Картотека по автоматизации звука [Б]
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Картотека по автоматизации звука [Б] может быть полезна как учителям-логопедам, так и воспитателям или родителям детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Б
Буква «Б» — как бегемот:
Проглотила бутерброд,
Бублики, блины, банан...
Стал живот, как барабан!
«Б» стройной быть старается,
Зарядкой занимается:
Спинку выпрямила,
Руку вытянула...
(Ирина Лопухина “Логопедия: звуки, буквы и слова”)
_____________________________________________________________________________
Буква Б проснется рано.
Буква Б — бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
(В.Степанов)
_____________________________________________________________________________
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
(АШибаев)
_____________________________________________________________________________
Вот посмотрите — кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.
(С.Маршак)
_____________________________________________________________________________
Запомните слова со звуком [б ], которые встретятся вам в сказке.
Лесные музыканты
Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под березой и ну лупить: бум! бум!! бум!!!
Подошел барсук с баяном:
— Можно с тобой вместе поиграть?
— Конечно, можно! — обрадовался баран.
Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли — все звери сбежались.
— Нельзя ли потише?! — просят звери. А музыканты еще громче заиграли. Тут вышла белочка:
— Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.
Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.
— Если не принесете, — грозят, — как заиграем — вам же хуже будет.
Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать!
«Ну, — думают, — наедимся сейчас бубликов!» А у бегемота шкура толстая.
— Бис, — бурчит, — браво, браво! Бейте громче, ребята.
Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех пор в лесу тишина...
(Г.Юдин “Букваренок”)
_____________________________________________________________________________
Звук заблудился
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Угадайте какой звук обозначает заблудившаяся буква?
Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это.
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
(А.Шибаев)
_____________________________________________________________________________
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?..
Первый клин (блин) комом.
Не ноги (боги) горшки обжигают.
(А.Шибаев)
_____________________________________________________________________________
Веселые звуки.
Б сказала:
— Слушай, А,
Побежим искать слова! —
Смотрят — бочка.
Буквы бочку
Покатили по песочку.
Бочка сделалась легка,
Унеслась под облака.
(Б + А + бочка = бабочка)
Есть волшебные слова:
Скажешь слово —
Слышишь два.
Банка-банка-банка —
Кабан-кабан-кабан.
_____________________________________________________________________________
Любопытный.
Отвечать на вопросы ведущего словами со звуком [Б], [Б’], например:
— Где ты был? (На балконе.)
— Что ты видел? (Бегущего бульдога.)
— Куда ты собираешься пойти? (В библиотеку.)
— А потом? (В булочную.)
— Назови вывески, которые ты встречал в городе. (Баня. Библиотека. Булочная. Билетная касса. Бассейн.)
— Что ты будешь покупать? (Бублики, батон, баранки.)
— Куда бы ты хотел поехать? (В Болгарию, Бельгию, Бразилию.)
— Какие ты знаешь города? (Баку, Бишкек, Белград.)
— Кем ты хочешь стать? (Бухгалтером, балериной, биологом.)
(В.Волина “Учимся играя”)
_____________________________________________________________________________
Наоборот
Маленький —... (большой).
Черный —... (белый).
Медленный —... (быстрый).
Сказка —... (быль).
Порядок —... (беспорядок).
_____________________________________________________________________________
Готов озвучивать сказку? Сегодня у нас история про Карлсона и Малыша.
Однажды вечером Малыш сидел дома. Мама, папа, Боссе и Бетан ушли в театр.
Малышу было очень скучно и одиноко. Вдруг он услышал знакомый звук моторчика: «Б - б - б - б - б!»(а ну-ка, повтори). Решительный и деловитый Карлсон приземлился на подоконник и сразу же схватил Малыша за руку: «Предлагаю поразвлечься! Полетели смотреть салют. Согласен?»
Конечно же, Малыш был согласен! Он уселся на спину Карлсона. Затарахтел моторчик: «Б - б - б - б!» (снова тарахти, только помедленнее, чем в первый раз). «Что-то не нравится мне звук, — нахмурился Карлсон. — Опять мотор барахлит. А может, бензин кончается... Ну ладно, авось долетим!» Они плавно поднялись в небо и полетели на главную площадь города.
Малыш и Карлсон устроились на крыше высокой башни. Салют только что начался. Малышу было так хорошо видно и слышно, что у него даже закладывало уши.
«Бббах! Ббббах! Ббббах!» — палили пушки. (Так, бабахни от души! А можешь еще громче?) И еще: «Бббах! Бббах! Бббах!» Малыш каждый раз втягивал голову в плечи. Карлсон ликовал. Наконец отгремели последние залпы, пора было возвращаться. Малыш и Карлсон отправились в обратный путь.
Они уже подлетали к дому, и вдруг Малыш с ужасом услышал, что звук мотора становится все более неровным: «Б! Б! Б...» Мотор заглох! (Изобрази звук глохнущего мотора). Через секунду они потеряли высоту и плюхнулись в реку: «Бу - бббух!» (Подпрыгни и озвучь ужасно громкий плюх.)
Малыш тут же вынырнул и огляделся. «Буль - буль...» Карлсон идет ко дну, он не умеет плавать! А совсем недавно хвастался, что он — чемпион по плаванию... Что делать? Попробуй сам придумать, как Малыш спас Карлсона.
Придумал? Итак, Карлсон спасен. Мокрый и сердитый, он сидит на берегу и дрожит: «Б - б - б - б - б...» (Покажи, как он дрожал.) Вот положение! Лететь он не может — мотор не заводится. Отсырел. Малыш плачет. Дома, наверное, мама волнуется...
И тут к Карлсону со всех ближних деревьев начинают сбегаться белки. Они несут ему одежду и еду. (Придумай, какую одежду и еду они ему принесли, только учти, что в названии одежды и еды обязательно должен быть звук [Б]. Подсказка для мамы: брюки, ботинки, рубашка, ботики, дубленка, футболка; грибы, рыба, бублики, баранки, колбаса, яблоки, булки, блины, батоны, клубника, бульон.)
Карлсон оживился. Переоделся в сухую одежду, «немножко» перекусил. И вот последний батон съеден. Карлсон делает пробный запуск моторчика. Ура, заработал! Да как ровно: «Б - б - б - б - б!» (тут тарахти быстро и бойко). Малыш вскочил на спину Карлсона, и они быстро добрались до дома.
С тех пор Карлсон, прежде чем отправиться в полет, всегда залетал к Малышу (там у него была заправочная станция) и заправлялся тремя-четырьмя батонами, пятью бубликами и десятком баранок.
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Произноси слова так, как будто разрывается бомба.
бак баня бабуля были
бок бобы бой болен
бумага бодать буфет булка
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Когда трактор работает, его мотор тарахтит «Б - б - б - б...». Поэтому трактора любят звук [Б]. И даже отказываются произносить слова, которые начинаются не на [Б]. Так вот, ты — упрямый трактор. Повторяй за мамой слова, заменяя их первый звук на звук [Б].
Пас - бас Ранка – банка
Рак - бак Соты – боты
Рык - бык Фант – бант
Вал - бал Корт – борт
Сок - бок Таня – баня
Ваза - база Мурка – бурка
Мой - бой Плеск – блеск
Марс - барс Мрак - брак
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Игра называется «Бык и белка».
Мама произносит два слова, одно — низким голосом, как будто мычит бык, другое — высоким голосом, как будто говорит белочка.
(Открою секрет: низким, бычьим, голосом мама произносит слово, где [Б] твердый, такой же твердый, как рога быка. А высоким, беличьим, голосом она произносит слово, где [Б''] мягкий, такой же мягкий, как мех белки.)
Ты должен повторить за мамой слова таким голосом, каким она их произнесла.
быть — бить болеть — билет
кубик — кубок бодать — беда
боты — биты бант - бинт
Тобик — табак были - били
батон — бетон бидон — бутон
Бимка — банка забить — забыть
букет — билет бубен — бивни
кубы — кубик бой - бей
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Слушай внимательно, что говорит папа, и повторяй за ним. Как только услышишь: «Бык бодается» — беги!
У Любы дубленка.
У Любы бант.
Бабуля дала мне бублик.
У бычка темный бок.
Папа покупает батон и бананы.
Бобы были в банке.
Бабуля моется в бане.
Мы подарили бабуле букет.
В комнате у Бори новые обои.
Бык бодается.
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Ты с папой — водители. Представьте, что вы едете по дороге и сбились с пути в тумане.
Сделаем так. Мама завяжет вам глаза. Вы должны встать у разных стен в комнате, так, чтобы вы оба были далеко от двери. Вам нужно найти дверь и выехать в коридор, ни разу не столкнувшись друг с другом. Для этого вы должны все время сигналить, чтобы каждый знал, где находится другой: «Би - би!» (Еще один вариант игры: машины просто ездят по комнате и бибикают, чтобы не врезаться друг в друга.)
Кстати, чем больше машин, тем интереснее играть в эту игру, поэтому советую привлечь бабушку с дедушкой.
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
Папа еще не ускользнул смотреть телевизор? Отлично. Тогда играем в игру «Цап-цап, или Убери палец».
Папа держит свою ладонь горизонтально, а ты снизу подставляешь указательный пальчик. Теперь папа будет говорить слова – а ты их повторяй.
Когда услышишь слово «бегемот» — немедленно убирай палец! Хоть зубы у бегемота не особенно острые, зато хватка — железная.
Бим беда автомобиль
беседка белье забить
бидон бег любить
бинт кубик бомбить
билет Тобик забияка
бетон тюбик лебедь
бинокль Бобик обидеть
победить побелить бегемот
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)
_____________________________________________________________________________
ВОЛШЕБНЫЙ БАРАБАН
Бьет волшебный Барабан:
БАН-БАН-БАН! БАН-БАН-БАН!
А волшебный Барабам:
БАМ-БАМ-БАМ! БАМ-БАМ-БАМ!
А волшебный Барабум:
БУМ-БУМ-БУМ! БУМ-БУМ-БУМ!
А волшебный Барабух:
БУХ-БУХ-БУХ! БУХ-БУХ-БУХ!
Будят гномов по утрам
Барабан и Барабам!
Поднимают страшный шум
Барабах и Барабум!
А без этого без стука
Не разбудишь утром внука!
_____________________________________________________________________________
Чистоговорка
Бу-бу-бу - сидит ворон на дубу.
Бе-бе-бе - он играет на трубе.
Би-би-би - очень просит: не руби
Бы-бы-бы - наши старые дубы.
_____________________________________________________________________________
Ежик и барабан
С барабаном ходит ежик. Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами... Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули. Бум-бум-бум!
(Г.Виеру)
_____________________________________________________________________________
В сумке есть у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.
(И.Лопухина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека для автоматизации звуков в речи
№ 1 Звук ССлоги: са-са, са-са-са (медленно и длительно).Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный, соловей, сорока, садовник, самолё...

Картотека по автоматизации звука Л.
В картотеке представлен речевой материал для автоматизации звука Л в слогах, словах, фразах, тексте. Использована литература: 1.Крутий К.Л. "Волшебная логопедия", 2.Кондратенко И.Ю. "Произносим звуки ...

Картотека по автоматизации звуков.
Содержит карточки по автоматизации звуков для домашних заданий....
Картотека для автоматизации звуков в картинках
Материал содержит карточки для автоматизации всех групп звуков в картинках. Очень удобно использовать для индивидуальных логопедических занятиях....

Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»
Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...

картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки
Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.После постановки звука переходят к этапу автоматизации. Автоматизацию...