Оказание индивидуальных услуг по программе дополнительного образования «Умничка»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Каракотова Елена Викторовна

Разработанная программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) и может быть реализована в рамках дополнительного образования.

Программа позволяет грамотно, органично и планомерно осуществлять речевое, коммуникативное, эстетическое развитие дошкольника, стимулировать его творческие способности и познавательные интересы.

Данная программа может быть использована для индивидуальных и групповых занятий с детьми с целью формирования речевой деятельности, которая обусловлена развитием мотивации к совместной деятельности со взрослым и коммуникации, адаптивности поведения, развития когнитивных операций, совершающихся в игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изогнутые акцентированные фигуры, которые вместе служат оформлением к заголовку

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ,

РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ,

ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ СЛОВ

После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на начальных этапах работы не рекомендуется исправлять звукопроизношение) (Агранович Е.З., 2001). Любая попытка произнесения поощряется, подхватывается, ошибки не исправляются. Многие игры, представленные в этом разделе, основаны на методике М. Монтессори, включение которой в логопедическую практику, можно считать новацией.

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

При формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:

♦        Лексическая сторона речи формируется на основе представлений о семантической структуре слова: одновременное формирование денотативного, понятийного, коннотативного и контекстуального компонентов слова (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., 2004).

♦        Многократное повторение нового слова. Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова.

♦        Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности.

Словарь ребенка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе. Аналитико- синтетическая работа со словом формирует слово как языковой знак. Расширение и обогащение словарного запаса происходит за счет усвоения знаменательных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Тематический принцип организации лексического материала позволяет наиболее рационально сгруппировать слова в языковом сознании ребенка. Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребенку этого возраста темы. В большинстве случаев развивается лексика наиболее частотная, близкая обиходу ребенка, конкретная. В случае изначально высокой языковой способности, большого объема внутреннего лексикона (например, при временной задержке речевого развития) возможно включение в занятия менее частотных, более абстрактных слов. В любом случае лексический материал подбирается, исходя из его доступности по звукослоговому составу.

Для актуализации словаря в арсенале педагогов и родителей должна быть самая разнообразная наглядность: картинки и фотографии разных размеров и стилей; рамки- вкладыши; разборные кубики; муляжи из разных материалов (например, фрукты: вязаные, тканные, восковые, пластиковые, резиновые, деревянные и др.). Для развития лексической стороны речи традиционно используются: показ и называние картинок, игра «Чудесный мешочек» и др. Приведем примеры игр, отличающихся инновационной направленностью. В предлагаемых играх возможно изменение лексического наполнения.

Источник: М.И.Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей

подготовил: Каракотова Е.В.
учитель-дефектолог, учитель-логопед



Предварительный просмотр:

Изогнутые акцентированные фигуры, которые вместе служат оформлением к заголовку

Базовые постулаты при организации занятий: мотивация, адаптация, игра

Мотивация – первичный фактор для возникновения речи и общения

Техники для биологически обоснованной стимуляции развития мотивации:

- использование природных материалов в максимальном количестве активностей: сенсорные коробки для обеспечения контакта с «необработанной» человеком природой;

- внешняя привлекательность, эстетичность, ритмическая последовательность предлагаемых материалов – в младшем дошкольном возрасте мотивацией к деятельности выступают внешние факторы: привлекательные предметы, желание обладать ими;

- визуализированная система поощрений – на основе авторской технологии «Цветное поведение», где предусмотрено красное поведение – недопустимое, нарушающее физические границы другого человека; желтое поведение – нежелание совершенствовать компетенцию; зеленое поведение – самостоятельные усилия для развития собственной компетенции

Адаптация – обеспечение возможности приспособления к жизни в обществе, коммуникации и полноценной жизни в целом.

Игра – способ приобретения личного смысла взаимодействия с действительностью, а в последствии и решению дидактической задачи.

Источник: М.И.Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей

подготовил: Каракотова Е.В.
учитель-дефектолог, учитель-логопед



Предварительный просмотр:

Изогнутые акцентированные фигуры, которые вместе служат оформлением к заголовку

Основные приемы воспроизведение слоговой структуры слова с использованием двигательных опор.

1.        Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным движением руки (хлопки, удары по столу).

2.        Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным сдавливанием пальцев (на каждый слог) прищепкой.

3.        Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным нажиманием пальцем на коврики-аппликаторы (Кузнецова, Ляпко).

4.        Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным покалыванием пальцев ребенка зубочистками, прокатыванием по руке ребенка щеткой, роликовым аппликатором Ляпко.

5.  Называние картинок с одновременным надеванием и сниманием колечек Су-джок.

6. Называние картинок с одновременным втыканием канцелярских скрепок в деревянную дощечку.

7. Называние картинок с одновременным прикреплением бельевых прищепок к картону, к бельевой веревке.

8.        Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием «дорожек», «заборчиков». Используются различные материалы: мозаика, зубочистки, счетные палочки, макароны, (Траленные ватные палочки, камешки, ракушки и т.п.

9.        Произнесение слов, называние картинок, изменяя силу (высоту) голоса. Например, первый слог произносится низким голосом, второй — высоким.

10.        Называние слов с одновременным составлением цепочки из канцелярских скрепок (скрепка = слово).

11.        Произнесение отрабатываемого слова «на ушко» маме, выражая определенную эмоцию. Например, слово «мама» произнести радостно, грустно, удивленно (по подражанию логопеду).

Формирование грамматического строя через упражнения, направленные на:

♦        Различение существительных в исходной и уменьшительно-ласкательной форме.

♦        Различение единственного и множественного числа существительных с окончанием: «ы», «и», например: «муха-мухи»; «панама-панамы».

♦        Различение глаголов совершенного и несовершенного вида.

♦        Понимание словообразовательных форм.

♦        Понимание и возможно употребление простых предлогов.

♦        Понимание категории рода.

♦        Формирование навыков употребления существительных в винительном падеже.

♦        Формирование внутренней схемы высказывания, фразы.

Источник: М.И.Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей

подготовил: Каракотова Е.В.
учитель-дефектолог, учитель-логопед



Предварительный просмотр:

Изогнутые акцентированные фигуры, которые вместе служат оформлением к заголовку

Основные принципы работы

Традиционные принципы, на которых основывается работа с неговорящими детьми и приемы работы с ними, описаны в опубликованном ранее пособии автора, к которому мы отсылаем читателя. Однако в данном пособии мы обобщенно представим некие общие принципы и приёмы, которых необходимо придерживаться при реализации каждого из ниже приведенных конспектов. Порядок занятий, описанных в этой книге можно изменять.

1. Речь взрослого должна постоянно варьироваться по громкости, тембру, высоте, что способствует активизации ориентировочной реакции ребенка.

2. Внешность взрослого, особенно область рта, должна привлекать внимание ребенка: яркая помада, крупные серьги, необычный шарф и пр.

3. Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов

4.  Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребенка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия.

5. В случае, если занятия проводятся логопедом, родители предупреждаются об использовании аллергенов и должны высказать свое согласие/несогласие: а также родители обязуются приносить на занятия сменную одежду и обувь с целью поддержания гигиены ребенка.

6. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Любая попытка произнесения подхватывается, поощряется, внимание на ошибках не фиксируется.

7. В начале курса занятий используется в основном сопряженное проговаривание с постепенным переходом к отраженному, а затем самостоятельному произнесению ребенком слов и простых фраз.

8. Лексический материал для занятий подбирается по принципу с одной стороны, частотности использования, с другой стороны доступности для произнесения и онтогенетической последовательности развития слоговой структуры слов. Необходимо избегать слов, содержащих звуки позднего онтогенеза,  чтобы заведомо не провоцировать ребенка на нарушение звуконаполняемости. Подробно лексический материал описан в Приложении к пособию автора «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей средствами инновационных технологий».

9. С целью активизации внимания логопед использует постоянную смену деятельности, модуса перцепции, а также дополнительные приемы активации: пульверизатор с водой, аппликатор Ляпко, су-джок, колючую шишку, легкое перышко и т.п.

10. Проведение занятий сочетается с соблюдением «сенсорной диеты» в условиях проживания ребенка. Сенсорная диета является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов.

11. Произнесение слов сопровождается отхлопыванием ритма слов, что способствует развитию кинетического праксиса ребенка.

12. Проговаривание слов также сочетают с качанием на качелях или гамаке (подвесном кресле), прыжками на батуте, катанию на фитболе с целью одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции.
13. Работа по формированию слоговой структуры основывается на выкладывании визуальных рядов из предметов, камушков «марблс» (декоративный материал для аквариумного дизайна), полудрагоценных камней и пр., проговаривании слоговых цепочек с одновременной стимуляцией мелкой моторики.

14. Автор намеренно не использует альтернативные способы коммуникации, в т.ч. глобальное чтение, считая, что только в случае отсутствия динамики речевого развития по данной системе занятий, стоит переходить к использованию альтернативных средств.

Источник: М.И.Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей

подготовил: Каракотова Е.В.
учитель-дефектолог, учитель-логопед



Предварительный просмотр:

Изогнутые акцентированные фигуры, которые вместе служат оформлением к заголовку

Условия определяющие содержание работы с ребенком с нарушениями речи

  1. Соотнесенность и взаимообусловленность этапов становления речевой деятельности с этапами развития сенсорной интеграции, имитационного поведения, праксиса, игровой и коммуникативной деятельности, когнитивных операций, что обуславливает комплексность и интегрированность подхода
  2. Подключение максимального количества сенсорных модальностей за счет включения в структуру занятий нескольких видов сенсорной стимуляции: вестибулярной, проприорецептивной, тактильной, обонятельной, вкусовой, зрительной, слуховой
  3. Поддержание необходимого уровня непроизвольного совместно разделенного  и произвольного внимания нам основе повышения эмоциональной значимости введения объекта или создания ситуации
  4. Тематический выбор материала имеет ассоциацию с каждой сенсорной модальностью.
  5. Выбор и способы подачи материала и инструкций всегда определяют расширение индивидуального сенсорного опыта и организуют развитие когнитивных операций.
  6. Обязательное наличие в программе детско-родительского взаимодействия.
  7. Реализация личностно-ориентированного подхода за счёт определения базового уровня языковой способности и активности и регулярная оптимизация индивидуального маршрута на основе контроля динамики
  8. Развитие внутренней мотивации и инициативы ребенка.
  9. Выраженная эмоциональная экспрессия, утрированная артикуляции и мимика с дополнительной визуализацией.

Источник: М.И.Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей

подготовил: Каракотова Е.В.
учитель-дефектолог, учитель-логопед



Предварительный просмотр:

Изогнутые акцентированные фигуры, которые вместе служат оформлением к заголовку

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются неречевые процессы: оптико-пространственная ориентация, темпоритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации (Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю., 2005). Для произнесения слова требуется не только верное произнесение изолированных звуков, но и серии звуков, для чего необходимы коартикуляции — связки между отдельными артикуляционными укладами.

В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов (Дедюхина Г.В.,2006). Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.

В коре головного мозга близко расположены зоны, отвечающие за движения пальцев рук и органов артикуляционного аппарата, следовательно, возбуждение одной зоны приводит к возбуждению другой. Занятия по совершенствованию мелкой моторики способствуют формированию слоговой структуры, звукопроизношения.

Нарушения слоговой структуры слова отмечаются у всех детей с моторной алалией, при этом они сопровождают нарушения лексики (З.Е. Агранович, 2000). Недостаточность слоговой структуры может привести впоследствии к возникновению фонематической дисграфии или дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Основным принципом формирования слоговой структуры является подбор речевого материала сначала с максимально простой слоговой структурой, с доступными для произнесениями звукосочетаниями (например, если ребенку 3 года не целесообразно включать в работу слова, содержащие звуки позднего онтогенеза: «р», «щ», провоцируя ребенка на нарушение звуконаполняемости). Главной целью на начальном этапе работы является — уточнение контура слова. Целесообразно использовать слова, схемы которых можно изобразить следующим образом: СГСГ(вата, губы); СГС (дай, кот, тут, вот); СГГС (пион, паук); СГССГ (сумка, тапки), СГСГСГ (панама, бумага, собака), СГСГС (петух, диван). Необходимо стимулировать ребенка к произнесению хотя бы ударного слога, ритмического рисунка слова. Используется четкое, послоговое проговаривание слов, сопровождаемое ритмическими движениями ведущей руки (отхлопывание рукой количества слогов по столу).

Источник: М.И.Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей

подготовил: Каракотова Е.В.
учитель-дефектолог, учитель-логопед



Предварительный просмотр:

Изогнутые акцентированные фигуры, которые вместе служат оформлением к заголовку

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все основные грамматические категории языка разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими грамматически оформленными предложениями.

При построении программы формирования и коррекции грамматического строя речи логопед опирается на «тенденции естественного (стихийного) овладения языком» (Арушанова А.Г., 1999).

На первом этапе логопедической работы по формированию грамматического строя языка основной целью является — развитие понимания слов, высказываний при изменении грамматической формы. Однако формирование навыка активного использования грамматических форм в речи, также как и самостоятельное их образование — цели более поздних этапов логопедической работы.

Важно, чтобы логопед не пытался обучить ребенка запомнить грамматическую форму каждого слова в отдельности, а сформировал у ребенка языковую способность к способу образования грамматической формы или нового слова, таким образом, у ребенка формируется способность к грамматическому (морфологическому) обобщению, а позднее — противопоставлению.

На первом этапе логопедической работы по формированию грамматического строя у безречевых детей проводятся упражнения, направленные на:

♦        Различение существительных в исходной и уменьшительно-ласкательной форме.

♦        Различение единственного и множественного числа существительных с окончанием: «ы», «и», например: «муха-мухи»; «панама-панамы».

♦        Различение глаголов совершенного и несовершенного вида.

♦        Понимание словообразовательных форм.

♦        Понимание и возможно употребление простых предлогов.

♦        Понимание категории рода.

♦        Формирование навыков употребления существительных в винительном падеже.

♦        Формирование внутренней схемы высказывания, фразы.

Источник: М.И.Лынская Формирование речевой деятельности у неговорящих детей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

оказание индивидуальных услуг учителем – логопедом по программе дополнительного образования « Умничка » . г. Пыть-Ях 2020г МДОАУ црр-д /с «Аленький цветочек»

Слайд 2

. Инновационный характер практики психогимнастика арт-терапия музыкотерапия сенсомоторные игры сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика информационные технологии

Слайд 3

Цель и задачи Основными целями логопедической работы являются развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности и коммуникации одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона Задачи: формирование внешнего и внутреннего лексикона, обеспечивающего общение; стимуляция речевой и психической активности; развитие эмоционального общения со сверстником и взрослым; развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, речевого дыхания, артикуляционных навыков; профилактика возникновения вторичных речевых нарушений развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой обеспечение социальной адаптации ребенка; нравственное воспитание ребенка.

Слайд 4

. Организация взаимодействия с родителями: Создание заинтересованности у родителей Анкетирование и интервьюирование родителей Присутствие родителей на занятиях Иинтерактивное общение с помощью Интернет Стимуляция творческой активности родителей Психотерапевтические совместные занятия с детьми и родителями. Рекомендация специальной литературы по речевому воспитанию детей.

Слайд 5

Достижения

Слайд 6

Оценка эффективности программы родителями Вопрос Декабрь 2020г Удовлетворены оказанием услуг 90% Разнообразие форм работы 100% Эффективность взаимодействия с родителями 90% Эффективность взаимодействия с детьми 95% Владение полной информацией о продвижении ребенка в образовательном процессе 100% - С удовольствием ли ребенок посещает занятия 100%

Слайд 7

Мастер-классы для педагогов

Слайд 8

Социальное партнерство БУ Пыть-Яхский реабилитационный центр ТПМПК г. Пыть-Ях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Умные слова" (нравственное воспитание через художественное слово) младший возраст

Программа дополнительного образования «Умные слова».Пояснительная записка.В трудах педагогов Н.К. Крупской и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивалось, что дошкольный возраст является чрезвычайно отве...

Рабочая программа дополнительного образования «Умные ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 года Срок реализации - 1 год

Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем бо...

Программа дополнительного образования "Умные шашки"

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...

Рабочая программа дополнительного образования "Умный дошколенок"

Рабочая программа дополнительного образования "Умный дошколенок" представляет комплексную систему подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, объединяет в себе все о...