Речевое дыхание.
консультация
Речевой выдох должен быть способен обеспечивать под складочное давление и правильное голосоведение и очень важен навык умение рационально расходовать всю воздушную струю для того, чтобы логически завершить фразу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания
Развивая фонематический слух, основные движения органов артикуляционного аппарата параллельно развиваем и формируем направленную воздушную струю. Потому что без сильной направленной воздушной струи не будет красивой речи, не будет красивого звука.
Речевой выдох должен быть способен обеспечивать нормальное звуко- и голосообразование.
У детей с речевыми нарушениями:
Физиологическое дыхание поверхностное, верхнереберного типа, ритм недостаточно устойчив, легко нарушается если дать физическую или эмоциональную нагрузку ослабленный вдох и выдох, и объем легких существенно ниже нормы.
Речевое дыхание:
- многие дети совершают вдох с резким поднятием плеч;
-неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, в результате дети не договаривают слова и нередко конец фразы произносят шепотом;
- заканчивая длинную фразу, дети вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становиться нечеткой, судорожной, с захлебыванием.
- добирают воздух почти перед каждым словом
-укороченный выдох вынуждает детей говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
И это говорит о том, что не сформирован координаторный механизм, между речевым дыханием и фонацией.
Для развития правильного речевого дыхания можно выполнить следующие
упражнения:
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей 3-4 лет
Игра «Чей одуванчик раньше улетит?»
Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.
Игра проводится на даче, на воздухе. Когда дети гуляют на полянке, воспитатель
предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок.
Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Ребенок сидит на стуле. Взрослый говорит: «Посмотри, какие красивые бабочки: синие, желтые, зеленые! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотри, полетели. Попробуй и ты подуть. У кого дальше полетит. У кого дальше полетит?» Взрослый сам дует предлагает ребенку встать возле бабочки. Ребенок дует на бабочек.
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. На стол ставят бумажных птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Ребенок и взрослый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дует на птичку, и следит, чья птичка дальше улетит.
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или много кратно произносить звук «п» («п – п – п») на одном выдохе. На маленьком столе стоит таз с водой. Ребенок, сидится на стульчик, дует на кораблики, произнося звук «ф» или «п». Взрослый предлагает покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно.
Но вот налетает порывистый ветер. «П- п- п…»- дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Игра «Птицеферма»*
Цель. Учить на одном выдохе произносить 2-3 слога.
Взрослый показывает игрушки и воспроизводит 3- 4 раза подряд их
звучание. Игрушки убирают. Взрослый говорит: «Пошли мы с тобой на
птицеферму. Идем, а на встречу нам … (показывает курицу) курица. Как она
поздоровается с нами?» Ребенок: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Ребенок: «га-га- га». Далее взрослый последовательно показывает оставшиеся игрушки, а ребенок произносит соответствующие звукоподражания.
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Цель. Добиваться умения управлять воздушную струю посредине языка.
Ребенку дают чистый пузырек. Взрослый говорит: «Послушай, как гудит мой пузырек, если я в нее подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Взрослый обращается к ребенку, а затем предлагает погудеть.
Игра «Поезд»
Цель. Добиваться длительного произнесения звука «у».
Первый вариант. Ребенок встает за взрослым, образуя поезд. Взрослый заранее ставит в разных местах у дороги, по которой пойдет поезд, игрушечных животных. Перед тем как поезд отправится в путь, взрослый напоминает, что поезд должен дать сигнал, погудеть, если на дороге встретятся животные. Миновав их, поезд перестает гудеть.
Второй вариант. Ребенок садятся на стул изображая поезд. Как только зажигается зеленый свет светофора, ребенок дает гудок, как поезд перед отправлением. Если горит красный свет, ребенок молчит.
Игра «Подбери по цвету»
Цель. Учить слитно произносить фразу из двух- трех слов.
Ребенку дают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета.
Показывая кубик, взрослый говорит: «Найди картинку такого же цвета, как
кубик, находит и называет, что нарисовано». («Красная машина», «Красный шар» и т. д.)
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Добиваться умения слитно, в одном выдохе, произносить фразу из четырех слов.
Взрослый показывает картины, изображающие четыре времени года.
Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные предметы того или иного времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букет цветов» и т. д.).
Взрослый дает ребенку по одной картинке. Ребенок отвечает на вопрос,
поставленный взрослым, например: «Когда купаются дети в реке?» (Дети
купаются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.
Игра «Определи место игрушки»
Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти – шести слов.
Взрослый раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки
(машина, пирамида, мяч, кукла и др.). Спрашивает: «Между
какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ:
«Пирамида стоит между машиной и куклой». После двух - трех ответов
взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.
Игра «Прокати мяч к воротам»
Цель: добиваться умения направлять воздушную струю в цель.
Ребенок сидят на стул напротив. На столе лежит «футбольное поле» с
воротами и мячик из пенопласта или теннисный. Играющий должен дуть на мяч с целью попасть в ворота. За каждое попадание дается очко. Продолжительность игры – 1-2 минуты.
Игра «Поймай стрекозу»
Цель: учить делать длительный, направленный выдох.
Играют сидя на стуле, ребенок дует на лягушку и направляет ее кстрекозе. Игра повторяется 2 раза.
Упражнения
«Подуй на игрушку». Дуют на плавающую игрушку, выдыхая через рот, так, чтобы игрушка перемещалась вперед. Хорошо, если этой игрушкой будет кораблик.
«Посмотри, что внутри».* Ребенку дают трубочку, внутри которой находится
маленькая игрушка, прикрепленная ниточкой. Ребенок держит его руками и дует на него, тогда из трубочки выкатывается игрушка.*
Надуй игрушку.* Ребенку дают маленькую резиновую игрушку и предлагают надуть его. В этой игре тоже можно посоревноваться.
Поддувание ватных шариков. Ребенок сидится за стол. Нужен ватный шарик. Взрослый показывает, как надо дуть на шарик. Потом ребенок дует. Можно и посоревноваться – кто дальше подует.
Поддувание бумажных султанчиков.* Ребенок дует на султанчик, который держат в руке. Дуть надо как можно сильнее.
Поддувание бумажных фигурок. Поддувать надо плавно, чтобы фигурка скользила, а не падала.
Поддувание целлулоидной игрушки (уточки, лодочки и так далее). Поддувать надо так, чтобы игрушка поплыла как можно быстрее.
Поддувание цветных катушек, круглых карандашей и других предметов,* которые могут кататься по плоскости стола.
Упражнение «Листочек».*
Возьмите на ладонь небольшой листочек (можно бумажный).
Поднимите ладонь на уровне подбородка, пусть листочек окажется ото рта на
расстоянии примерно 15 см. Сдуйте его быстрым энергичным выдохом через рот. Получилось? Ладонь можно отвести подальше. Выполнить то же самое.
* отмечены игры и упражнения, которые предлагаются и в средней группе.
Игры и упражнения для развития речевогодыхания у детей 4-5 лет
Игра «Пузырь»
Цель. Добиваться четкого длительного произношения изолированного звука «ф».
Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая голову и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук «ф» и подражая выходящему воздуху.
Игра «Борцы»*
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, направленный выдох.
Играют двое. Сидят напротив друг друга и по команде начинают одновременно дуть на борцов.
Игра «Колобок»*
Цель. Добиваться от детей умения произвести длительный, целенаправленный выдох.
Играют четверо. На столе поролоновый «колобок». Дети должны катать колобок друг другу.
Упражнения «Задуй упрямую свечу».*
Ребенок держит в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся
живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасить
свечу», произнося «ф».
«Игра – загадка».
Взрослый беззвучно артикулирует один – два гласных звука, ребенок должн озвучивать их. Взрослый одобряет, когда ребенок произнес звук на длительном выдохе.
Игра «Прокати карандаш».*
Взрослый предлагает присесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой круглый карандаш и подуть на него так, чтобы он покатился: «Фу-у-у». Упражнение повторить 3-4 раза. Усложнением задания является то, что вместо круглого карандаша используется граненый.
Игра «Забей мяч в ворота».*
На стол – противоположный от ребенка край – ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Ребенок дует на ватные шарики – мячи так, чтобы попасть в ворота.
Игра «Жук».*
Ребенок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает ему
поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая,
показать, как долго жужжит большой жук–«ж», одновременно опуская руки вниз.
Игра «Комарик».*
Ребенок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно
вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенитнеуловимый комарик –«з»; быстро вернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.
Игра «Топор».
Ребенок стоит. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены
«замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – «ух!» – на длительном выдохе.
Игра «Ворона».
Ребенок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через
стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «кар»!
Игра «Гуси».
Ребенок сидит. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый
вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на
длительном выдохе произнести: «га». Голову держать прямо. Возвратиться в
исходное положение – вдох. На выдохе произнести «го», «гы».
Игра «Сделай ямку».*
Набирают в ладони воду, дуют как на горячий чай, чтобы
образовалась ямка.
«Дырка».* Сидя в ванне, делают резко, быстро выдох у самой поверхности воды
так, чтобы образовалась на поверхности «дырка» (большая ямка, глубокая).
Задержка дыхания.* Попробуй на счет «раз, два, три» задержать дыхание после
обычного вдоха. Попроси маму, папу пусть они громко считают вслух.
Крошки на столе.* Видишь: крошки на столе. Сдуй их!
Качели.* Ребенок дует на бумажные качели, и качели начинают качаться.
Полетели бабочки.* Ребенку дается маленькое панно из крышки «доширака». На
левом краю панно приклеена веточка, а на середине висят бабочки, привязанные на
ниточке. Когда ребенок дует на бабочек, бабочки «садятся» на веточку.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Падают листья.* Детям дается тоже маленькое панно из крышки «доширака». На
панно приклеена веточка, а на веточке прикреплены на нитках листья. Когда дети
дуют на веточку, листья должны падать. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Узнай что за шторой.* Ребенок, сидя на стуле, дует на штору, штора открывается
и становится видно то, что находилось за шторой.
* отмечены игры и упражнения, которые предлагаются и в старшей группе.
Игры и упражнения для развития речевого
дыхания у детей 5-6 лет
Игра «Пароход»
Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произношения изолированного
звука ы.
Воспитатель показывает картинку, на котором изображен плывущий по реке
пароход; рассказывает: «Наступило лето и дети поехали на прогулку на пароходе.
Прежде чем отплыть, пароход дает сигнал «ыыы…») Поплыли по реке, а на встречу
плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал: «ыыы…» Как
пароход дает сигнал? (Дети произносят: «ыыы…») Причалил пароход к берегу, и
дети пошли в лес на прогулку.
«Давайте теперь поиграем». Дети делятся на подгруппы. Каждая изображает
пароходы. При встрече они сигналят: «ыыы…»
Игра « Ныряльщики»
Цель. Развивать дифференцированное дыхание.
Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и
приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Повторяют не больше
двух-трех раз.
Игра « Кто лучше надует игрушку?»
Цель. Развивать целенаправленное длительное дыхание.
Воспитатель показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через
нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно
выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.
Игра «Соревнование лягушек»
Цель. Добиваться от ребенка умения делать короткий, направленный выдох.
Играют двое. Например, у одного ребенка зеленая лягушка, у другого желтая.
Желтая лягушка прыгает по зеленым цветочкам, а зеленая, наоборот, по желтым
цветочкам. Лягушки должны «поскакать» от цветочка к цветочку. Можно играть
на счет очков. Если лягушке удалось побывать на всех цветочках – 4 очка, а если
только на одном – 1 очко.
Игра «Подуй на шарики»
Цель. Учить детей управлять и регулировать своим выдохом, делать короткий
направленный выдох.
Детям предлагаем направлять выдох на поролоновые шарики, которые ставим над
«ямочками». Если правильно регулировать выдох, шарики скатываются в «ямочки».
Количество скатившихся в «ямочки» шариков можно считать за очки.
Игра продолжается 2-3 раза.
Упражнения
Свечи. Детям предлагают подуть на свечи так, чтобы свечи не погасли. (Во
избежание опасности упражнение выполняется только индивидуально).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"
Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....