Консультация для педагогов Актуальность развития связной речи дошкольников
консультация по логопедии
Проблемы речевого развития детей и условия успешного развития речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_aktualnost_razvitiya_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность развития речи дошкольников
Подготовила и провела:
Старший воспитатель, учитель-логопед: Кожевина Анна Юрьевна
Связная речь – это умение развернуто, последовательно, полно, связно, грамматически правильно, логично, образно, эмоционально передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что
1. Связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.
2. От уровня развития связной речи зависит
- умение общаться с людьми,
- общее интеллектуальное развитие,
- интеллигентность и культура человека.
3.Сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа. Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет:
- давать развернутые ответы на сложные вопросы;
- аргументировано и логично излагать свои мысли;
- авторитетно отстаивать свое мнение;
- воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- писать изложения и сочинения.
Типичные проблемы развития речи дошкольника
Ситуативная речь. Односложные предложения.
Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребенок владеет запасом из 2500 – 3000 слов, к 7 годам расширяется еще на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми.
Сленг. Употребление детьми слов-паразитов и нелитературных выражений.
Неспособность грамотно выстроить диалог.
Затруднения с построением монолога. - пересказывать текст, составить рассказ. Невозможность привести аргумент. - Умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения. Плохая дикция, логопедические проблемы. – четкое произношение.
Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Безусловно, развитие связной речи начинается в семье.
Поэтому с первых дней жизни детей родителям нужно:
-Научиться озвучивать свои действия, которые происходят в присутствии малыша, и делать это не сюсюкая, а правильно, четко, эмоционально.
- Как можно раньше вводить в общение с малышом народные потешки, пестушки, которые несут в себе колоссальный заряд теплых эмоций и любви.
- Родители не должны забывать читать, а лучше рассказывать детям русские народные сказки. Но, к сожалению, родители их не читают или часто читают бездумно, автоматически.
-К сожалению, не всегда родители являются образцом чистой речи для своих детей.
-Родители должны ограничить просмотр телевизора и компьютера, и побольше беседовать.
Все эти проблемы, которые по каким-то причинам не могут разрешиться в семье, берет на себя педагог, так как именно он несет ответственность за интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.
Условиями успешного речевого развития в дошкольном учреждении являются:
1. Условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- сотрудники должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- побуждать детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники должны задавать детям образцы правильной литературной речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со
стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей (организовать звукоподражательные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдать за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4.Сотрудники должны обеспечить детям условия для обогащения их словаря с
учетом возрастных особенностей:
- обеспечить детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помочь ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами и другими частями речи.
5. Сотрудники должны создать условия для овладения детьми грамматическим
строем речи:
- учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники должны развивать у детей связную речь с учетом их возрастных
особенностей:
- поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Сотрудники должны уделять специальное внимание развитию у детей
понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции
8. Сотрудники должны создавать условия для развития планирующей и
регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными
особенностями:
- стимулировать детей комментировать свою речь;
- упражнять в умении планировать свою деятельность.
9. Сотрудники должны приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники должны поощрять детское словотворчество.
11. Сотрудники должны создать предметно-развивающую среду для развития речи детей.
МБДОУ Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»
Актуальность проблемы развития связной речи дошкольников
Старший воспитатель
А.Ю.Кожевина
Декабрь 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по развитию связной речи у детей
консультация по развитию связной речи у детей....
Консультация для педагогов по развитию связной речи у детей
консультация по развитию связной речи у детей....
Консультация для педагогов ДОУ "Развитие связной речи у дошкольников".
Диалогическую речь: затруднения, формы и методы обучения.Монологическая речь: 1. Обучению пересказу.2. Обучение рассказыванию по картинам3 Обучение описанию предметов4 Обучение рассказыванию...
Консультация для педагогов "Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Консультация может быть полезной для учетелей-логопедов, воспитателей и родителей детей дошкольного возраста, так как в ней рассматриваетются особенности развития связной речи детей....
Методическая разработка консультации для педагогов по развитию связной речи
Методическая разработка консультации для педагогов по развитию связной речи со всеми этапами работы...
Консультация для педагогов «Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР: от фразы к рассказу»
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне....
Консультация "Актуальность развития связной речи дошкольников"
Проблемы развития связной речи дошкольников и условия успешного речевого развития в дошкольном учреждении....