Проект «Волшебные ёжики»
проект по логопедии (старшая группа)
Название проекта | «Волшебные ёжики» |
Тема проекта | развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Михейкина Диляра Ильдусовна, учитель-логопед |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 108» города Чебоксары, Чувашской Республики, подготовительная группа |
Проблема, на решение которой направлен проект | На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одно из направлений нашей педагогической деятельности в рамках проекта здоровьесберегающие технологии в работе логопеда - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии в процессе коррекции речи. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия - одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (Су по-корейски - кисть, Джок - стопа.) Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы су-джок терапии, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно, сократятся сроки коррекционной работы.
|
Цель проекта | Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми, коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии. |
Задачи проекта | Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок. Стимулирование речевых зон коры головного мозга. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей. Коррекция речи с движением. Повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников. |
Участники проекта | Учитель-логопед, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели. |
Сроки реализации проекта | с 01.07.2018г по 01.06.2019г (проект средней продолжительности) |
Ожидаемые результаты | 1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. 2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста. 3. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по развитию мелкой моторики и устранению речевых недостатков детей в домашних условиях 4. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев. |
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Необходимо заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии.
Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Волшебные ёжики».
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта являются учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №108» г. Чебоксары Михейкина Диляра Ильдусовна, дети подготовительной к школе группы и родители. Роль участников проекта представлена в таблице №2.
Таблица 2-Участники проекта
Участник | Роль в реализации проекта |
Учитель-логопед |
|
Родители | Взаимодействуют, сотрудничают с учителем-логопедом при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта. Мастер-класс по использованию Су-Джок терапии, консультирование. |
Воспитанники (дети подготовительной к школе группы) | Активные участники проекта. Принимают участие в развитии мелкой моторики. Организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.2015г.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.
Кадровые ресурсы: учитель-логопед Михейкина Диляра Ильдусовна
Материально-технические ресурсы:
• Научно-методической литературы по теме проекта;
• массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами;
• грецкие орехи; колючие валики
• компьютер, проектор, набор дисков (для демонстрации аудиозаписей, мультфильмов, презентаций).
• Анкета для родителей;
- картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам
Педагогические мероприятия.
Буклет «Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников», 02.10.018г
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Шариками играем — речь развиваем», 14.02.2019г ;
Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста», 13.12.2018г;
Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
Выступление на собрании родителей " Нетрадиционная технология
Су - Джок терапия", январь 2019г
Презентация опыта на муниципальном практико – ориентированном семинаре «Предметно – пространственная среда ДОУ, как условие предоставления качественного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
• Изучение методики «Су – Джок» • Знакомство детей с Су Джок, правилами его использования. • создание стендов для родителей с материалами по Су-Джок терапии. •Приобретение шариков «Су – Джок»
| Совместная деятельность с детьми: Обучение детей в режимных моментах: - использование шариков Су Джок для повышения иммунитета, развития мелкой моторики и речевого развития; Использование упражнений и массажа: -в непосредственно-образовательной деятельности, как физкультминутки, - перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз; Самостоятельная деятельность детей Ежедневный массаж шариками и колечками «Су Джок» Взаимодействие с родителями: 1. Родительское собрание " Нетрадиционная технология Су - Джок терапия" 2. Буклет для родителей по «Су-Джок» 4. Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений» 5. Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях. Взаимодействие с педагогами: 1. Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста» 2. Мастер-класс для педагогов «Шариком играем речь развиваем»
| • Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. -проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями. - систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта. •Анкетирование родителей •Сбор фотоматериалов •Открытое мероприятие. •Презентация •Публикация проекта на сайте детского сада
|
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Месяц | Темы месяца | Занятия с Су-Джок шариком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь - октябрь | Осень Деревья осенью. Листья. Овощи Фрукты Насекомые Грибы и ягоды | Тема « Овощи»
Тема « Фрукты».
Тема « Насекомые».
Тема « Грибы»
Тема « Ягоды».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь | Домашние животные и их детеныши Дикие животные и их детеныши Осенняя одежда, обувь, головные уборы Зима | Тема « Одежда».
Тема « Домашние животные».
Тема « Домашние птицы».
Еж
Тема «Поздняя осень».
Тема « Дикие звери зимой»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь | Мебель Посуда Животные жарких стран Новый год | Тема « Мебель».
Тема «Посуда».
Тема « Новый год»
Тема « Зимние забавы»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь | Инструменты Морские, речные и аквариумные обитатели. | Тема « Подводный мир».
Рыбки
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль | Семья Комнатные растения День защитников Отечества Транспорт | Тема «Семья». «Мальчик-пальчик».
Тема «Транспорт»
Тема «23 февраля». «Наша армия».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март
| Весна Мамин праздник Перелетные птицы весной Растения и животные весной | Тема « Перелетные птицы».
Тема « Дикие животные весной»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель | Наша страна Профессии Наш дом Сад-огород-лес | Вот помощники мои
На лужок
Капустка
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май | Человек Школа. Школьные принадлежности | Тема «Школа. Школьные принадлежности». «Что ждет меня в школе». Парта ждет меня, во-первых, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Круговые движения шарика между ладонями.
|
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.
Критерии реализации проекта:
Педагоги:
1. Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей через:
• консультации;
• семинары – практикумы;
• мастер-классы.
Дети:
1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.
2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.
3. Использовав игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.
4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.
5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.
Родители:
1. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д.
Заключение.
Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования педагогам и родителям. У детей повысилась речевая активность- это проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.
Родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Проект может быть использован педагогами в рамках организации тематических занятий в образовательной области.
1. Познание.
-Экспериментальная деятельность:
познание свойств: предметов быта, природного материала (фасоль, крупа, прищепки) .
-Д/и «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
2. Коммуникация.
- Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры: «Семья», «Капуста», «Кошкин дом» и т. д.
3. Социализация.
- Коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. 4. Художественное творчество.
-Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе»и т. д.
5. Предметно – развивающая среда.
- Пополнение уголка сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика).
6. Здоровье.
-Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.
7. Совместная деятельность с родителями.
-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
-Выполнение творческих заданий.
-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Проект с 11.12.2017 по 30.05.2018 (проект средней продолжительности), направлен на развитие мелкой моторики рук и может быть использован в практике ДОУ.
Вывод:
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Список литературы
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.
- Ткаченко Т.А. С пальчиками играем, речь развиваем. 3-5 лет. – М. : Литур, 2016.
- Фалева А.С. Тактильные чистоговорки: тетрадь тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2018.
- Фалева А.С. Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. – СПб : Детство – Пресс, 2008.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Анализ внешней среды
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такой режим дня ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Большая часть родителей и педагогов в детском саду, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Настоящее современное общество - мир компьютеризированной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость не только мелкой, но и крупной моторики. Облегченность нажатием клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук, что в свою очередь оказывает влияния на развитие речи. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени.
Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей. Развитие сложно-координированных движений важно начинать с самого младшего возраста. Вот почему важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной, что является ошибочным.
Как известно, один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста является уровень развития крупной и мелкой моторики.
Анализ внутренней среды
Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл ООД с детьми и на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 108 «Сказка» города Чебоксары Чувашской Республики; сокращенное наименование – МБДОУ «Детский сад № 108» г. Чебоксары, функционирует с 1977 года, расположено по адресу: ул. Ленинского Комсомола, 46А, г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428022.
Реализуя «Программу от рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т. С.Комаровой) работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы ООД.
Большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый во всех видах логопедических занятий, для преодоления речевых нарушений у детей. Разнообразие предлагаемых игровых упражнений и практических заданий способствует повышению уровня заинтересованности детей.
Применение данного материала способствует:
-стимулированию развития речи через активизацию движений пальцев рук;
- овладению приемами самомассажа и расслабления;
- развитию тактильной чувствительности и умению оперировать мелкими предметами;
- координированию движениями обеих рук;
- формированию переключаемости с одного вида движения на другое.
- развитию изобразительных и графических навыков;
- повышению уровня зрительно-двигательной координации, моторной ловкости;
- развитию двигательной памяти, произвольности и точности движений;
- формированию фонетико-фонематической базы речи;
-формированию навыков правильного произношения, т.к. сокращаются сроки в процессе постановки и автоматизации звука;
- развитию фразовой и связной речи, речевой моторике;
- активизации развития высших психических функций, познавательной деятельности;
- формированию социальной адаптации у детей.
Развивая мелкую моторику в рамках проекта, мы обогащаем и расширяем работу, опираясь на интересы ребенка и семьи.
Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Игры и игровые упражнения проводятся с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.
Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Для удобства работы педагога упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Игры и игровые упражнения проводятся на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал был разделен в соответствии с лексическими темами (см. таблица 1).
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми, коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии.
Задачи:
- Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
- Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
- Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
- Коррекция речи с движением.
- Повышение иммунитета и оздоровление организма дошкольников.
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта являются учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №108» г. Чебоксары Михейкина Диляра Ильдусовна, дети подготовительной к школе группы и родители. Роль участников проекта представлена в таблице №2.
Таблица 2-Участники проекта
Участник | Роль в реализации проекта |
Учитель-логопед |
|
Родители | Взаимодействуют, сотрудничают с учителем-логопедом при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта. Мастер-класс по использованию Су-Джок терапии, консультирование. |
Воспитанники (дети подготовительной к школе группы) | Активные участники проекта. Принимают участие в развитии мелкой моторики. Организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.2015г.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.
Кадровые ресурсы: учитель-логопед Михейкина Диляра Ильдусовна
Материально-технические ресурсы:
• Научно-методической литературы по теме проекта;
• массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами;
• грецкие орехи; колючие валики
• компьютер, проектор, набор дисков (для демонстрации аудиозаписей, мультфильмов, презентаций).
• Анкета для родителей;
- картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам
Педагогические мероприятия.
Буклет «Су-Джок терапия как один из методов профилактики и оздоровления дошкольников», 02.10.018г
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Шариками играем — речь развиваем», 14.02.2019г ;
Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста», 13.12.2018г;
Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
Выступление на собрании родителей " Нетрадиционная технология
Су - Джок терапия", январь 2019г
Презентация опыта на муниципальном практико – ориентированном семинаре «Предметно – пространственная среда ДОУ, как условие предоставления качественного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
• Изучение методики «Су – Джок» • Знакомство детей с Су Джок, правилами его использования. • создание стендов для родителей с материалами по Су-Джок терапии. •Приобретение шариков «Су – Джок»
| Совместная деятельность с детьми: Обучение детей в режимных моментах: - использование шариков Су Джок для повышения иммунитета, развития мелкой моторики и речевого развития; Использование упражнений и массажа: -в непосредственно-образовательной деятельности, как физкультминутки, - перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз; Самостоятельная деятельность детей Ежедневный массаж шариками и колечками «Су Джок» Взаимодействие с родителями: 1. Родительское собрание " Нетрадиционная технология Су - Джок терапия" 2. Буклет для родителей по «Су-Джок» 4. Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений» 5. Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях. Взаимодействие с педагогами: 1. Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста» 2. Мастер-класс для педагогов «Шариком играем речь развиваем»
| • Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. -проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями. - систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта. •Анкетирование родителей •Сбор фотоматериалов •Открытое мероприятие. •Презентация •Публикация проекта на сайте детского сада
|
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Месяц | Темы месяца | Занятия с Су-Джок шариком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь - октябрь | Осень Деревья осенью. Листья. Овощи Фрукты Насекомые Грибы и ягоды | Тема « Овощи»
Тема « Фрукты».
Тема « Насекомые».
Тема « Грибы»
Тема « Ягоды».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь | Домашние животные и их детеныши Дикие животные и их детеныши Осенняя одежда, обувь, головные уборы Зима | Тема « Одежда».
Тема « Домашние животные».
Тема « Домашние птицы».
Еж
Тема «Поздняя осень».
Тема « Дикие звери зимой»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь | Мебель Посуда Животные жарких стран Новый год | Тема « Мебель».
Тема «Посуда».
Тема « Новый год»
Тема « Зимние забавы»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь | Инструменты Морские, речные и аквариумные обитатели. | Тема « Подводный мир».
Рыбки
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль | Семья Комнатные растения День защитников Отечества Транспорт | Тема «Семья». «Мальчик-пальчик».
Тема «Транспорт»
Тема «23 февраля». «Наша армия».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март
| Весна Мамин праздник Перелетные птицы весной Растения и животные весной | Тема « Перелетные птицы».
Тема « Дикие животные весной»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель | Наша страна Профессии Наш дом Сад-огород-лес | Вот помощники мои
На лужок
Капустка
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май | Человек Школа. Школьные принадлежности | Тема «Школа. Школьные принадлежности». «Что ждет меня в школе». Парта ждет меня, во-первых, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Круговые движения шарика между ладонями.
|
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обогащение родительского опыта в развитие мелкой моторики пальцев.
Критерии реализации проекта:
Педагоги:
1. Расширен кругозор педагогов о влиянии пальчиковой гимнастики на развитие речи детей через:
• консультации;
• семинары – практикумы;
• мастер-классы.
Дети:
1. Развиты умения правильно выполнять упражнения по мелкой моторике.
2. В совместной деятельности дети свободно владеют играми по мелкой моторике.
3. Использовав игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей сформирована словесная речь.
4. Выполняя любые поручения у детей, сформирован навык доводить дело до конца.
5. Проводя в течении года работу по развитию моторики рук у детей развиты и сформированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук.
Родители:
1. Доведение до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности и т. д.
Заключение.
Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования педагогам и родителям. У детей повысилась речевая активность- это проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.
Родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Проект может быть использован педагогами в рамках организации тематических занятий в образовательной области.
1. Познание.
-Экспериментальная деятельность:
познание свойств: предметов быта, природного материала (фасоль, крупа, прищепки) .
-Д/и «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
2. Коммуникация.
- Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры: «Семья», «Капуста», «Кошкин дом» и т. д.
3. Социализация.
- Коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. 4. Художественное творчество.
-Выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе»и т. д.
5. Предметно – развивающая среда.
- Пополнение уголка сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика).
6. Здоровье.
-Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник.
7. Совместная деятельность с родителями.
-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
-Выполнение творческих заданий.
-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Проект с 11.12.2017 по 30.05.2018 (проект средней продолжительности), направлен на развитие мелкой моторики рук и может быть использован в практике ДОУ.
Вывод:
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук-один из основных показателей, как речевого развития детей, так и интеллектуального, и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Список литературы
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Волгоград: Учитель, 2009.
- Ткаченко Т.А. С пальчиками играем, речь развиваем. 3-5 лет. – М. : Литур, 2016.
- Фалева А.С. Тактильные чистоговорки: тетрадь тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2018.
- Фалева А.С. Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС – СПб : Детство – Пресс, 2017.
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. – СПб : Детство – Пресс, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_d.i._miheykina_su_dzhok.doc | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Развитие речи детей старшей оздоровительной группы через художественное творчество на примере проекта "Как ёжик готовился к зиме"
В данной статье рассматривается проект по развитию речи детей старшей оздоровительной группы через художественное творчество...
проект "Зачем ёжику яблоки?"
проект "Зачем ежику яблоки?"...
Проект "Зачем ёжику иголки"
Предлагаемый проект может быть использован на практике с детьми 4-5 лет. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное виден...
Буклет "Су - Джок - Волшебный ёжик"
Буклет" Су - Джок - Волшебный ёжик"...
Проект «Волшебные ёжики»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
Дидактическая игра для развития логического мышления 2-4 лет "Волшебный Ёжик"
Правила игры для «Волшебный Ежик».Возраст: 2-4 года.Количество играющих : 1-2 человекаОборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.Задачи:1. Развитие у детей внимания, сообразительности, ло...