Проект «Волшебные ёжики»
проект по логопедии (старшая группа)
Название проекта | «Волшебные ёжики» |
Тема проекта | развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Михейкина Диляра Ильдусовна, учитель-логопед |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 108» города Чебоксары, Чувашской Республики, подготовительная группа |
Проблема, на решение которой направлен проект | На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одно из направлений нашей педагогической деятельности в рамках проекта здоровьесберегающие технологии в работе логопеда - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии в процессе коррекции речи. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия - одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (Су по-корейски - кисть, Джок - стопа.) Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы су-джок терапии, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно, сократятся сроки коррекционной работы.
|
Цель проекта | Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми, коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии. |
Задачи проекта | Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок. Стимулирование речевых зон коры головного мозга. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей. Коррекция речи с движением. Повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников. |
Участники проекта | Учитель-логопед, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели. |
Сроки реализации проекта | с 01.07.2018г по 01.06.2019г (проект средней продолжительности) |
Ожидаемые результаты | 1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. 2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста. 3. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по развитию мелкой моторики и устранению речевых недостатков детей в домашних условиях 4. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев. |
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Необходимо заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии.
Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Волшебные ёжики».
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта являются учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №108» г. Чебоксары Михейкина Диляра Ильдусовна, дети подготовительной к школе группы и родители. Роль участников проекта представлена в таблице №2.
Таблица 2-Участники проекта
Участник | Роль в реализации проекта |
Учитель-логопед |
|
Родители | Взаимодействуют, сотрудничают с учителем-логопедом при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта. Мастер-класс по использованию Су-Джок терапии, консультирование. |
Воспитанники (дети подготовительной к школе группы) | Активные участники проекта. Принимают участие в развитии мелкой моторики. Организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.2015г.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.
Кадровые ресурсы: учитель-логопед Михейкина Диляра Ильдусовна
Материально-технические ресурсы:
• Научно-методической литературы по теме проекта;
• массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами;
• грецкие орехи; колючие валики
• компьютер, проектор, набор дисков (для демонстрации аудиозаписей, мультфильмов, презентаций).
• Анкета для родителей;
- картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам
Педагогические мероприятия.
Буклет «Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников», 02.10.018г
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Шариками играем — речь развиваем», 14.02.2019г ;
Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста», 13.12.2018г;
Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
Выступление на собрании родителей " Нетрадиционная технология
Су - Джок терапия", январь 2019г
Презентация опыта на муниципальном практико – ориентированном семинаре «Предметно – пространственная среда ДОУ, как условие предоставления качественного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
• Изучение методики «Су – Джок» • Знакомство детей с Су Джок, правилами его использования. • создание стендов для родителей с материалами по Су-Джок терапии. •Приобретение шариков «Су – Джок»
| Совместная деятельность с детьми: Обучение детей в режимных моментах: - использование шариков Су Джок для повышения иммунитета, развития мелкой моторики и речевого развития; Использование упражнений и массажа: -в непосредственно-образовательной деятельности, как физкультминутки, - перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз; Самостоятельная деятельность детей Ежедневный массаж шариками и колечками «Су Джок» Взаимодействие с родителями: 1. Родительское собрание " Нетрадиционная технология Су - Джок терапия" 2. Буклет для родителей по «Су-Джок» 4. Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений» 5. Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях. Взаимодействие с педагогами: 1. Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста» 2. Мастер-класс для педагогов «Шариком играем речь развиваем»
| • Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. -проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями. - систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта. •Анкетирование родителей •Сбор фотоматериалов •Открытое мероприятие. •Презентация •Публикация проекта на сайте детского сада
|
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Месяц | Темы месяца | Занятия с Су-Джок шариком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь - октябрь | Осень Деревья осенью. Листья. Овощи Фрукты Насекомые Грибы и ягоды | Тема « Овощи»
Тема « Фрукты».
Тема « Насекомые».
Тема « Грибы»
Тема « Ягоды».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь | Домашние животные и их детеныши Дикие животные и их детеныши Осенняя одежда, обувь, головные уборы Зима | Тема « Одежда».
Тема « Домашние животные».
Тема « Домашние птицы».
Еж
Тема «Поздняя осень».
Тема « Дикие звери зимой»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь | Мебель Посуда Животные жарких стран Новый год | Тема « Мебель».
Тема «Посуда».
Тема « Новый год»
Тема « Зимние забавы»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь | Инструменты Морские, речные и аквариумные обитатели. | Тема « Подводный мир».
Рыбки
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль | Семья Комнатные растения День защитников Отечества Транспорт | Тема «Семья». «Мальчик-пальчик».
Тема «Транспорт»
Тема «23 февраля». «Наша армия».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март
| Весна Мамин праздник Перелетные птицы весной Растения и животные весной | Тема « Перелетные птицы».
Тема « Дикие животные весной»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель | Наша страна Профессии Наш дом Сад-огород-лес | Вот помощники мои
На лужок
Капустка
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май | Человек Школа. Школьные принадлежности | Тема «Школа. Школьные принадлежности». «Что ждет меня в школе». Парта ждет меня, во-первых, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Круговые движения шарика между ладонями.
|
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.
Критерии реализации проекта:
Педагоги:
1. Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей через:
• консультации;
• семинары – практикумы;
• мастер-классы.
Дети:
1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.
2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.
3. Использовав игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.
4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.
5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.
Родители:
1. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д.
Заключение.
Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования педагогам и родителям. У детей повысилась речевая активность- это проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.
Родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Проект может быть использован педагогами в рамках организации тематических занятий в образовательной области.
1. Познание.
-Экспериментальная деятельность:
познание свойств: предметов быта, природного материала (фасоль, крупа, прищепки) .
-Д/и «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
2. Коммуникация.
- Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры: «Семья», «Капуста», «Кошкин дом» и т. д.
3. Социализация.
- Коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. 4. Художественное творчество.
-Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе»и т. д.
5. Предметно – развивающая среда.
- Пополнение уголка сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика).
6. Здоровье.
-Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.
7. Совместная деятельность с родителями.
-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
-Выполнение творческих заданий.
-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Проект с 11.12.2017 по 30.05.2018 (проект средней продолжительности), направлен на развитие мелкой моторики рук и может быть использован в практике ДОУ.
Вывод:
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Список литературы
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.
- Ткаченко Т.А. С пальчиками играем, речь развиваем. 3-5 лет. – М. : Литур, 2016.
- Фалева А.С. Тактильные чистоговорки: тетрадь тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2018.
- Фалева А.С. Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. – СПб : Детство – Пресс, 2008.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Анализ внешней среды
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такой режим дня ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Большая часть родителей и педагогов в детском саду, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Настоящее современное общество - мир компьютеризированной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость не только мелкой, но и крупной моторики. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук, что в свою очередь оказывает влияния на развитие речи. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени.
Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей. Развитие сложно-координированных движений важно начинать с самого младшего возраста. Вот почему важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной, что является ошибочным.
Как известно, один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста является уровень развития крупной и мелкой моторики.
Анализ внутренней среды
Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл ООД с детьми и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 108 «Сказка» города Чебоксары Чувашской Республики; сокращенное наименование – МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары, функционирует с 1977 года, расположено по адресу: ул. Ленинского Комсомола, 46А, г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428022.
Реализуя «Программу от рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т. С.Комаровой) работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы ООД.
Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый во всех видах логопедических занятий, для преодоления речевых нарушений у детей. Разнообразие предлагаемых игровых упражнений и практических заданий способствует повышению уровня заинтересованности детей.
Применение данного материала способствует:
-стимулированию развития речи через активизацию движений пальцев рук;
- овладению приемами самомассажа и расслабления;
- развитию тактильной чувствительности и умению оперировать мелкими предметами;
- координированию движениями обеих рук;
- формированию переключаемости с одного вида движения на другое.
- развитию изобразительных и графических навыков;
- повышению уровня зрительно-двигательной координации, моторной ловкости;
- развитию двигательной памяти, произвольности и точности движений;
- формированию фонетико-фонематической базы речи;
-формированию навыков правильного произношения, т.к. сокращаются сроки в процессе постановки и автоматизации звука;
- развитию фразовой и связной речи, речевой моторике;
- активизации развития высших психических функций, познавательной деятельности;
- формированию социальной адаптации у детей.
Развивая мелкую моторику в рамках проекта, мы обогащаем и расширяем работу, опираясь на интересы ребенка и семьи.
Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Игры и игровые упражнения проводятся с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.
Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Для удобства работы педагога упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Игры и игровые упражнения проводятся на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал был разделен в соответствии с лексическими темами (см. таблица 1).
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми, коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии.
Задачи:
- Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
- Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
- Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
- Коррекция речи с движением.
- Повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников.
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта являются учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №108» г. Чебоксары Михейкина Диляра Ильдусовна, дети подготовительной к школе группы и родители. Роль участников проекта представлена в таблице №2.
Таблица 2-Участники проекта
Участник | Роль в реализации проекта |
Учитель-логопед |
|
Родители | Взаимодействуют, сотрудничают с учителем-логопедом при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта. Мастер-класс по использованию Су-Джок терапии, консультирование. |
Воспитанники (дети подготовительной к школе группы) | Активные участники проекта. Принимают участие в развитии мелкой моторики. Организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.2015г.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.
Кадровые ресурсы: учитель-логопед Михейкина Диляра Ильдусовна
Материально-технические ресурсы:
• Научно-методической литературы по теме проекта;
• массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами;
• грецкие орехи; колючие валики
• компьютер, проектор, набор дисков (для демонстрации аудиозаписей, мультфильмов, презентаций).
• Анкета для родителей;
- картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам
Педагогические мероприятия.
Буклет «Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников», 02.10.018г
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Шариками играем — речь развиваем», 14.02.2019г ;
Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста», 13.12.2018г;
Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
Выступление на собрании родителей " Нетрадиционная технология
Су - Джок терапия", январь 2019г
Презентация опыта на муниципальном практико – ориентированном семинаре «Предметно – пространственная среда ДОУ, как условие предоставления качественного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
• Изучение методики «Су – Джок» • Знакомство детей с Су Джок, правилами его использования. • создание стендов для родителей с материалами по Су-Джок терапии. •Приобретение шариков «Су – Джок»
| Совместная деятельность с детьми: Обучение детей в режимных моментах: - использование шариков Су Джок для повышения иммунитета, развития мелкой моторики и речевого развития; Использование упражнений и массажа: -в непосредственно-образовательной деятельности, как физкультминутки, - перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз; Самостоятельная деятельность детей Ежедневный массаж шариками и колечками «Су Джок» Взаимодействие с родителями: 1. Родительское собрание " Нетрадиционная технология Су - Джок терапия" 2. Буклет для родителей по «Су-Джок» 4. Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений» 5. Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях. Взаимодействие с педагогами: 1. Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста» 2. Мастер-класс для педагогов «Шариком играем речь развиваем»
| • Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. -проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями. - систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта. •Анкетирование родителей •Сбор фотоматериалов •Открытое мероприятие. •Презентация •Публикация проекта на сайте детского сада
|
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Месяц | Темы месяца | Занятия с Су-Джок шариком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь - октябрь | Осень Деревья осенью. Листья. Овощи Фрукты Насекомые Грибы и ягоды | Тема « Овощи»
Тема « Фрукты».
Тема « Насекомые».
Тема « Грибы»
Тема « Ягоды».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь | Домашние животные и их детеныши Дикие животные и их детеныши Осенняя одежда, обувь, головные уборы Зима | Тема « Одежда».
Тема « Домашние животные».
Тема « Домашние птицы».
Еж
Тема «Поздняя осень».
Тема « Дикие звери зимой»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь | Мебель Посуда Животные жарких стран Новый год | Тема « Мебель».
Тема «Посуда».
Тема « Новый год»
Тема « Зимние забавы»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь | Инструменты Морские, речные и аквариумные обитатели. | Тема « Подводный мир».
Рыбки
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль | Семья Комнатные растения День защитников Отечества Транспорт | Тема «Семья». «Мальчик-пальчик».
Тема «Транспорт»
Тема «23 февраля». «Наша армия».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март
| Весна Мамин праздник Перелетные птицы весной Растения и животные весной | Тема « Перелетные птицы».
Тема « Дикие животные весной»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель | Наша страна Профессии Наш дом Сад-огород-лес | Вот помощники мои
На лужок
Капустка
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май | Человек Школа. Школьные принадлежности | Тема «Школа. Школьные принадлежности». «Что ждет меня в школе». Парта ждет меня, во-первых, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Круговые движения шарика между ладонями.
|
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.
Критерии реализации проекта:
Педагоги:
1. Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей через:
• консультации;
• семинары – практикумы;
• мастер-классы.
Дети:
1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.
2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.
3. Использовав игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.
4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.
5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.
Родители:
1. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д.
Заключение.
Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования педагогам и родителям. У детей повысилась речевая активность- это проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.
Родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Проект может быть использован педагогами в рамках организации тематических занятий в образовательной области.
1. Познание.
-Экспериментальная деятельность:
познание свойств: предметов быта, природного материала (фасоль, крупа, прищепки) .
-Д/и «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
2. Коммуникация.
- Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры: «Семья», «Капуста», «Кошкин дом» и т. д.
3. Социализация.
- Коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. 4. Художественное творчество.
-Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе»и т. д.
5. Предметно – развивающая среда.
- Пополнение уголка сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика).
6. Здоровье.
-Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.
7. Совместная деятельность с родителями.
-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
-Выполнение творческих заданий.
-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Проект с 11.12.2017 по 30.05.2018 (проект средней продолжительности), направлен на развитие мелкой моторики рук и может быть использован в практике ДОУ.
Вывод:
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Список литературы
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.
- Ткаченко Т.А. С пальчиками играем, речь развиваем. 3-5 лет. – М. : Литур, 2016.
- Фалева А.С. Тактильные чистоговорки: тетрадь тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2018.
- Фалева А.С. Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. – СПб : Детство – Пресс, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/12/picture-66577.jpg)
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/02/picture-647212-1435834989.jpg)
Развитие речи детей старшей оздоровительной группы через художественное творчество на примере проекта "Как ёжик готовился к зиме"
В данной статье рассматривается проект по развитию речи детей старшей оздоровительной группы через художественное творчество...
Буклет "Су - Джок - Волшебный ёжик"
Буклет" Су - Джок - Волшебный ёжик"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-684244-1444439460.jpg)
Проект «Волшебные ёжики»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/11/picture-1393109-1646993757.jpg)
Дидактическая игра для развития логического мышления 2-4 лет "Волшебный Ёжик"
Правила игры для «Волшебный Ежик».Возраст: 2-4 года.Количество играющих : 1-2 человекаОборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.Задачи:1. Развитие у детей внимания, сообразительности, ло...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/14/picture-1064310-1734165617.jpg)
Проект «Волшебные ёжики»
Любимая форма работы с детьми - это пальчиковая гимнастика. В своей работе я использую волшебные шарики Су-Джок. Занятия могут быть разными: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Это массажеры, ...