Роль семьи в развитии речи ребенка
консультация по логопедии (младшая группа)

Либрихт Елена Анатольевна

Для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_razvitii_rechi_rebenka.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга, чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Кроме того упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами. Поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить несколько простых пальчиковых упражнений

 Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Если вы заняты на кухне, то можно своему ребенку дать перебрать рис, гречку. Или же специально смешать несколько круп: рис, горох, фасоль. Предложить ребенку разложить по баночкам отдельно каждый вид. Здесь развивается внимание, мышление, усидчивость и скорость. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.

На занятиях чаще используем стихи для мелкой моторики:

Как-то на рассвете гном

Свой решил покинуть дом

И с корзинкой из избы гном помчался по грибы

Вдруг в лесу раздался гром

Гном укрылся под грибом!

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке. Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)
Какие же приёмы можно использовать дома самостоятельно, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательные упражнения.

Упражнения для губ и языка:


Упражнение «Заборчик»

Язычок у нас силач

В зубы упирается

Сильно напрягается

Горкой выгибается.

Упражнение «Трубочка»

Язык сложим в трубочку-

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем:

Ду-ду-ду-ду.

Упражнение «Лошадка»

- Я лошадка Серый Бок! Цок-Цок-Цок-Цок!

Я копытцем постучу, Цок-Цок-Цок-Цок!

Если хочешь прокачу! Цок-Цок-Цок-Цок!

Посмотри, как я красива: Цок-Цок-Цок-Цок!

Хороши и хвост и грива. Цок-Цок-Цок-Цок!

Я лошадка Серый Бок! Цок-Цок-Цок-Цок!

Упражнение "Лопаточка"

- Язык лопаткой положи

И спокойно подержи

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Сейчас я Вам предложу игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.  Ведь для того чтобы заниматься развитием речи ребенка самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге , на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами настроимся на работу, а потом поиграем.

"Цепочка слов" Цель: обогащение словаря прилагательных. Суть этой игры по развитию речи ребенка заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка».

 Логопед: Мышка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, маленькая, серая...

Логопед: Что еще бывает пушистым?

Родитель: Вата, облако, кошка...

Логопед: Какая еще бывает кошка?

Родитель: Рыжая, разноцветная, злая..

Логопед: Кто еще может быть злым?

Родитель: Бага-Яга, собака, мама.. и т.д.  

 "Семейная олимпиада" Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?

  • Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
  • Читайте художественные произведения.
  • Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
  • Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.

Рефлексия

В заключение нашей встречи ещё раз хочу попросить продолжить фразу: (Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало)

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-было трудно…

-я выполнял задания

-я понял, что…

-теперь я могу…

-я почувствовал, что…

-я приобрел…-

-я научился…

-я попробую…

Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго! Успехов и терпения!





















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важная роль семьи в развитии речи ребенка

Речь ребенка формируется на примере речи, звучащей в его семье....

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детск...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Консультация для родителей....

Роль семьи в развитии речи ребенка.

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности....

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...