Консультация для родителей "Дислалия, дизартрия, тахилалия"
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 16 КБ |
Картотека игр для родителей | 19.52 КБ |
Консультация для родителей.Билингвизм. | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей. Что такое дислалия, дизартрия и тахилалия?
Наверное, каждый из вас слышал выражение «говорит с кашей во рту». Так говорят о детях с не четкой, смазанной речью.
Что же это за «каша» и как от неё избавиться?
«Кашей во рту» называют такие нарушения речи как дислалия, дизартрия и тахилалия (ускоренный темп речи).
Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:
* неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда и др;
* нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух);
*неправильно сформировавшиеся артикуляционные «позы», которые негативно сказываются на звукопроизношении.
Дизартрия - это нарушение лишь звукопроизносительной стороны речи.
Дело в том, что головной мозг посылает сигналы органам ротовой полости, но в процессе где-то «замыкает», и мы видим неточность артикуляционного движения, нарушения мышечного тонуса, подвижности органов артикуляции.
Детям с дизартрией трудно управлять своими органами артикуляции.
Первые простые слова у них появляются обычно вовремя, а вот переход к фразе, а также накапливание активного словаря затягивается, потому что для этого как раз требуется быстрое и уверенное переключение между разными артикуляционными позами.
При тахилалии нарушается темп речи.
Ребенок с тахилалией говорит быстро и невнятно, часто «проглатывая» окончание слов, переставляя слоги местами.
Все это происходит непроизвольно, но если ребенок будет «следить» за своей речью, то он может снизить речевой темп.
Причины тихалалии:
* генетика;
*подражание взрослым;
*черепно-мозговые травмы и др.
Как исправить?
Для устранения таких нарушений, несомненно, потребуется работа ребенка с логопедом.
Здесь будет проведена работа над нормализацией мышечного тонуса лица, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.
Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики, самоконтроле темпа речи.
Стандартная артикуляционная разминка начинается с гимнастики губ. Сюда входят такие знакомые всем с детства упражнения, как «трубочка-улыбка», «поцелуйчики», «натягивание губ на зубы». Очень эффективно также упражнение «шторки»: плотно смыкаем зубы, затем пытаемся поднять, будто за ниточку, верхнюю губу. Нижняя губа должна оставаться расслабленной. Затем опускаем вторую «шторку». Все упражнения должны делаться в полную силу: попросите ребёнка попытаться дотянуться губами до противоположной стены, не сходя с места. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, ведь очень важно, чтобы ребёнку были интересны занятия.
После тренировки губ переходите к упражнениям для языка. Можете предложить ребёнку по-разному дразниться, сворачивать из языка трубочки, прилеплять его к нёбу или цокать как лошадь. Цель этих упражнений – научиться управлять собственным языком. Чтобы проверить результат проведённых упражнений, попросите ребёнка менять положение языка под ваши хлопки: допустим, на первый хлопок сворачивать в трубочку, а на второй – расслаблять.
Работа с челюстью – самый сложный и важный элемент артикуляционной разминки, ведь именно этот зажим является самым сложным, и чем старше становится ребёнок, тем тяжелее исправить ситуацию. Чтобы слова произносились внятно, челюсть должна широко открываться. Наработать эту привычку можно разными способами: самыми популярными из них являются речь с пробкой во рту или с орехами за щеками. Также полезно следующее упражнение: руку, зажатую в кулак, нужно подносить ко рту, открывая челюсть, будто хотите откусить кусочек яблока.
Залог успеха артикуляционной разминки состоит в постоянном повторении упражнений. В то же время, они не должны приедаться, потому, как мы уже говорили, не забывайте преподносить каждое задание, как весёлую игру. Когда вы увидите результаты работы над артикуляционным аппаратом, попробуйте ввести в занятия чистоговорки. Их можно использовать по-разному: читать, играя определённую роль, ритмично произносить, отбивая от пола на каждое слово теннисный мяч или совмещать с какими-либо движениями. Можно даже придумать простой танец и исполнять его одновременно с чтением чистоговорки. Таким образом, вы сможете закрепить наработанные результаты и отлично дисциплинировать речь ребёнка.
Хороша лишь та каша во рту, которая до этого была с любовью приготовлена на кухонной плите. Мелкий речевой недостаток может повредить вашему ребёнку в будущем, когда бороться с ним станет уже намного сложнее.
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр и логопедических заданий для выполнения дома с родителями по лексической теме «Весна» (старшая группа)
Лексический материал (словарь):
Предметный словарь (имя существительное:. что это): град, оттепель, капель, проталины, сосульки; март, апрель, май, месяц, весна, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные, гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, солнце, лучи, сосульки, гроза.
Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие) солнечная, теплая, жаркая, бирюзовый, изумрудно - зеленый, ранняя, поздняя, холодная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, перелетные, березовый, нежные.
3. Глагольный словарь (Что делают? Что с ними можно делать): оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает, наступила, пришла, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, прилетают, щебечут, гремит, громыхает, грохочет, сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.
Дети должны усвоить названия весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно - следственных связей (почему снег тает, почему бегут ручьи, почему появились листочки, почему появились насекомые, почему прилетают птицы); пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей.
Родителям рекомендуется:
Задание 1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Понаблюдайте за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче. Во время прогулок обратите внимание на изменения, происходящие весной в живой и неживой природе. Назовите весенние месяцы и помогите ребенку их запомнить. Запомнить названия весенних месяцев поможет четверостишие:
Март, апрель и май зеленый
Дарят листья липам, кленам.
Просыпаются сады,
Распускаются цветы.
Задание 2. «Почемучка?» (установление элементарных причинно - следственных связей)
Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко) Почему бегут ручьи?
Почему тает лед?
Почему трескается лед?
Почему набухают почки?
Почему лопаются почки?
Почему прилетают птицы?
Почему радуются люди?
Почему люди одеваются легче, чем зимой?
Задание 3 «Подбери слово» (подбор прилагательных к слову весна)
Весна какая? - ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, цветущая, холодная, теплая. Задание 4. «Подбери слова - действия»: (не менее трех действий): дождь (что делает) —. солнце (что делает) —.
Задание 5. «Подбери признаки» (не менее трех признаков): дождь (какой) -. сосулька (какая) —.
Задание 6. «Один - много» (множественное число):
проталина - проталины
сосулька —.
луч —.
почка —.
подснежник —.
ручей —.
Задание 7. «Есть - нет «(родительный падеж):
подснежник - нет подснежника
сосулька —.
луч —.
почка —.
проталина —.
ручей —.
Задание 8. «Скажи наоборот»:
тепло - холодно светло —. сыро -. грязно —. день —. утро —.
Задание 9. Предложите ребенку нарисовать картинку «Весна» и рассказать по ней о времени года, которое наступило, по плану:
какое время года наступило?
какими стало небо и солнце?
какие изменения произошли в природе?
Задание 10. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану:
Как зовут (И.О.)?
Кто старше, кто младше?
Кто ты маме, а кто бабушке?
Внешность, профессия.
Кто что делает по дому?
Как ты помогаешь?
Задание 11. «Исправь ошибку» (употребление сложных предложений с союзом потому что)
Засветило солнышко, потому что стало тепло.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что бегут ручьи.
Задание 12. "Назови слова-родственники" - учимся подбирать однокоренные слова.
Мама - мамочка, матушка, мамуля, мамулечка. и т. д.
Бабушка -.
Тетя -.
Сестра - сестреночка,.
Задание 13. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек (скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач).
Задание 14. "Помощник" на умение изменять глаголы по временам.
Я мою сегодня пол - завтра я пол. (вымою) - вчера я пол.
(вымыл).
Я стираю сейчас белье - завтра я белье. - вчера я бельё.
Задание 14. «Исправь предложения».
Сначала родились мы, а потом - наши родители.
Бабушка младше мамы.
Я - бабушкина дочка.
Задание 15. «Выбери правильный ответ».
Мама старше дочки (иногда, никогда, всегда).
Бабушка - это (папина жена, мамина мама, соседка, мамина подруга, мамина сестра).
Задание 17. «Отгадай» Учим разгадывать загадки, развивать абстрактное мышление.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и
маленький. (Подснежник)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
Идет красавица,
Земли касается,
Где снег был, лед,
Трава цветет. (Весна)
Она на приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (Весна) Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый … (Ручей)
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)
Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег)
Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник)
Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая. (Весна)
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Задание 18. Пальчиковая гимнастики по теме: «Весна».
***
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
***
Вырос цветок на весенней полянке, Неплотно соединяют ладони
Нежную голову робко поднял. Поднимают руки перед собой
Ветер подул - он качнулся неловко, Покачивают ладонями перед собой
Вперед и назад, налево, направо Вперед и назад, налево, направо
***
Нежный цветок появился в лесу, Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»
Первым встречает он солнце, весну. «Солнышко» из обеих рук.
Утром весенним раскрыл лепесток, Соответственно.
В мягкой землице его корешки. Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз. Н. Нищева
***
С крыши капает капель: Пальцы стучат по ладошке. Кап-кап, кап- кап! В медленном темпе. Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! Увеличиваем темп. Солнце припекло сильней «Солнышко» из ладошек. И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! В быстром темпе. Е. Г. Карельская
***
Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз. Положить руки на колени.
Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.
Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.
Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.
Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.
Кап-кап, дзинь – дзинь. Ю. Клюшников
***
Посадили зернышко, Нажать на центр ладони пальчиком
Выглянуло солнышко. Кисти сжимаем и разжимаем по очереди
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти! Ладони вместе, руки двигаются вверх
Появляются листочки, Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно
Распускаются цветочки. Кисти разжимаем по очереди.
Задание 19. Ознакомление с художественной литературой. Прочитать и обсудить рассказы:
"Двойная весна" (В. Бианки,
"Пчелки на разведках" (В. Берестов,
"Весна" (И. Соколов-Микитов,
"Четыре желания" (К. Ушинский).
Задание 20. Ознакомление с произведениями живописи. Рассмотреть иллюстрации картин:
"Март" (И. Левитан,
"Оттепель" (Ф. Васильев).
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Двуязычие в семье»
Два разных языка для одного малыша – хорошо это или плохо? Может ли маленький ребенок овладеть несколькими языками одновременно? Как влияет двуязычие в семье на ребенка? Пойдет ли это ему на пользу? Иногда родители в семье, где говорят на нескольких языках, теряются и не знают, как себя вести по отношению к ребенку.
Конечно же, с ребенком надо говорить на языке, который вы лучше знаете, который является для вас родным, и вы используете его в своей повседневной жизни.
Билингвизм или двуязычие дает детям шанс чувствовать себя принадлежащими к различным культурам, жизнь с двумя языками означает жизнь двух культур. Важно помнить, что двуязычие может только тогда успешно развиваться у ребёнка, когда оба языка и обе культуры имеют важное значение в повседневной жизни. Для большинства детей с нормальным развитием двуязычие не представляет никаких проблем. Если дети от рождения находятся в такой среде, они говорят на обоих языках без ошибок и акцента. И мы живём именно в такой среде.
Двуязычие в раннем детстве НЕ ведет к замедленному развитию или проблемам речи. Нет никаких научных данных, свидетельствующих о замедленном развитие двуязычных детей, так же как нет подтверждения, что один язык усваивается лучше, чем два.
Билингвизм в семье, имеет положительные моменты. Детям, с детства владеющим двумя языками, в будущем открываются дополнительные возможности. Говоря на двух языках, ребенку приходится быстро переключаться с одного языка на другой. Таким образом, развиваются интеллектуальные способности, память, сообразительность, логика. Такому ребенку легче изучать новые языки, так как он с детства знает, что одни и те же вещи можно назвать по-разному, и что в каждом языке свое произношение и грамматика.
Специалисты утверждают, что ребёнок, который изучает второй язык проявляет больше творческих способностей, лучше решает сложные задачи.
Исследования показывают, что двуязычные дети перегоняют своих
«одноязычных» сверстников в словесных и любых других интеллектуальных тестах и достигают лучших результатов в стандартных тестах. Степень овладения языком зависит от слышимой окружающей речи и от практического использования языка самим ребенком. При этом, конечно, решающее значение имеет ситуация в семье.
Если один из родителей владеет каким либо языком, то рекомендуется говорить с ребенком на своём языке и в каждой отдельной ситуации использовать свой язык.
Часто мы слышим, как родители, владея своим языком, начинают говорить на русском языке. И потом постепенно общение происходит на русском языке.
Если оба родители не говорящие и принадлежат к одноязычной культуре, тогда целесообразно следить за тем, чтобы ребёнок изучал бурятский язык в процессе образования, и получать самим консультации.
Возможны некоторые затруднения. Это нормальное явление, что у детей развивающихся в двуязычной среде, словарный запас несколько меньше. Грамматика, однако, развивается нормально. Родители должны заботиться о том, чтобы ребёнок ощущал, что он в обоих языках одинаково способен. Тогда развивается высокая мотивация к изучению языков.
Необходимо помнить о том, какую важную роль играет родной язык в процессе развития речи ребенка. Родной язык несет в себе культурные знания, что помогает ребенку выражать его духовные и социальные способности. Владение родным языком является предпосылкой и стратегией для овладения вторым языком. Если родной язык не используется, то ухудшается и общая языковая способность. Дети, которые учат второй язык, делают это всегда на основе уже имеющегося опыта в родном языке.
Педагоги в детском саду, часто сталкиваются с детьми говорящими на двух языках.
Детей билингвов всё больше встречается в дошкольных образовательных учреждениях. Не редко возникают трудности с обучением таких детей. Для скорейшей адаптации ребёнка в саду требуется огромная совместная работа педагогов и родителей. Практикуются такие формы работы с родителями, как тематические беседы, консультации. Именно при таком тесном взаимодействии, помимо успешной социализации и адаптации детей к особенностям педагогического процесса, реализуется и интеграция родителей в образовательное пространство как равноправных партнеров-помощников педагогов ДОУ в решении общей задачи гармоничного развития каждого воспитанника. Поле для общения родителей и сотрудников ДОУ, в первую (но не последнюю) очередь – родительские собрания, которые желательно проводить после индивидуальных консультаций родителей с педагогами, психологом, логопедом. Такие встречи призваны познакомить родителей с методикой, предлагаемой в детском саду, и тем самым усилить их мотивацию к продолжению занятий с детьми по той же методике дома, в привычном ребенку и потому психологически комфортном окружении. При этом будет оптимально, если языком общения дома станет «слабый» язык, менее представленный в домашнем окружении.
Взрослые не должны говорить сразу на двух языках.
Это самая распространённая ошибка родителей, проживающих на территории России. Как правило, на бессознательном уровне человек идёт по пути наименьшего сопротивления, поэтому, разговаривая на русском, очень часто в речь «вплетаются» слова на другом языке, языке окружения. Это происходит потому, что в данный момент времени мозг «выдал» вам необходимое слово на другом языке быстрее, чем на русском языке. Процессы, которые происходят в мозге, занимают доли секунды. И мы, автоматически говорим то, что в первую очередь «выдал» наш мозг. Взрослым необходимо контролировать себя и говорить только на том языке, на котором вы хотите общаться с ребёнком.
Ребенок будет расти, вам будет казаться, что ни один из изучаемых языков не улучшается, но это не так – процесс идет, вы просто этого не видите. Поэтому продолжайте двигаться вперед, и в скором времени малыш вас порадует своими познаниями в языках!
В Мои закладки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-консультация по теме "Дизартрия" .
В презентации рассказывается о том, что такое дизартрия, чем она обусловлена и как проявляется. Рассмотрены основные нарушения при дизартрии. Более широко раскрыто понятие "стертая дизартрия" - как на...
Консультация для родителей « Дизартрия. Что это такое?»
Дизартрия. Что это такое?...
Консультация для родителей «Дизартрия и особенности детей-дизартриков».
Консультация для родителей, имеющих детей с нарушением речи....
Консультация "Что такое дизартрия"
Консультация "Что такое дизартрия"...
Консультация для родителей "Дизартрия стертой формы"
Презентация помогает сформировать краткое представление о таком речевом нарушении, как дизартрия стертой формы....
Консультация для педагогов "Дизартрия и дизартрический компонент"
В консультации расмотренны виды нарушений в психолого - педагогическом аспекте у детей с дизартрией....
Консультация для родителей "Дизартрия"
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. В консультации даны рекомендации родителям в ДОУ....