игры для фонематического слуха
статья по логопедии
игры для фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_fonematich_sluha_31.01.2020.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
4-5
"Поставь по порядку"
Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.
Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит".
Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней"
"Коробочка гремит"
Цель – дифференцировать неречевые звуки.
Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.
Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.
Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.
Игра «Скажи, что ты слышишь? »
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: сначала показать и назвать предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполнять различные действия с предметами (переливать воду, пересыпать крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
Дифференциация по ритму:
Игра «Кто стучится? »
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Описание игры: взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / ( отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.
Игра «Посмотри, послушай, повтори».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: картинки с изображением ритмов визуально описанные для исполнения.
Описание игры: взрослый объясняет ребенку, что на рисунке изображена инструкция для повторения. Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//
Игра «посмотри и повтори»:
5-6
Игра «Слова-Рифмы».
Цель
Задачи игры (предназначение): научить детей слышать рифмующиеся пары слов, научить подбирать другие аналогичные рифмы, научить сочинять двустишия с опорой на пару рифмующихся слов. Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти и словесно-логического мышления, а также способствовать пополнению и активизации словарного запаса.
- Ребёнок должен повторить два слова и определить, похожи ли они по звучанию:
фантик – бантик, лифт – банан, манка – банка, кабина – фонтан, винт – бинт, кошка – мошка, крупа – молоко, коса – ковёр.
- Ребёнок должен определить, какая из двух пар слов звучит складно:
палка – селёдка и палка – скакалка; мышка – шишка и мышка – кошка; гном – дом и гном – дам; моряк – казак и моряк – Марина; качели – лимонад и качели – карусели.
- Ребёнку предлагают послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу:
Не случайно у сестрички, С фантиками (бантиками) две косички.
Пёс Барбос совсем не глуп, Но не хочет рыбный зуб (суп).
Испугалась, плачет внучка – Укусила её ручка (Жучка).
- Рифмобол.
Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать к этому слову, как можно больше созвучных слов: печка – речка, свечка, сердечко, овечка, крылечко, колечко; птичка – синичка, спичка, табличка, косичка …
- Рифма – помощница. Ребёнку объясняют, что рифма может быть помощницей, по ней можно догадаться, например. О каком животном идёт речь:
Вместо шерсти иглы сплошь, Враг мышей – колючий … (ЁЖ)
На носу зверь носит рог, И зовётся … (НОСОРОГ)
Среди зверей слывёт царём, Его зовут бесстрашным … (ЛЬВОМ)
По реке плывёт бревно, Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил, Нос откусит … (КРОКОДИЛ)
Может плавать целый день, В ледяной воде... (ТЮЛЕНЬ)
В овечках знает толк, Свирепый серый … (ВОЛК)
На себе везёт непрытко, Домик собственный … (УЛИТКА)
- Рифма – обманщица. Ребёнку говорят, что рифма может быть обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.
Что хозяин говорит, Он спокойно повторит.
Ай да голос, ай да слух! Что за умница … (попугай)
Мёд с малиной – это блюдо Объеденье для … (медведя)
Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю,
Не найдёшь мои глаза, А зовут меня … (крот)
На двух ногах от всех погонь, Умчится быстроногий … (заяц)
- Ребёнку объясняют, чтобы получить рифму, надо изменить оба слова:
Топор, шар. Топоры – шары.
Банка, танк. Банки – танки.
Флаг, утюг. Флажок – утюжок.
Мальчик, шапка. Мальчонка – шапчонка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на фонематический слух
Упраждения для развития фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста...
Игры на фонематический слух.
1. Развитие неречевого слуха.2. Развитие речевого слуха.3. Развитие навыка элементарногозвукового анализа и синтеза....
Игры для фонематического слуха
Игры для фонематического слуха...
Консультация для родителей "Играя, развиваем фонематический слух"
Как развить у ребёнка умение вслушиваться в слова, находить сходства и различия в звуковом составе слова.Данная консультация поможет вам в игровой форме развивать у ребёнка слуховое внимание и восприя...
КАРТОТЕКА "Игры на фонематический слух, звукопроизношение, словарь и др."
КАРТОТЕКА игр "Фонетика. Словарь. Словообразование. Грамматика. Связная речь."...
Игры на фонематический слух для детей
Игры для детей на фонематический слух...
Консультация для родителей "Играем и фонематический слух развиваем"
Игры и игровые упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников....