НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЛИКА К БАБУШКЕ ОЛЕ В ДЕРЕВНЮ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Вдовина Наталия Александровна
НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЛИКА К БАБУШКЕ ОЛЕ В ДЕРЕВНЮ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №15»

Адрес: 140105, Московская область, г.Раменское, ул. Космонавтов, дом 12

Телефон: 8(496)4631871   E-mail: detsad-15@inbox.ru   www.ramdou15.edumsko.ru

Конспект подгруппового занятия

по обучению грамоте

детей старшего дошкольного возраста с ТНР

«Путешествие Ослика к бабушке Оле в деревню»

                                                       

Подготовила

учитель-логопед  Вдовина Н. А.

г. Раменское

Тема: Звук { O} и буква О. Лексическая тема «Домашние животные».       Предлог О.

«Путешествие Ослика к бабушке Оле в деревню»

Цель: подготовка к обучению элементам грамоты

Задачи: 1) коррекционно-образовательные:

  • познакомить  со звуком  {О} и буквой О;
  • формировать фонематическое восприятие;
  • тренировать постановку словесного ударения;
  • расширять словарный запас по теме «Домашние животные»: сено, пучок сена, охапка сена;
  • формировать звуко-буквенный анализ слов (количественный и качественный состав слов);

                2) коррекционно-развивающие:

                  -    развитие зрительного, слухового, речевого внимания;

                  -    развитие общей моторики, координации речи с движением;

                  -    развитие мелкой и артикуляционной моторики;

                  -    развитие диафрагмального дыхания;

                   -   развивать учение ориентироваться в песочнице;

                 3) коррекционно-воспитательные:

        -    способствовать созданию бодрого и радостного настроения;

        -    воспитывать  уважение к труду людей на селе, любовь к    домашним животным;

        -    воспитывать культуру бережного отношения к собственному здоровью.

Оборудование

  1. Прищепки.
  2. Фигурки Ослика и бабушки Оли.
  3. Звуковой паровозик (таблица фонем русского языка)
  4. Карточка шершавой буквы О (по Монтессори).
  5. Волшебное покрывало, волновой барабан.
  6. Диск с игрой- хороводом «Лютики-ромашки».
  7. Игровое поле «Ферма»
  8. Картинки домашних животных: коза, лошадь, корова, собака, кошка.
  9. Пучки сена ( 4 шт.)
  10. Интерактивная доска, флеш-карта игр Мерсибо.
  11.  Кольцевые эспандеры, оськи-гаечки по количеству детей.
  12.  Массажные коврики для ног, барабанные палочки по количеству детей.
  13.  Груши по количеству детей.
  14. Магнитная азбука, буквы.
  15.  Игровое пособие «Солнышко», схемы звуков.
  16.  Песочница, 2 кисточки и 2 фигурки.
  17. Сундучок со сладкими подарками.

Ход занятия

1.Орг. момент

2. Игра «Наблюдатели» +словесное ударение+обводка шершавой буквы О+характеристика звука О

3. «Волшебное покрывало»

4. Игра-хоровод «Лютики-ромашки» 

5. Кукла-бабушка и ферма с перевёрнутыми картинками домашних животных

6. Игра «Кто у б.О. в загоне, расшифруйте?»

7. Упр. «Кому дадим пучок сено?»

8. Упр. с кольцевыми эспандерами, видео артикуляционной гимнастики.

9. Рифмовки, оськи-гаечки

10. Игра «Чей голос?» (Мерсибо, интерактивная доска, стикеры, лазер-указка)

11. Речь с движением рук «С барабаном ходит Ослик…»

12. Дыхательное упр. «Ох, как пахнет!»

13.Упр. «Любимец Б.О.» (магнитная азбука, буквы)

14. Упр. «Солнышко»

15.Ритуал входа в песочную страну

16.Упр. «Раскопай мечты»

(2кисточки, 2 фигурки под слоем песка)

17.Ритуал выхода из песочной страны

18.Итог занятия

(Дети надевают на правый рукав прищепку) Психологический настрой на занятие: Наши ножки….

Поздоровайтесь с гостями.

- Ребята, посмотрите на нашу живую азбуку. - Найдите пустой домик. С какой буквой?

- Кого нет в домике?    - Нет Ослика.- Позовите его, поставьте ударение.

-Ой, а где же он?- Найдите его глазками. – Где сидит Ослик? -Он сидит на лампе.

- Какую букву принёс нам Ослик?   - Букву О (Обводят шершавую букву)

- Скажем и покажем звук О. Посмотрите на звуковой паровозик. – Какой это звук? –гласный. – Какой домик у звука О?- красный.

-У нас сегодня будет много слов со звуком О. Запоминайте их.

С помощью нашего волшебного покрывала вместе с Осликом навестим Б.О. в деревне. (Дети слышат звуки волшебного барабана)

-Вот мы с вами и в деревне. До дома Б.О. надо доехать.

-Дети перемещаются, выполняя команды в игре-хороводе «Лютики-ромашки» (Положите правую руку на правое плечо соседа, при повороте руки меняются.) – Кланяемся Б.О.

- Дети садятся на стульчики.

-Нас встречает и приветствует Б.О.: во-ВО-во, до-до-ДЁ.

Давайте отгадаем, кто живёт рядом с Б.О. – Расшифруйте слова: шадь-ло, ро-ко-ва, за-ко, ца-ов, ба-са-ка, ка-кош (дети отгадывают, картинки открываются).

-Каким общим СЧ назовём все эти предметы? – Домашние животные.

-Б.О. накосила много сена. Понюхайте его, потрогайте. Возьмите пучок сена. Дайте пучок сена тому животному, кого загадаю: по гласным звукам: о-О-а, о-А ; по губам: лошадь.

-Чтобы ухаживать за животными, нужны крепкие, сильные руки.

- правая рука –«Лошадка»

- левая рука –«Песенки Ослика: О-И-О-И» .

-После работы Б.О. тоже  поёт песенки, подключайтесь.

- Б.О. зовёт нас на скотный двор.- Просит  угадать «Чей голос звучит?»  

Б.О. зовёт Ослика и нас в сад за грушами. (Дети разуваются, берут барабанные палочки и встают на коврики) – С кем собирали груши? – С Осликом.

-Стоя на ковриках, дети нюхают ароматные груши: Ох, как пахнет! Ох, как душисто пахнет! Ох, как вкусно душисто пахнет!»

-Спасибо Б.О. за груши, мы их позже съедим.

-Дети садятся на стульчики.

- Давайте узнаем любимца Б.О.

-Называю звуки, вы ставите буквы: КОТЫ, читаем.

–Это один или много? – много.

- Как нужно изменить слово, чтобы стал один? – убрать букву Ы: КОТ. -читаем. -Кто любимец Б.О.? –КОТ.

- Ой, на улице выглянуло солнышко, Б.О. его очень ждёт. У него есть умные лучики.- Выложите схему слова КОТ: количественную, качественную.

-Б.О. очень счастлива и зовёт вас с Осликом поиграть в песочницу.- Встаньте перед ней.

-Положите ладошки на песок, почувствуйте его и скажите, какое у вас настроение. -Когда о чём-то мечтаешь, то какое настроение? -мечтательное.

-Давайте узнаем , о чём мечтают Б.О. и Ослик.

-Перед вами фигурки Б.О. и Ослика.- Выберите одну из них.- Поставь фигурку Б.О. в верхний левый угол, фигурку Ослика – в верхний правый угол. –Возьмите кисточки и раскопайте мечту Б.О. и мечту Ослика.

-О чём мечтает Б.О.?- Б.О. мечтает О сОлнышке!

-О чём мечтает Ослик?- Ослик мечтает О торте! (салфетки для рук)

-Протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берём с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились!»

-Б.О. благодарит вас за то, что побывали у неё в гостях. А нам с Осликом пора возвращаться в детский сад. –Что нам в этом поможет? – Волшебное покрывало (звучат волшебные звуки волнового барабана)

- Какие запомнили слова со звуком О?

-Какие упражнения трудно было выполнять, какие легко?

-Чему научились сами?

-В этом сундучке Б.О. и Ослик передают вам и нашим гостям сладкие подарки!

 

Приложение

1.Рифмовки

Ох, трудиться нелегКО- ко-ко-ко, ко-ко-ко.

Ой, пора и мне домОЙ-ой-ой-ой, ой-ой-ой.

2.Речь с движением рук

С барабаном ходит Ослик -  Бом бом бом -бом бом бом

Целый день играет Ослик - Бом бом бом -бом бом бом

С барабаном за плечами - Бом бом бом -бом бом бом

Ослик в сад забрёл случайно – Бом бом бом -бом бом бом

Очень груши он любил - Бом бом бом -бом бом бом

Барабан в саду забыл - Бом бом бом -бом бом бом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети учатся различать на слух твёрдый и мягкий звуки [д],  [д,]; дифференцировать звуки [д], [т];  знаком...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет....

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Из личного опыта воспитателя Быковой Татьяны Васильевны.Воспитатель второй квалификационной категории ГБОУ детский сад комбинированного вида №711 СВАО г. Москвы....

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...