Мастр класс для родителей "Артикуляционная гимнастика"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Новичихина Наталья Александровна

Мастер-класс простым и доступным языком для родителей и детей показывает выполнение артикуляционных упражнений, важность фиксации и переключаемости позы артикуляционного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Подготовила и провела учитель-логопед: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132»

Учитель-логопед: Новичихина Наталья Александровна

Целью данного мастер-класса является повышение уровня компетентности родителей.

Предварительная работа: определение содержания мастер - класса, изучение

литературы, подготовка раздаточного материала, составление приглашений для родителей.

Оборудование и материалы: листы и ручки для записи, листовки с артикуляционной гимнастикой, мультимедийный проектор и презентация. Памятки «Основные артикуляционные упражнения».

Задачи мастер - класса:

1. Познакомить родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», видами артикуляционной гимнастики.

2. Осветить причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

3. Дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома.

4. Помочь родителям овладеть навыками самостоятельного выполнения артикуляционных упражнений, обратить внимание родителей на основные ошибки при выполнении упражнения, показать приёмы их устранения при проведении артикуляционной гимнастики дома.

Ход мастер-класса

Организационный момент: родителям предоставляется возможность послушать запись детских голосов. На первой речь ребенка чистая и внятная, на второй много дефектов в произношении.

- Как вы думаете, в чем разница записей?

- Какую было понятно и приятно слушать?

В современное время, к сожалению многие родители сталкиваются с проблемами речи детей. Но первые, кто может им помочь преодолеть трудности – это Вы. Первая помощь при постановке звуков это артикуляционная гимнастика.

Информационная часть

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки ребенка к правильному звукопроизношению. Дети дошкольного возраста еще не очень умеют координировать движения своих органов речи. Для того, чтобы ваш малыш научился правильно произносить нужные звуки, необходимо подготовить его артикуляционный аппарат, вначале нужно специальными упражнениями отработать с ребенком основные движения и положения губ и языка, необходимые для правильного произношения всех звуков.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Усваиваемые звуки: 1-2 года звуки А О Э 2-3 года звуки И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х 3-5 лет звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ 5-6 лет звуки Л Р (Слайд №2)

Основные органы артикуляции: Язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные. (Слайд №3)

Гимнастика для рук и ног – это привычное и знакомое нам дело. Ведь мы тренируем их, чтобы стать ловкими, сильными и подвижными. А зачем тренировать язык? Оказывается, язык – это главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Поэтому каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать скоординировано.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Практическая часть

Трудолюбивая божья коровка(Слайд №4)

(к комплексу упражнений для отработки звуков [ш] – [ж] – [щ] – [ч])

Жила-была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало её своими тёплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у неё нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет чёрных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучки. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. «Улыбочка».

- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У неё сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлёпала его. «Непослушный язычок». И он стал ровным, как лопаточка. «Лопатка». (Слайд №5)

Вскоре набежала лёгкая тучка, и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой «Чашечка» (слайд№6) и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом «Бублик»(слайд №7, и снова за работу. На картинках она увидела лошадку «Лошадка», грибок «Грибок» и даже гармошку «Гармошка»(слайд №8).

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у неё на спинке появились чёрненькие пятнышки.

- Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.

- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем «Вкусное варенье» и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок. «Грибок».

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щёки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике. «Парашютик»»(слайд №9).

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить её, и тут все увидели, что у неё появились пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Невоспитанный мышонок (Слайд №10)

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошёл он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки, «Почистим зубки», причесался. «Расчёска».

Видит, зайчик на качелях катается. «Качели»(слайд №11). Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!». Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползёт, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был. «Язык-силач».

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы ещё с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит. «Бублик». Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым. А мышонок всё бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки. «Горка». Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили «Заборчик»(слайд№12).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – ещё не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик. «Паровозик свистит». И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

Заключение

Для того, чтобы артикуляционная гимнастика давала хороший результат, необходимо запомнить следующие правила:

1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо в форме игры, без принуждения.

2. Упражнения должны выполняться каждый день.

3. Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься перед зеркалом.

4. Время занятия – 3-5 минут.

5. Фиксировать внимание на неудачах ребенка нельзя (у него не всегда с первого раза будет получаться выполнять то или иное упражнение).

(Слайд №13.)

«Чемодан – корзина»

Уважаемые родители! На магнитной доске 2 изображения (чемодан и сумка). А на столе магниты. Если Вам понравилась информация и Вы будете использовать полученные знания, по магнитик нужно «отправить» в чемодан. Если информация для Вас оказалась бесполезной, то магнитик отправляется в мусорную корзину. Всем спасибо за внимание!

Приложение.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

Вот понравится лягушкам, Летом в болоте

Тянем губы прямо к ушкам. Вы её найдёте.

Потяну, перестану Зелёная квакушка

И нисколько не устану. Улыбается от ушка до ушка.

2. Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

Подражаю я слону. У этого зверя огромный рост,

Губы хоботком тяну. Сзади у зверя маленький хвост,

А теперь их отпускаю Спереди у зверя - хвост большой.

И на место возвращаю. Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это …

3. Лягушка – хоботок. На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». (с-сь-з-зь-ц, ш-ж-щ-ч, л-ль)

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

4. Окошко. На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

5. Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. (с-сь-з-зь, ш-ж-щ-ч, л-ль

Язык лопаткой положи Рядом с дворником шагаю,

И под счёт его держи: Разгребаю снег кругом

Раз, два, три, четыре, пять! И ребятам помогаю

Язык надо расслаблять! Делать горку, строить дом.

6. Иголочка. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

7. Лопаточка – иголочка. На счёт «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким остриём.

8. Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

9. Качели. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. (с-сь-з-зь-ц, л-ль, р-рь)

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

10. Лошадка. (ш-ж-щ-ч, р-рь)

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

11. Киска сердится. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. А счёт «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в и. п. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. (с-сь-з-зь-ц)

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

12. Упрямый ослик. Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упираются в нижние зубы. (с-сьз-зь-ц)

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осёл.

13. Трубочка. Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. (с-сьз-зь-ц)

Язык сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем.

14. Посчитай нижние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. (с-сьз-зь-ц)

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

15. Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. (ш-ж-щ-ч)

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

16. Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. (ш-ж-щ-ч)

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

17. Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упр. «Лошадка». (ш-ж-щ-ч, р-рь)

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

18. Гармошка. Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, Открывать и закрывать рот. (ш-ж-щ-ч, р-рь)

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

19. Пароход. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «ы-ы-ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта. (л-ль)

Паровоз без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл!

20. Поймаем звук «л». Улыбнуться. Во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».

21. Расчёска. «Причёсывать» верхними зубами нижнюю губу, как расчёской, и наоборот, «причёсывать» нижними зубами верхнюю губу.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Игровая оздоровительная гимнастика.

Оздоровление подрастающего поколения одна из приоритетных задач современного образования, именно поэтому наш детский дом занимается решением этой проблемы. Предлагаю вашему вниманию работу по проекту ...

Мастер-класс по пальчиковой гимнастике для детей и родителей второй младшей группы "Семья".

Данное мероприятие  направлено  на реализацию системы занятий по развитию речи с использованием разнообразных форм пальчиковых игр.Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра...

Мастер класс по зрительной гимнастике. Виды зрительной гимнастики.

Зачем нужна зрительная гимнастика? И когда ее проводить? Здесь вы узнаете о ее разнообразии и правилах применения зрительной гимнатсики....

Мастр-класс для родителей по сенсомоторному развитию детей раннего возраста

В материале представлен конспект родительского собрания. Предлагаемая форма организыции - мастер-класс, с целью повышения родительской грамотности в вопросах сенсомоторного развития детей....

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...