Автоматизация звука Ч.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Алла Анатольевна Денисова

Логопедическое занятие по систематизации представлений детей о звуке Ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon denisova_konspekt_zvuk_ch.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

        ГБДОУ детский сад №49 Приморского района г.Санкт-Петербурга         

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада,

        составленный учителем-логопедом Денисовой А.А.

                         

Тема: « Звук Ч»

Цель: систематизация представлений детей о звуке Ч через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

Задачи: - закрепить правильное произношение звука Ч;

  - учить выделять звук Ч из ряда других звуков, слогов;

  - определять место звука Ч в словах;

  - анализировать слова по их звуковому составу;

  - учить образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных    суффиксов –очк, чик;

  - учить правильному употреблению притяжательных прилагательных;

  - учить правильно отвечать на вопрос « почему?»;

 - обучать составлению рассказов-описаний;

 - развивать высшие психические процессы( память, внимание,мышление).

Оборудование: предметы и предметные картинки, в названии которых есть эвук Ч, ,мнемотаблицы , символы времён года, символы гласных и согласных звуков ,слогов,слов; фигурки зверей.

Ход занятия:

Организационный момент: cовершенствование общеречевых навыков ( умения говорить тихо, громко,шёпотом)

Логопед: Поздоровайтесь сначала громко, потом тихо, затем шёпотом.

Развитие фонематического восприятия (выделение заданного звука в словах),

Развитие пространственного гнозиса.

Логопед « нечаянно» роняет приготовленные предметы, в названии которых есть заданный звук.

- Ребята, помогите мне расставить предметы по полочкам.

(Дети поднимают предметы и ставят на полочки, проговаривая,что и куда они ставят.)

- Я поставил(а) чайник на верхнюю полку слева………..

- Вы догадались, о каком звуке мы будем говорить? Как вы догадались?

Дайте характеристику звуку Ч.

Совершенствование навыков чтения, математических представлений.

- Раздаётся стук в дверь. Приносят 4 конверта. На конвертах написано: « Ребятам. Лес.» (Нужно выбрать именно тот конверт, где лежит письмо. Конверты разных геометрических форм и разных цветов.) Даётся шифр. Дети выбирают нужный конверт, доказывают свою правоту (- Я думаю, письмо в красном конверте, потому что на табличке треугольник , круг и прямоугольник зачёркнуты.)

Логопед читает письмо, сообщает содержание детям: Мишка пишет, что с ним произошла неприятная история: кто-то запер дверь в его берлогу. И теперь он не может её открыть. Мишка должен выполнить несколько заданий, оставленных неизвестным .Задания он оставил у лесных зверюшек. Мы должны отправиться в лес, чтобы помочь Мишке.

---Упражнение « Кляксы» Развитие воображения ,мышления, связной речи.

---А как же мы доберёмся до леса?

Тут какие-то таблички в конверте. Мишка нам подсказывает, на чём доехать до леса. Тут какие-то кляксы….. Посмотрите, на что они похожи.

(---У меня клякса похожа на луноход. На луноходе до леса не доедешь, потому что он ходит по Луне, а мы находимся на Земле……….и т.д. ) Поедем на автобусе.

Физминутка. Развитие  общей и мелкой моторики, воображения.

Логопед.: - Собирайтесь, поедем. Одевайтесь потеплее…..

- Дети имитируют движения при одевании и обговаривают свои действия

 - Что ты делаешь? Я надеваю  шубу…….и т.д.

- Совершенствование навыков математического анализа ( «Сядь на своё место»)

- Берите билеты и рассаживайтесь по своим местам.( Выбираются шофёр и кондуктор. Остальные пассажиры. Пассажиры берут билеты. Номера мест зашифрованы ( 3,…, 5), (…., 6 ) и т.п. ( Я догадался : номер моего места «4», п/ч  между цифрами «3» и «5» находится цифра «4»……и т.д.)

Развитие связной речи ( употребление сложно-подчинённых предложений с подчинительным союзом «потому что»),  развитие словесно-логического мышления, развитие координации движений.

- Подъехали к лесу. Попали на волшебную полянку. От неё отходят 4 тропинки, каждая из которых ведёт в лес. Нужно выбрать тропинку, ведущую в зимний лес, т.к. сейчас зима. Выбирают…..Мы пойдём по красной дорожке, потому что в конце стоит наряженная ёлочка, а ёлку наряжают под Новый год. Значит , красная дорожка приведёт нас в зимний лес.

Физминутка. Развитие общей моторики, слухового внимания.

Давайте погреемся:  -прыгаем, когда услышим звук «Ч» ( среди звуков)

- приседаем-…среди слогов; - поднимаем руки вверх – в словах

Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных.

Выполнение заданий «неизвестного».

- А вот и чья-то нора...Находят картинку с изображением барсука. Чья нора?- Барсучья. В барсучьей норе дети находят задание : придумать слова со звуком «Ч» ( Поиграть в «Липучки»: первый ребёнок называет слово, второй- сначала повторяет слово «первого», затем говорит своё…..и т.д.)

Развитие фонематического восприятия ( определение места звука в слове)

В заячьей норе дети находят задание по определению места звука «Ч» в слове.

( Детям раздаются «Вагончики» и картинки)

Развитие фонематического слуха, определение последовательности звуков в слове, дифференциации звуков по участию голоса , твёрдости, мягкости ( Это задание в волчьем логове).

Деление слов на слоги ( в беличьем дупле)

Развитие связной речи. Рассказы о животных.

- Пришли к медведю. Медведь спрашивает, кого видели по пути. Ребята рассказывают об увиденных зверьках, не называя их….Мишка угадывает.

Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. ( Задание «неизвестного» в медвежьей берлоге.)

- Пишем букву «Ч» ( или штрихуем, или раскрашиваем…)

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....