Статья: "РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ"
статья по логопедии (старшая группа)
Статья по теме: "Развитие артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольеого возраста с нарушениями речи средствами логопедической гимнастики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_leonova.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Леонова А.А.
ФГБОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
nastasya_motus@mail.ru
THE DEVELOPMENT OF ARTICULATION DEVICE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH SPEECH DISORDERS BY MEANS OF SPEECH THERAPY EXERCISES
Leonova A.A.
NSU of P.F. Lesgafta St.-Petersburg, Russia
nastasya_motus@mail.ru
Ключевые слова: артикуляционный аппарат, дошкольное воспитание, нарушения речи, логопедическая гимнастика
Keywords: articulation apparatus, preschool education, speech disorders, speech therapy
На современном этапе развития нашего общества с каждым годом становится острее проблема увеличения числа детей с различными нарушениями речи. По данным Министерства здравоохранения РФ, более чем у 50 % детей в дошкольном возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной тяжести.
В настоящее время увеличилось число детей с расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия). Этими нарушениями страдают 50-60 % учащихся массовых школ. Подобные данные заставляют серьезно задуматься об этой проблеме и приложить все условия, чтобы в полной мере провести работу по предупреждению ошибок чтения и письма у детей с патологией речи.
Воспитание речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности [2].
Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями [4, 5].
ГИПОТЕЗА: Предполагается, что использование комплекса логопедической гимнастики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, будет способствовать развитию артикуляционного аппарата.
Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы, нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анализ речевых карт; тестирование; педагогический эксперимент; математико-статистические методы.
Исследование проводилось в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Московского района Санкт-Петербурга.
В качестве контрольных испытаний, для определения уровня развития артикуляционного аппарата, была взята разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки.
В методике используются речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), Н.С. Жуковой, Е.М. Масюковой, и Т.Б. Филичевой (1973), О.Б. Иншаковой (1998). Методика включает в себя 4 теста с речевыми пробами. Каждый тест оценивается отдельно. Тесты направлены на исследование состояния: общей моторики, ручной моторики, артикуляционной моторики и мимической мускулатуры. Данные, заносятся в индивидуальные речевые карты детей, необходимые для отслеживания динамики исследуемых показателей [1].
Экспериментальный комплекс состоит из двух частей и включает в себя: логопедическую гимнастику и упражнения-игры с мячом.
В первой части занятия, использовались упражнения, направленные на органы артикуляционного аппарата (щеки, губы, язык, мышцы нижней челюсти, глотки и мягкого неба). В этой части решались следующие задачи: улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации; улучшение подвижности артикуляционных органов; укрепление мышечной системы языка, губ, щёк; обучение ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков; увеличить амплитуду движений; уменьшить спастичность артикуляционных органов [3].
Вторая часть занятия включала упражнения-игры с мячом. Эти упражнения направлены на решение следующих задач: отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению; освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях; помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу разные уровни регуляции; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; регулируют силу и точность движений; движение мяча активизирует непроизвольное внимание; развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей; развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца, улучшают обмен веществ [2].
При анализе результатов тестирования, после проведения эксперимента с применением разработанного комплекса логопедической гимнастики, у детей экспериментальной группы выявлено улучшение показателей во всех тестах. На основе полученных результатов у занимающихся экспериментальной группы отмечается положительная динамика исследуемых показателей: показатели состояния общей моторики увеличились на 0,7 балла; показатели состояния ручной моторики увеличились на 0,9 балла; показатели состояния мимической мускулатуры на 0,8 балла; показатели состояния артикуляционной моторики на 1,1 балл. Это свидетельствует о том, что предложенный нами комплекс логопедической гимнастики значительно влияет на развитие артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста, особенно на показатели артикуляционной моторики, с учетом проведения занятий в режиме дня в течение непродолжительного промежутка времени (6 недель).
Литература:
- Кабанова Т.В. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями /Т.В. Кабанова. О.В. Домнина. – М.: «Гном и Д», 2010. - С. 31-42.
- Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх я мячом /О.А. Леонова. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2015. - С. 4, 17-31.
- Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Н.С. Жукова. - Екатеринбург. АРД ЛТД, 2012. - С. 3-8.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова. Е.М. Струнина. - М.: «Владос», 2014. - С. 75.
- Филичева Т.Б. Основы логопедии /Т.Б. Филичева. Н.А. Чевелева. Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2011. - С. 221.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».
Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...
конспект логопедической викторины для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР)"Вопрос на засыпку"
Логопедическая викторина - интересная форма работы для повторения и закрепления навыков правильной речи у детей с общим недоразвитием речи. Цель викторины также является показать, как умеют рабо...
Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.
Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...
Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
В работе представлены рекомендации по организации коррекционного пространства в условиях ДОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в соче...
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...
Консультация для педагогов "Развитие лексико – грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".
Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребёнок осваивает постепенно,самостоятельно, путё...