Использование мнемотаблиц в пересказывании рассказов в старшем и подготовительном дошкольном возрасте
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Вашему вниманию предлагается моя разработка с использованием мнемотаблиц ,я использую ее для пересказывания рассказов и заучивания стихов с детьми.Эта методика позволяет детям запомнить ,даже самые сложные тексты,стихи и пословицы.Сам материал выбираете Вы,что именно для данного возраста и момента хотели бы разучить!!Детям очень нравится самим создавать свои таблички и потом дома их показывать и по ним рассказывать стих или рассказ!!!На своем опыте хочу сказать,что данный метод позволяет без принуждения и с желанием выполнять такой порой скучный и не всегда любимый раздел в развитии речи,как пересказ или заучивание стихов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование мнемотаблиц в обучении пересказыванию рассказов в старшем дошкольном возрасте.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Даже К.Г.Ушинский об этом писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
В настоящее время количество детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень речевого развития, и эта тенденция неуклонно растет. К числу важнейших задач в работе детьми, относится формирование у них связной монологической речи. Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений. При пересказе художественного произведения у дошкольников наблюдается недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами, предложениями. При пересказе дети пропускают смысловые звенья, нарушают логическую последовательность изложения текста, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.
В работе с мнемотаблицами задействованы оба полушария головного мозга ребенка: левое, которое отвечает за логику и последовательный анализ информации, и правое, отвечающее за образное мышление и воображение.
Структура применения приёмов мнемотехники в работе с дошкольниками следующая: мнемоквадраты (понятные графические изображения, обозначающие одно слово или словосочетание), мнемодорожки (состоят из нескольких символов, объединённых общей тематикой), мнемотаблицы (схематические изображения основных смысловых звеньев).
Алгоритм пересказа рассказов :
Взрослый читает текст рассказа и параллельно показывает мнемотаблицу, изображения которой дети внимательно рассматривают. Возможен и другой вариант, когда при чтении взрослый показывает последовательно отдельные мнемоквадраты, которые располагаются на магнитной доске, а потом всю таблицу.
Затем задаются вопросы по содержанию текста.
Проводится повторное чтение рассказа с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
При использовании отдельных мнемоквадратов детям предлагают расположить мнемоквадраты в определённой последовательности.
Коллективный пересказ текста детьми по цепочке. И конечная работа-это создание ребёнком своей мнемотаблички.
Самостоятельный пересказ текста ребёнком по мнемотаблице, нарисованной лично им.
Моя практика использования именно создания каждым ребёнком своей мнемотаблицы, приносит ещё более большие результаты в обучении.. Ведь это и тренировка в ориентировке на листе и развитие мелкой моторики при написании символов в таблицы. И самое главное – это удовольствие от создания собственной таблицы, которую они несут домой и пересказывают рассказ всем своим домочадцам!!!! Несколько примеров таких работ, я покажу ниже.
Это рассказ «Вечер.» Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа в своей комнате делает уроки. А кот Бегемот играет с ленточкой.
Хочу сказать, что детям очень нравиться создавать свои таблички с рассказами и потом показывать их родителям дома! И сложный процесс запоминания текста, проходит в очень весёлой и непринужденной атмосфере. А результаты от него гораздо более эффективные, чем просто скучный пересказ по наводящим вопросам!!!
По той же технологии мы с детьми и заучиваем стихи. Но это я изложу уже в другой статье.
Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект военной спартакиады к дню защитника отечества для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста
Задачи: закреплять представление об армии; развивать двигательные навыки: ловкость, быстроту; прививать любовь к Родине; воспитывать чувство коллективизма, уважение к победам и неудачам другим. ...
Развлечение для среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста «День знаний, Путешествие к лету»
Задачи:1 Укреплять здоровье детей2 способствовать формированию правельной осанки3 обучать жизненноважным двигательным навыкам и умениям...
Летнее развлечение для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста посвященное празднику "День семьи, любви и верности" "Любви все возрасты покорны МАДОУ детский сад №9
Цель: воспитывать ответственное отношение детей к семье, как к базовой ценности;В сценарии используются современные танцы, театральные миниатюры. Дидактические музыкально-ритмические игры. Русские- на...
«День Победы». Методическая разработка посвящённая дню Победы, для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с использованием ИКТ
Цель. Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, любовь к Родине, закреплять знания о праз...
Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста».
Мнемотаблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, и, не боясь ошибиться, воспроизводить её. Их можно успешно применять для обогащения словарного запаса детей...
Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста».
Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста»....
Дидактический материал «Использование мнемотаблицы при составлении рассказа об осени с детьми дошкольного возраста»
Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице. Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:Упражнять детей в ум...