Причины нарушений речи у детей. Почему логопед рекомендует консультацию детского невролога?
консультация по логопедии
Материал раскрывает некоторые причины нарушений речи у детей. Показана зависимость неврологических и двигательных нарушений у детей на формирование речи в дошкольный период. Информация будет интересна и родителям, т.к.изложена в доступной форме с примерами и способами выхода из конкретных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult._lechenie._sayt.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины нарушений речи у детей. Почему логопед рекомендует консультацию детского невролога?
Все нарушения речи возникают вследствие неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно - нарушений работы мозга, центральной нервной системы, двигательной сферы, отклонений в работе мышц артикуляционного аппарата, строении артикуляционного аппарата, генетических или же психических расстройств. Чем более выражено то или негативное воздействие на организм, тем более ярко будут проявляться нарушения речи.
Изучая анамнез детей с патологией речи, специалисты установили, что причинами таких отклонений в здоровье ребенка являются различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени - все это может служить причиной отставания в речевом развитии или его нарушения.
При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются.
Таким образом, разные зоны головного мозга начинают «работать неправильно» или не достаточно активно. У детей с нарушением речевого развития в большей степени «страдают» зоны, которые отвечают за речь, и в результате речевое, а иногда и психическое развитие задерживается или нарушается. Существенную роль играет наследственный фактор. Генетически могут передаваться особенности нервной системы, особенности строения тела и органов артикуляции, особенности двигательной сферы.
Некоторые примеры.
Ситуация 1.
Мальчику 4 года. Почти не говорит. На вопрос «Почему обратились к логопеду только сейчас?» мама ответила, что папа ребёнка заговорил только в 4 года, дядя ребенка то же поздно заговорил.
Комментарий. Если по рассказам родни Вы, Ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, это сигнализирует о том, что у ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к задержке речевого развития (ЗРР). От поколения к поколению ЗРР может носить более тяжёлые формы. Поэтому ждать, что «всё появится само по себе» - это крайне безответственная позиция!
Какие проблемы у 4-х летнего не говорящего ребенка?
1. Дефицит общения со сверстниками и взрослыми, в скором будущем психологические комплексы.
2.При появлении речи, она будет отдалена от нормы – последствия см. п.1, 3, 4
3. Длительность логопедической коррекции может привести к позднему зачислению в школу.
4. Трудности освоения предметов: «Русский язык», «Чтение», «Письмо» в школе в связи с более коротким временем освоения «чувства» языка в дошкольный период по сравнению со сверстниками.
5. Возможна задержка общего развития, т.к. задержка развития одного психического процесса тормозит развитие других (памяти, мышления, воображения, внимания и др.)
Пути решения проблемы: лечение у невролога, коррекционно-развивающие занятия логопеда.
Ситуация 2.
Девочке 6 лет. Речь недостаточно понятна, смазана («каша во рту»), не любит двигательные игры, координация немного нарушена, медлительна, неустойчивое настроение, частые капризы.
Комментарий. В этом возрасте нормально развивающийся современный ребенок произносит чисто все звуки родного языка (исключением может быть сложный звук Р), интересуется знаниями об окружающем, деятелен, может поддержать диалог, говорит понятно, строит фразы из 4-5 слов. Любит двигательные игры и забавы, настроение позитивное, имеет друзей и легко вступает с ними в контакт, эмоционально устойчив.
При общении с мамой девочки выясняется, что с рождения ребенок был беспокойным, беспричинно плакал, невролог назначал массаж и лечение, которое не проводилось. По своей инициативе родители к неврологу не обращались, ждали, что дочка вырастет и всё пройдёт.
Таким образом, у девочки проявляются последствия негативного воздействия на нервную систему факторов, которые имели место в период внутриутробного развития или в период родов или в первый год жизни. Врач назначал лечение и массаж не просто так, а для нормализации работы нервной системы и двигательной сферы. Массаж необходим для обогащения мышц питательными веществами, для активизации проводимости в нервной ткани, для устранения мышечных «зажимов». Во время процедур воздействие происходит так, что напряженные мышцы расслабляются, а слабые — активируются и вводятся в работу. За счет активного кровообращения начинает увеличиваться мышечная масса, нормализуются обменные процессы.
Почему у девочки «каша во рту»? При произношении разных звуков язык принимает разные положения относительно зубов, десен, твердого неба, он может быть «горкой», «парусом», «чашечкой», может напрягаться кончик языка, а может средняя часть. Для каждого звука своё положение языка. В русском языке 42 звука, для каждого язык должен принять точное до миллиметра положение. Кроме того, при смене звуков также важна активная, точная работа языка. Язык человека – состоит из нескольких сильных мышц, а они в свою очередь связаны, в том числе с мышцами шейно-воротниковой зоны, а через них с мышцами спины, плеч, рук и т.д.
У девочки не сформированы точные артикуляторные уклады, язык принимает неправильные положения для произношения конкретных звуков.
Таким образом, не проведенное в своё время лечение девочки и не проведенная нормализация тонуса мышц привели к данному состоянию. Дефицит движений девочки в свою очередь продолжает лишать мышцы питания, а мозг и нервные клетки активности.
Пути решения проблемы: лечение у невролога, педиатра, коррекционно-развивающие занятия логопеда, постепенное повышение двигательной активности.
Таким образом, большинство речевых нарушений требует не только педагогической коррекции, но и НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ! К сожалению, многие родители считают, что нарушения речи «лечат» логопеды, но логопеды – это педагоги, а не врачи. В некоторых случаях без медикаментозного лечения и массажа постановка и коррекция звуков невозможна.
Какие существуют методы лечения?
Лекарственная терапия – среди препаратов, которые применяются для лечения существуют и те, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга, так и препараты, «подхлестывающие» деятельность речевых зон.
Массаж. Напряженные мышцы расслабляются, а слабые — активируются. Нормализация обменных процессов положительно сказывается на работе внутренних органов и нервной системы.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, речевую активность и интеллектуальные способности.
В ряде случаев требуются исследования работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.
Все назначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом.
Подготовила учитель-логопед Каюшкина Оксана Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей
В статье говорится о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....
Памятка для родителей "10 причин нарушений речи у детей".
Памятка для родителей "10 причин нарушений речи" может быть использована как материал для информационно-просветительского логопедического стенда. В качестве информации при подготовке к родительс...
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей».
К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребенка....
Консультация для родителей "Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Причины нарушения речи у детей"
Обследуя ребенка с речевой патологией, невролог или невропатолог может назначить ему проведение специальных исследований....
Консультация для родителей "Причины нарушений речи у детей"
Речевые нарушения у детей являются одной из серьезных проблем нашего времени. Всё чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или ...
Консультация для родителей "Причины нарушений речи у детей"
Консультация для родителей "Причины нарушений речи у детей"...