игры для фонематического слуха
статья по логопедии

Шевцова Ольга Васильевна

игры для фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_fonematich_sluha_31.01.2020.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

4-5

"Поставь по порядку"

Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит".

Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней"


"Коробочка гремит"

Цель – дифференцировать неречевые звуки.

Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

Игра «Скажи, что ты слышишь? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: сначала показать и назвать предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполнять различные действия с предметами (переливать воду, пересыпать крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

Дифференциация по ритму:

Игра «Кто стучится? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / ( отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.


Игра «Посмотри, послушай, повтори».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов визуально описанные для исполнения.

Описание игры: взрослый объясняет ребенку, что на рисунке изображена инструкция для повторения.  Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//

Игра «посмотри и повтори»:

5-6

Игра «Слова-Рифмы».

Цель

Задачи игры (предназначение): научить детей слышать рифмующиеся пары слов, научить подбирать другие аналогичные рифмы, научить сочинять двустишия с опорой на пару рифмующихся слов. Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти и словесно-логического мышления, а также способствовать пополнению и активизации словарного запаса.

  1. Ребёнок должен повторить два слова и определить, похожи ли они по звучанию:

фантик – бантик, лифт – банан, манка – банка, кабина – фонтан, винт – бинт, кошка – мошка, крупа – молоко, коса – ковёр.

  1. Ребёнок должен определить, какая из двух пар слов звучит складно:

палка – селёдка и палка – скакалка; мышка – шишка и мышка – кошка; гном – дом и гном – дам; моряк – казак и моряк – Марина; качели – лимонад и качели – карусели.

  1. Ребёнку предлагают послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу:

Не случайно у сестрички, С фантиками (бантиками) две косички.

Пёс Барбос совсем не глуп, Но не хочет рыбный зуб (суп).

Испугалась, плачет внучка – Укусила её ручка (Жучка).

  1. Рифмобол.

Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать к этому слову, как можно больше созвучных слов: печка – речка, свечка, сердечко, овечка, крылечко, колечко; птичка – синичка, спичка, табличка, косичка …

  1. Рифма – помощница. Ребёнку объясняют, что рифма может быть помощницей, по ней можно догадаться, например. О каком животном идёт речь:

Вместо шерсти иглы сплошь, Враг мышей – колючий … (ЁЖ)

На носу зверь носит рог, И зовётся … (НОСОРОГ)

Среди зверей слывёт царём, Его зовут бесстрашным … (ЛЬВОМ)

По реке плывёт бревно, Ох, и злющее оно!


Тем, кто в речку угодил, Нос откусит … (КРОКОДИЛ)

Может плавать целый день, В ледяной воде... (ТЮЛЕНЬ)

В овечках знает толк, Свирепый серый … (ВОЛК)

На себе везёт непрытко, Домик собственный … (УЛИТКА)

  1. Рифма – обманщица. Ребёнку говорят, что рифма может быть обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит, Он спокойно повторит.

Ай да голос, ай да слух! Что за умница … (попугай)

Мёд с малиной – это блюдо Объеденье для … (медведя)

Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю,

Не найдёшь мои глаза, А зовут меня … (крот)

На двух ногах от всех погонь, Умчится быстроногий … (заяц)

  1. Ребёнку объясняют, чтобы получить рифму, надо изменить оба слова:

Топор, шар. Топоры – шары.

Банка, танк. Банки – танки.

Флаг, утюг. Флажок – утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка – шапчонка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на фонематический слух

Упраждения для развития фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста...

Игры на фонематический слух.

1. Развитие неречевого слуха.2. Развитие речевого слуха.3. Развитие навыка элементарногозвукового анализа и синтеза....

Игры для фонематического слуха

Игры для фонематического слуха...

Консультация для родителей "Играя, развиваем фонематический слух"

Как развить у ребёнка умение вслушиваться в слова, находить сходства и различия в звуковом составе слова.Данная консультация поможет вам в игровой форме развивать у ребёнка слуховое внимание и восприя...

КАРТОТЕКА "Игры на фонематический слух, звукопроизношение, словарь и др."

КАРТОТЕКА игр "Фонетика. Словарь. Словообразование. Грамматика. Связная речь."...

Игры на фонематический слух для детей

Игры для детей на фонематический слух...

Консультация для родителей "Играем и фонематический слух развиваем"

Игры и игровые упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников....