Познавательно-речевое развитие дошкольников
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Познавательно-речевое развитие является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 660.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательное развитие Познавательно-речевое развитие является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) о малой родине и Отечестве, представлений о культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие Включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Речь – великий дар природы Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст. Процесс обучения речи и развитие мышления составляют одно неразрывное начало дошкольника . Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем - то, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов, а шестилетнего ребенка – около 4000 слов. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Характеристика познавательного развития дошкольников В период дошкольного детства, благодаря познавательной активности ребенка, происходит зарождение первичного образа мира. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Основой мировосприятия 3-ех летнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.
Характеристика познавательного развития дошкольников В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей. Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", "символ", "знаковые системы", "время". Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками. Очень серьезная тема "время». Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации
Задачи познавательно-речевого развития. В настоящее время познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, так как в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному и уделяют мало времени общению с детьми. Следует выделить следующие задачи : 1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь. 2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. 3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности. 4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. 5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности. 6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны: Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность. Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Формы работы по познавательно- речевому развитию Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельного метода; Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов; Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах; Опытническая деятельность; Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения; Совместные игры-фантазирования; Совместная деятельность в уголке книги (беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).
Направления познавательно-речевого развития Речь самого педагога , которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми мы должны помнить, что дети, проводящие большую часть времени в детском саду, общаясь с нами, учатся у нас многому, в том числе и культуре речи, воспринимают нашу речь, как образец. Поэтому мы стараемся говорить, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака- это вата, потому что они белые, звезды - это лампочки, потому что они светятся. Ведь, наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная наша задача, чтобы ребенок получил четкие, в соответствии с возвратом, представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего используются.
Направления познавательно-речевого развития Развитие любознательности. Мы должны поддерживать любознательность ребенка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы. Сенсорное воспитание. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, зрительной, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов Игра. Одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по- разному действуют на познавательно-речевое развитее.
Виды игр, влияющие на познавательно- речевое развитие. Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Развивающая предметно – пространственная среда Одно из условий для полноценного познавательно – речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ. В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Насыщая групповое пространство, педагоги в первую очередь должны заботится о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает в себя наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно – речевого развития детей.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»
Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....
Консультация для воспитателей на тему «Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников
Воспитатель, Хорлунова Н. В.Консультация для воспитателейна тему:«Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников» Познавательно-речевое развитие дошкольни...
Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...
Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) по методу Сториттелинг
Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познаватель...
Познавательно - речевая деятельность для дошкольников второй младшей группы и их родителей «Много мебели в квартире».
В данном материале я использую чистоговорку, по которой провожу беседу; дидактические игры "Что лишнее, назови", "Назови одним словом"; словесная игра "Доскажи словечко"....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...
Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов
Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...