Дополнительная общеобразовательная программа Художественно – эстетической направленности «Теремок»
рабочая программа по развитию речи
Цель программы - формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по допобразованию | 86.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Принято Советом педагогов Утверждаю:
МБДОУ «Детский сад № 32» Заведующий МБДОУ
Протокол № _1_________ «Детский сад № 32»
«_30_»__09________2019 г. ________ Махиня Н. Ю.
приказ № _68_________
«_30_»___09______2019 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Художественно – эстетической направленности
«Теремок»
для детей 5 – 7 лет
на 2019 – 2021 учебный год
Составитель:
Несмеянова Ольга Александровна
г. Троицк – 2019 г.
Оглавление
№ | Наименование разделов | стр |
1. | Целевой компонент Программы | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Актуальность Программы | 4 |
1.3. | Цель и задачи реализации Программы | 5 |
1.4. | Принципы и подходы к формированию Программы | 7 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 8 |
2. | Содержательный компонент Программы | 8 |
2.1. | Направления работы по реализации программы | 8 |
2.2. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 9 |
2.3 | Описание образовательной деятельности по Программе | 9 |
2.4 | Механизм реализации Программы | 14 |
2.5. | Планирование работы с детьми: - Перспективный план работы в старшей группе (I год обучения) - Перспективный план работы в подготовительной группе (II год обучения) | 14 |
3. | Организационный компонент | 24 |
3.1. | Материально-технические условия реализации программы | 24 |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 25 |
Приложения | 26 |
- Целевой компонент Программы
1.1. Пояснительная записка
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Значит, все, что окружает ребенка, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности«Теремок» для детей 5 – 7 лет МБДОУ «Детский сад № 32» (далее Программа) разработана на основе авторской программы М. Д. Маханёвой и Т. И. Петровой, в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 32», а также в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 « О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Конвенция о правах ребёнка(1989 г.).
- Концепция дошкольного воспитания. 1983г.
1.2. Актуальность Программы
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально - экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Новизна программы заключается в том, что:
- Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности, научить по - своему передавать сценический образ, фантазировать.
- Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
- Собранный в программе материал, позволяет выявить у детей способности к театрализованной деятельности.
- в театрализованные игры включены беседы об истории театра, театральных профессиях, строении театра, правилах поведения в театре и т.д.
- дети знакомятся с более новыми видами театральных кукол.
- репертуар театрализованных игр определяется в соответствии с тематическим планированием.
- родители принимают активное участие в организации театральной деятельности детей.
Педагогическая целесообразность
Как известно ведущей деятельностью дошкольника является игра. Принцип обучения - учить, играя в полной мере, проявляется в театрализованной деятельности.
Все дети талантливы, только воспитатель должен увидеть, почувствовать и помочь ребёнку раскрыть его творческие способности. Детям нравится смотреть театрализованное представление, а принимать участие ещё интереснее и увлекательнее. Участвуя в театрализации, ребёнок раскрывается, чувствует себя свободно. Это тот момент, когда можно сформировать умение ребёнка придумывать, фантазировать, творить.
Все дети очень любят сказки. Слушая сказку, ребёнок находит для себя что-то нужное, поучающее, поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» А как интересно сыграть героя сказки, или придумать что-то своё интересное, необычное. Разыгрывая сказку, ребёнок узнаёт мир, понятие дружба, честность, доброта, смелость, выражает своё отношение к добру и злу.
Участвуя в театрализованной деятельности, у детей совершенствуется речь, пополняется словарный запас, улучшается память и мышление. Дети творчески подходят к решению задач.
Кроме того, разнообразие тем, форм и методов театрализации всесторонне развивает ребёнка, раскрывает его творческие способности.
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5 - 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Цель программы - Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам:
1. «Художественная литература» - знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
2. «Изодеятельность» - знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля.
3. «Ознакомление с окружающим» - знакомство с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
4. «Музыкальное воспитание» - знакомство с музыкой, отметить характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки. Воспитывать желание играть театральными куклами. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
5. «Развитие речи» - использовать скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивать четкую дикцию. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров. Обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
Задачи программы:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми театрализованной деятельности по возрастным группам.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание данной Программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В основу программы заложены следующие принципы:
- Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
- Принцип сотрудничества- взаимосвязь ребенка и педагога.
- Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
- Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
- Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
- Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
- Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
- Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности;
- гуманитарный подход позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности;
- культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.
Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемый результат:
— разыгрывает сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
— чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
— выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
— знает некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
— знает некоторые приемы и манипуляции и применяет их в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, марионеток и др.
— имеет представление о театре, театральной культуре, истории театра; устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб).
— имеет представление о театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).
2. Содержательный компонент Программы
2.1. Направления работы по реализации программы
В образовательном учреждении созданы условия для обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы художественно – эстетической направленности «Теремок».
Условия реализации программы:
- Демонстрационный материал.
- Технические средства.
- Наличие места для оборудования.
- Наличие места для проведения деятельности.
- Взаимодействие с родителями.
Формы организации совместной деятельности с детьми:
- Театрализованные игры
- Репетиции в театральном кружке
- Рассказы воспитателя о театре
- Организация драматизаций
- Индивидуальные творческие задания
- Беседы - диалоги
- Изготовление и ремонт атрибутов
- Чтение литературы
Методы и приемы работы:
- наглядный (слуховой, зрительный);
- словесный;
- практический;
- игровой;
- творческий и т.д.
Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации.
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения. А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основные формы взаимодействия с родителями:
- Беседы – консультации
- Выставки
- Творческие мастерские (совместно подготавливают материал для досугов детей)
- Совместные театральные развлечения (по инициативе родителей)
- Памятки
- Родительские собрания
2.3. Описание образовательной деятельности
I Этап (старшая группа – первый год обучения 2019-2020г)
Задачи:
- Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
- Расширять представления детей об окружающей действительности. Совершенствовать умения детей ориентироваться в группе, зале, помещении детского сада.
- Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть.
- Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
- Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
- Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя кукол.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
- Воспитывать желание играть с театральными куклами. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
- Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Ожидаемый результат:
- Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
- Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминать заданные позы.
- Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
- Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
- Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
- Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
- Уметь составлять предложения с заданными словами.
- Уметь строить простейший диалог.
- Уметь сочинять этюды по сказкам.
II Этап (подготовительная к школе группа - второй год обучения 2020-2021г)
Задачи:
- Совершенствовать всесторонне развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.
- Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол.
- Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
- Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол.
- Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
- Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театрализованными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
- Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации.
- Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Ожидаемый результат:
- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
- Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
- Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
- Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
- Находить оправдание заданной позе.
- На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
- Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
- Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
- Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
- Уметь подобрать рифму к заданному слову.
- Уметь сочинить рассказ от имени героя.
- Уметь составлять диалог между сказочными героями.
- Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
2.4. Механизм реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Теремок» рассчитана на детей 5 - 7 лет на 2 года обучения.
Форма работы – подгрупповая, индивидуальная.
Театрально - игровая деятельность проводится в рамках календарного плана 2 раза в неделю во второй половине дня.
Время проведения деятельности: 5-6 лет – 20-25 минут, 6-7 лет – 30 и более минут.
Работа по театрально - игровой деятельности организуется с учетом взаимодействия содержания данных тем с содержанием других предметов. Поскольку основным видом деятельности ребенка - дошкольника является игровая деятельность, интеграция образовательного процесса с элементами театрализации способствует положительному усвоению материала.
Диагностика усвоения детьми программы проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).
Учебный план
Для детей 5 - 7 лет по изучению программы
Содержание работы | Количество мероприятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Мероприятия по тематическому плану | 2 | 8 | 76 |
Количество учебных недель блока дополнительного образования: 38 недель в год.
2.5. Планирование работы с детьми
Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет (1 год обучения)
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1. «Добро пожаловать!»
Оборудование театральной студии. Правила поведения в театральной студии. Диагностика.
Раздел 2. Основы театральной культуры
Тема 2.1. «Что такое театр?»
Представления о театре. Беседа о театре. Этюды.
Тема 2. 2. «Какой бывает театр»
Виды театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки.
Тема 2.3. «Особое царство»
Ознакомление с видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.
Тема 2.4. «Кто работает в театре?»
Понятие театральные профессии: гример, костюмер, актёр.
Тема 2.5. «Тишина! Идёт спектакль!»
Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.
Тема 2.6. «Всё о театре»
Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов.
Раздел 3. Театрализованная игра
Тема 3.1. «Удивительный мир кукол»
Виды кукол: настольные, куклы с «живой рукой». Показ способов действия с куклами.
Тема 3.2. «Попробуем измениться»
Тема 3.3. «Времена года»
Тема 3.4. «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?»
Тема 3.5. «Муха Цокотуха»
Тема 3.6. «Дедушка Молчок»
Тема 3.7. «Листопад»
Тема 3.8. «Одну простую сказку хотим вам рассказать»
Тема 3.9. «В гостях у Мойдодыра»
Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 3.10. «Играем пальчиками»
Тема 3.11. «Разговор»
Этюды на развитие мимики и жестов. Артикуляционная гимнастика.
Тема 3.12. «Постучимся в теремок»
Тема 3.13. «Превращения»
Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.
Тема 3.14. «Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно»
Тема 3.15. «Был у зайца огород»
Пластичность жестов. Интонационная выразительность речи.
Тема 3.16. «Многим домик послужил, кто только в домике не жил»
Тема 3.17. «Викторина»
Этюды на воображение. Пальчиковые игры со словами.
Тема 3.18. «Косолапый приходил, теремочек развалил»
Тема 3.19. «Веселый диалог»
Этюды на развитие мимики и жестов.
Тема 3.20. «Учимся говорить по – разному»
Тема 3.21. «Киска»
Выразительность жестов, фантазия. Сочетание движений рук с речью.
Тема 3.22. «Учимся четко говорить»
Тема 3.23. «Давайте хохотать»
Использование шапочек-масок и пальчикового театра для разыгрывания диалогов между детьми. Упражнения на хорошую дикцию.
Тема 3.24. «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»
Тема 3.25. «Убежало молоко»
Обыгрывание небольших по объёму сценок.
Тема 3.26. «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»
Тема 3.27. «Моя вообразилия»
Элементы актёрского мастерства: подражание и имитация движений животных.
Тема 3.28. «Рассказываем про любимые игры и сказки»
Тема 3.29. «Представьте себе»
Пальчиковые игры со словами. Упражнения на хорошую дикцию.
Тема 3.30. «Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»
Тема 3.31. «Чистоговорки»
Пластичность жестов. Интонационная выразительность речи.
Тема 3.32. «Гордится Петенька красой, ног не чует под собой»
Тема 3.33. «Старичок Лесовичок»
Использование шапочек-масок и пальчикового театра для разыгрывания диалогов между детьми.
Тема 3.34. «Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался»
Тема 3.35. «Загадки»
Выразительность жестов, фантазия. Сочетание движений рук с речью.
Тема 3.36. «Сочиняем новую сказку»
Тема 3.37. «Надин сон»
Упражнения на хорошую дикцию. Пальчиковые игры со словами.
Тема 3.38. «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»
Тема 3.39. «Поиграем - угадаем»
Выразительность жестов, фантазия. Сочетание движений рук с речью.
Тема 3.40. «Наши эмоции»
Тема 3.41. «Расскажи стихи руками»
Этюды на развитие мимики и жестов. Упражнения на хорошую дикцию.
Тема 3.42. «Изображение различных эмоций»
Тема 3.43. «Сами с усами»
Использование шапочек-масок и пальчикового театра для разыгрывания диалогов между детьми.
Тема 3.44. «Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»
Тема 3.45. «Мой маленький театр»
Этюды на развитие мимики и жестов. Сочетание движений рук с речью.
Тема 3.46. «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья»
Тема 3.47. «Весна красна»
Этюды на развитие мимики и жестов.
Тема 3.48. «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»
Тема 3.49. «Три мамы»
Этюды на воображение. Сочетание движений рук с речью.
Тема 3.50. «Друг всегда придет на помощь»
Тема 3.51. «Выражение лица»
Пластичность жестов. Интонационная выразительность речи.
Тема 3.52. «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»
Тема 3.53. «Хорошо в лесу»
Элементы актёрского мастерства: подражание и имитация движений.
Тема 3.54. «Когда страшно, видится то, чего и нет»
Тема 3.55. «Весной»
Обыгрывание небольших по объёму сценок.
Тема 3.56. «Каждому страх большим кажется»
Тема 3.57. «Игралочка»
Имитация повадок животных. Образная характеристика.
Тема 3.58. «Преодолеем страх»
Тема 3.59. «Веселые превращения»
Выразительность жестов, фантазия. Сочетание движений рук с речью.
Тема 3.60. «У страха глаза велики»
Тема 3.61. «Братцы»
Использование шапочек-масок и пальчикового театра для разыгрывания диалогов между детьми.
Тема 3.62. «Если с другом ты поссорился»
Тема 3.63. «Плачет киска»
Пластичность жестов. Интонационная выразительность речи.
Тема 3.64. «Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!»
Тема 3.65. «Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро разрешил»
Тема 3.66. «Как поссорились Солнце и Луна»
Тема 3.67. «Викторина «Мы любим сказки»»
Перспективный план работы с детьми 6 - 7 лет (4 год обучения)
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1. «Давайте познакомимся»
Оборудование театральной студии. Правила поведения в театральной студии. Диагностика.
Раздел 2. Основы театральной культуры
Тема 2.1. «Здравствуй, театр!»
Представления о театре. Беседа о театре. Этюды.
Тема 2.2. «Какой бывает театр?».
Виды театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки.
Тема 2.3. «Царство театра»
Продолжать ознакомление с видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.
Тема 2.4. «Театральные профессии»
Понятие театральные профессии: гример, актёр, режиссер, художник, композитор.
Тема 2.5. «Кто такой костюмер?»
Беседа- рассуждение. Игра- пантомима.
Тема 2.6. «Говорим о композиторе».
Беседа о профессии композитор. Обсуждение необходимости этой профессии в театре. Танцы- фантазия. В мастерской изготавливать простейшие музыкальные инструменты.
Тема 2.7. «Мы идем в театр»
Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.
Тема2.8. «Незнайка в театре»
Беседа- игра. Разыгрывание мини- сценки.
Тема 2. 9. «Театральная азбука».
Знакомство с театральными терминами. Речевое упражнение.
Тема 2.10. «Всё о театре»
Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов.
Раздел 3. Театрализованная игра
Тема 3.1. «Театр теней».
Беседа о теневом театре, его происхождении. Знакомство с навыками владение этой техникой.
Тема 3.2. «Поиграем с пальчиками»
Беседа о пальчиковом театре. Рассматривание видов пальчиковых кукол. Знакомство с навыками владение этой техникой.
Тема 3.3. «К нам пришел Петрушка!»
Цель: Знакомство с видом театральной деятельности - куклами – Петрушками. Показ способов действия с куклами.
Тема 3.4. «Сказки на столе»
Особенности настольного театра. Обучение способам действия.
Тема 3.5. «Куклы на сцене»
Назначение и удобство театральной ширмы. Возможности ширмы.
Тема 3.6. «Любимые сказки»
Беседа о сказках. Сочинение небольших сказок совместно с педагогом. Игровые упражнения.
Тема 3.7. «В гостях у С.Я.Маршака»
Беседа по содержанию стихотворения. Имитационное упражнение. Драматизация стихотворения.
Тема 3.8. Драматизация стихотворения.
Беседа о фразеологизмах, их значении, применении в театральных постановках. Двигательно- речевая миниатюра. Работа в мастерской по изготовлению конусного театра.
Тема 3.9. «Веселые сочинялки».
Беседа о рифме. Игры по развитию языковой догадки.
Тема 3.10. «Осень золотая».
Двигательная импровизация. Изготовление атрибутов- масок.
Тема 3.11. «Собираем урожай»
Беседа о уборке урожая осенью. Составление небольших рассказов детьми. Продолжить работу по изготовлению конусного театра.
Тема 3.12. «Что такое эмоции?».
Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции. Этюд на выражение основных эмоций.
Тема 3.13. «Что такое интонация?»
Беседа- Знакомство с понятием «Интонация». Двигательно- речевая миниатюра. Выразительное чтение стихов А.Барто и обыгрывание.
Тема 3.14. «Кто в теремочке живет»
Отработка диалогов по сказке. Драматизация сказки с помощью конусного театра.
Тема 3.15. «Здравствуй, зимушка- зима!».
Беседа о зимнем настроении. Дыхательное упражнение. Игра- фантазия.
Тема 3.16. «Добрые слова»
Чтение стихотворения «Добрые слова». Беседа - обсуждение смысла стихотворение. Музыкально- ритмическая композиция. Подготовка к выступлению. Подбор костюмов, изготовление приглашений для родителей.
Тема 3.17. «Вежливые слова».
Выступление детей перед родителями группы.
Тема 3.18.«Играем в сказку»
Имитационное упражнение. Отработка диалогов. Игра- драматизация.
Тема 3.19.«В стране скороговорок и чистоговорок».
Беседа- диалог о скороговорках, чистоговорках. Двигательно- речевая миниатюра. Сочинение чистоговорок.
Тема 3.20. «Наши развлечения»
Беседа о зимних забавах. Этюд. Работа в мастерской. Изготовление театра на ложках.
Тема 3.21. «Мои любимцы»
Беседа о своих питомцах, их повадках. Упражнение.Пантомимический этюд. Танец- имитация. Миниатюра.
Тема 3.22. «Наши защитники»
Слушание муз.произведения, беседа по ассоциациям. Образно-пластичесий этюд. Обыгрывание придуманных ситуаций с использованием театра на ложках.
Тема 3.23.«Весна пришла!».
Беседы с детьми о народном фольклоре. Упражнение на развитие интонационной выразительности. Этюд на развитие эмоций, движений, жестов.
Тема 3.24.«Бабушка- загадушка».
Беседа о загадках. Загадывание загадок. Пантомимическая игра. Двигательно- речевая миниатюра. Изготовление театральных фигур из бутылок.
Тема 3.25. «Непослушная Маша».
Разбор значений фразеологизмов. Игра с куклой. Вспомнить правила кукловождения.
Тема 3.26.«Пчелки, птички полетели»
Беседа о весенних приметах. Этюд. Танец- фантазия. Распределение ролей на сказку
Тема 3.27.Репетиция досуга «Чайный вечер».
Отработка ролей. Пение частушек Подбор костюмов. Изготовление атрибутов, декораций.
Тема 3.28.Досуг «Чайный вечер»
Показ родителям группы досуга «Чайный вечер».
Тема 3.29.Итоговое занятие «В мире театра»
Беседа о том, что понравилось в театральных занятиях. Этюд. Упражнение.
3. Организационный компонент Программы:
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия пребывания детей соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и правилам СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Предметы расположены рационально и удобно для детей. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям безопасности, принципам психологического комфорта, позволяет свободно перемещаться в пространстве. Материально – техническое оснащение постоянно пополняется.
Материально – техническое оснащение:
№ | Наименование | Кол-во |
1 | настольный театр на конусе «Три поросенка» | 1 |
2 | настольный театр картинок: «Репка» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко» «Заюшкина избушка» «Курочка Ряба» | 5 |
3 | пальчиковый театр: «Теремок» «Репка» «Волк и семеро козлят» «Красная шапочка» «Три поросенка» «Курочка Ряба» «Маша и медведь» | 7 |
4 | театр Би-ба-бо: «Маша и медведь» «Заюшкина избушка» | 2 |
5 | теневой театр: «Заюшкина избушка» | 1 |
6 | театр картинок на магнитной доске: «Теремок» «Репка» «Волк и семеро козлят» «Красная шапочка» «Три поросенка» «Курочка Ряба» «Маша и медведь» | 7 |
7 | Магнитная доска | 1 |
8 | Муз.аппаратура | 1 |
9 | Элементы костюмов: «Лиса» «Заяц» «Обезьяна» «Красная шапочка» «Айболит» «Бабка» «Дед» «Внучка» | 8 |
10 | Элементы декораций: «Лето» «Осень» «Зима» «Весна» «Дом» | 5 |
11 | Ширма для кукольного театра | 1 |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Общеобразовательная программа - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы Мозаика- Синтез, 2014.
Литература:
1. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.:ТЦ "Сфера", 2001 –123с.
2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 160с.
3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи - Москва: Просвещение, 1983 - с.64.
4. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 1991. – 127с.
5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России – М.: Линка - Пресс, 2006 – 208с.
6. Шорохова Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: сборник игр для развития речи. М: Просвещение, 1993. – 64с.
Приложения
Приложение №1.
План взаимодействия с родителями
во второймладшей группе
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | «Театральная мозаика» | Стендовая информация |
2 квартал | «Мои любимые театральные герои» | Выставка рисунков |
3 квартал | «В мире сказок» | Фотовыставка |
План взаимодействия с родителями
в средней группе
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | «Домашний театр как средство формирования взаимоотношенийвсемье» | Стендовая информация |
«Театр своими руками из бросового материала» | Мастер – класс | |
2 квартал | «О роли родителей в развитиеречиребенка» | Консультация |
3 квартал | «Кукольный театр своими руками» | Конкурс |
План взаимодействия с родителями
в старшей группе
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики» | Консультация |
2 квартал | «Сказки на ночь - польза для всей семьи!» | Стендовая информация |
3 квартал | «Волшебное превращение ложек» | Мастер – класс |
План взаимодействия с родителями
в подготовительной к школе группе
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | "Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей" | Стендовая информация |
2 квартал | «Тайна театральной мастерской» | Творческая гостиная |
3 квартал | «Театральная мозаика» (стихи, песни, кроссворды, познавательная информация идр.) | Стендовая информация |
«Мы – маленькие артисты» | Фотовыставка |
Приложения№5
Мониторинг освоения детьми программного материала
по театральной деятельности
3 – 5 года
Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т. С. Комаровой и проводится 2 раза в год.
1. Речевая культура
- Дикция (повторить потешки, скороговорки, чистоговорки)
- Жесты (этюды на выразительность жеста)
- Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера)
- Движение (этюды с музыкальным сопровождением)
2. Основы театральной культуры
- Умение общаться с партнером
- Способность импровизировать при создании образа
- Желание участвовать в играх-драматизациях
3. Навыки кукловождения
- Желание играть с куклой
- Умение управлять ею
- способность импровизировать с куклой
4. Основы коллективной творческой деятельности
- Желание участвовать
- Умение общаться с партнером, используя куклы настольного театра
- Способность создавать образ с помощью кукол настольного театра
Оценка: отлично - 3, хорошо - 2, неудовлетворительно - 1.
5 – 7 лет
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками старшего возраста делается на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, и на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания игр- драматизаций, а также спектакля, в котором принимают и участвуют сами дети.
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 1,5 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 2 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 1,5 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 2 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 1,5 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 1,5 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
В МБДОУ «Детский сад №32» создан театральный кружок «Теремок», в котором занимаются дети в возрасте от 3 до 7 лет. Особенность Программы театральный кружок «Теремок» в том, что она направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности, научить по - своему передавать сценический образ, фантазировать. Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам: «Художественная литература», «Изодеятельность», «Ознакомление с окружающим», «Музыкальное воспитание», «Развитие речи».
Занятия театральной деятельностью предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Куклы наших бабушек»
Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание усл...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Lego-конструирование» (4-7 лет)
Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 4-7 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа речевой направленности для детей подготовительной группы "Звукобуквенные прятки"
Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развит...
Программа по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Таланты без границ» (нетрадиционные технологии рисования) подготовительная группа оздоровительной направленности
Программа «Таланты без границ» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду&ra...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»
Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...
Дополнительная общеобразовательная программа Художественно – эстетической направленности «Теремок» для детей 3 – 7 лет
Занятия театральной деятельностью помогают развить ин¬тересы и способности ребенка; способствуют общему разви¬тию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации ...
- Мне нравится (2)