего коротышки Пончика! Ведущий: Интересно! Посмотрим, что это за задания! (слайд Пончик) Упражнения на мышечную релаксацию с использованием зрительных образов. Цель: успокоение и избавление от напряжения. «Воздушный шар» Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 —2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния. «Лимон» Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. За тем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. «Птица, расправляющая крылья» Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление. Ведущий: Незнайка понравилось тебе птицей быть? Незнайка: Да уж! Я однажды уже представил себя птицей! Как разбежался, как полетел вверх тормашками и такую ссадину себе устроил, что просто ужас!!! Ведущий: Бедный Незнайка! Надо быть осторожнее! А справиться с неприятностями тебе помогут задания доктора Пилюлькина и наши участники. (Слайды: Доктор Пилюлькин-«Если малыш поранился») Игра «Если малыш поранился » Цель: Учить элементарным приемам оказания первой медицинской помощи. Материал: Изображения наиболее часто встречающихся бытовых травм. Взрослые и дети разбирают типичные ситуации и рассказывают о первой помощи пострадавшим. Незнайка: Теперь я умею тоже оказывать первую помощь пострадавшим! А за этого мальчика я даже переживаю, ему наверное очки придется теперь носить! Ведущий: Ну что ты Незнайка! Если помощь оказана правильно, то все будет в порядке! А очки… они же разные бывают. Незнайка :Да! Вот у нашего Знайки есть волшебные очки! Как- то раз их взяли девочки из цветочного города и выполнили все Знайкины задания! Ведущий: Замечательно! Давай и мы попробуем! Игра «Волшебные очки» Цель: Учить понимать выразительность формы, развивать способность опознавать элементарные особенности линейной формы, включённой в эстетический образ. Назовите 5 предметов круглой формы, которые вы встретите. Ведущий: Как здорово у вас получается, да и у Незнайки, похоже скоро будет Знайкина золотая медаль! Кстати очень круглая! Незнайка: Конечно я стараюсь, но до медали ещё далековато, как до звездочки- кажется рукой подать, а она так далеко, что трудно представить… Ведущий: Но для нас нет ничего невозможного! У тебя же есть друг - музыкант Гусля, вот под его музыку можно все, что угодно представить, даже далекую чудесную золотую звезду. (Участникам предлагается удобно расположиться на ковриках) Релаксационное упражнение «Твоя звезда» Цель: обучать расслаблению через образы – так называемые визуализации – зрительные представления. (Упражнения выполняется под музыкальное сопровождение лежа на ковриках , в расслабленных позах, с закрытыми глазами.) Представьте себе, что над вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это - ваша звезда, она принадлежит вам и заботится о том, чтобы вы были счастливы. Представьте себе, что вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости... Представьте себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все ваше тело... Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что вы как и ваша звезда, тоже испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам по комнате. Подумайте обо всех и пошлите всем немного света... Теперь пошлите немного света людям, которых нет в комнате: своим домашним, друзьям, близким, знакомым. Теперь прислушайтесь к себе. Вы ощущаете сильные чувства, которые вам все сейчас посылают. Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда устанете, у вас грустное настроение, или просто нужны свежие силы... А сейчас попрощайтесь со своей звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, нужно открыть глаза и снова оказаться в этой комнате.Раз...Два...Три... Незнайка: Ой как мне понравилось представлять свою звезду! А вы знаете, у нас в Цветочном городе, есть астроном Стекляшкин, так вот: он в свою подзорную трубу все звезды на небе рассмотрел! Ведущий: Да и мы попробуем сейчас выполнить задание Стекляшкина: Игра «Звезды на небе» Цель:. Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Познакомить их с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен. Материал. 12 отдельных картинок (слайдов) с изображениями сказочных животных или людей, символизирующих созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас) и 12 схематических изображений созвездий. Руководство: Примечание: В данном случае участники рассказывают о созвездии, затем называют схематическое изображение созвездий, , открывается соответствующий слайд. Незнайка: Какое же у нас воображение! В разных группах звезд мы умеем находить та-акие картинки! Вот наш художник Тюбик тоже хорошо воображает, ой, фантазирует! Он из любой кляксы может картину сделать! Ведущий: Да! И нам предстоит именно это творческое задание! Игра «Кляксы» Цель: Учить понимать выразительность формы, развивать способность опознавать элементарные особенности линейной формы, включённой в эстетический образ. Развивать наблюдательность, воображение, речь. Незнайка предлагает посмотреть какие красивые рисунки он умеет рисовать. Раздает участникам листы бумаги свернутые вдвое. Все разворачивают листы и видят кляксы. Вместе с Незнайкой они определяют, на что похожи кляксы. Эта клякса – пароход. Эта клякса – бегемот. Эта клякса. Как ромашка На лесной опушке. Эта клякса будет кот – На макушке ушки. Незнайка просит участников дорисовать кляксы, добавив детали. Незнайка: Ну вот и помогли мне ребята и родители выполнить все задания Знайки для жителей цветочного города! Ведущий: Подожди Незнайка! Есть ещё одно зашифрованное послание Знайки, которое необходимо расшифровать. Ты Незнайка знаешь буквы? Незнайка: Только некоторые, учу...вот! А наши ребята уже готовятся стать школьниками и конечно справятся с заданием Знайки! Игра «Зашифрованное послание» Цель: Закреплять умение соотносить буквы с различными значками. Материал: таблица-образец, показывающая, какой значок соответствует какой букве. На половине слайда текст с зашифрованным посланием. Лист бумаги. Фломастеры. Содержание: Взрослый говорит: нужно расшифровать все значки, превратить их в буквы, прочитать и узнать, что за послание прислал нам Знайка. Все участники совместно расшифровывают послание Знайки: Дорогие ребята! Медали получат все! Поздравляю! Ваш Знайка! (все получают шоколадные медали) Незнайка: Спасибо Вам ребята за вашу помощь и поддержку, я очень рад, что у меня появилось столько хороших друзей! Ведущий: Всем участникам большое спасибо! Желаем всегда оставаться такими же дружными веселыми и находчивыми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе (ЗПР) тема «Транспорт»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию высших психических функций (память, внимание, мышление), мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Оригиналь...
Тема: Развитие высших психических функций.
Коспект занятия для детей старшей группы...
Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии
Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии: «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы»...
конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе ( ЗПР) тема Профессии
Цель: развитие психических процессов ....
конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе ( ЗПР) тема Профессии
Цель: развитие психических процессов ....
«Незнайкины друзья » Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.
Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия. Тема: развитие высших психических функций.
Цель: развитие речевого внимания у детей; развитие слухового внимания; развитие словесно-логического мышления....