Доклад "Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка"
консультация по логопедии
Доклад "Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rol_rechevogo_razvitiya_v_vospitanii_garmonichnoy_lichnosti_rebenka.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка».
Подготовила учитель- логопед МБДОУ д.с. «Ромашка» Караулова А.В.
Гармоничная личность- особый тип личности, характеризующийся сбалансированным внутренним состоянием и возможностью выстраивать оптимальные взаимоотношения с окружающим миром. В гармоничной личности наблюдается высокий уровень согласованности между сознанием и бессознательными психическими процессами. Такой тип личности живет в согласии с собой и окружающим миром. Гармонический склад личности, также как и дисгармонический, формируется в раннем детстве. С первого года жизни родителям и воспитателям рекомендуется обращать внимание на те сферы, к которым он проявляет интерес, и всячески способствовать их сбалансированному развитию.
Речь является неотъемлемой частью социального бытия людей, она- необходимое условие развития общества. Речь нас окружает повсюду и является одной из важнейших психических функций человека. Овладение речевым общением создает предпосылки для всех социальных контактов человека, способствует сознанию, планированию и регуляции его поведения. Речь окружает нас повсюду. Она присутствует в мыслях людей, участвует в планах.
Дошкольный возраст- это период, когда ребенок активно усваивает все стороны и нормы родного языка. В этот период происходит активное усвоение его фонетической, грамматической и лексической сторон. Для успешного развития ребенка необходимо рано начинать обучение родному языку.
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Процесс овладения речью начинается рано. При чисто педагогическом подходе усвоение родной речи имеет колоссальное значение для всестороннего развития ребенка, полноценного формирования его личности. Необходимым условием решения задач умственного, этнического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития является полноценное овладение родным языком. Если ребенок плохо владеет речью, он не может четко и ясно выразить свою мысль, что непременно отразится на его успехах в обучении. По мере обогащения сознания растет овладенье речью. Дошкольник развивается всесторонне, у него расширяется потребность выражать свои мысли, передавать накопленный опыт, делится знаниями.
В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является центральной линией развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей действительности. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым ребенок уточняет свои представления об окружающей действительности. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребенка. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Важно, чтобы все компоненты речи развивались во взаимосвязи друг с другом. Без этого невозможно гармоничное развитие речи. В каждой из сторон речи имеется глубокое внутреннее содержание. В развитии лексической стороны очень важно развитие умения понимать значения слова, что приводит к осознанному выбору слов и словосочетаний и их точному употреблению. При формировании грамматического строя речи важно научиться строить простые и сложные предложения разных типов, уметь правильно согласовывать и изменять в них слова. Формирование звуковой стороны речи ставит задачу овладения такими характеристиками, как дикция, плавность, темп, сила голоса и интонация высказывания. Для успешного развития монологической речи необходимо развитие таких качеств речи, как связность и целостность, которые характеризуются такими чертами, как коммуникативная направленность, логика изложения, структура и организация речевых средств.
Необходимо с самого начала пребывания ребенка в детском саду развивать его речевую активность, активно общаться с ребенком, помогать в его общении с другими детьми, отвечать на его вопросы и задавать их, учить его доказывать и рассуждать.
Диалогическая речь развивается быстрее и лучше, нежели монологическая, которая требует организации и не может быть стихийной. Монолог необходимо спланировать, обработать внутренние связи и композицию. В дошкольном возрасте необходимо учить ребенка продуктивно пользоваться речью. Развитие речи у дошкольников происходит в общении со взрослыми и сверстниками, что способствует развитию разных сторон личности ребенка. Общение со взрослыми развивает у детей умение говорить и поступать правильно, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. Общение со сверстниками учит его управлять людьми, выражать себя, вступать в разнообразные отношения.
Таким образом, на этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет. Поэтому очень важно начинать развивать речь ребенка как можно раньше и участвовать в этом должны все взрослые люди, которые его окружают.
Но, к сожалению, в настоящее время растет количество детей с речевыми нарушениями. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта у детей старшего дошкольного возраста являются фонетические нарушения. Нарушения звуковой стороны речи отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой системы.
Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно- психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить данную проблему, то нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребенка (Л.В.Выготский, В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева).
Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школьном возрасте трудности значительно возрастут. Ребенок станет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении- агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если во время, в дошкольном возрасте, уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.
Оказание логопедической помощи практически невозможно без участия родителей. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и, в казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель- логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.
Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребенок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить также, как взрослые. Именно поэтому, очень важно, чтобы он с самого раннего возраста слышал правильную четкую речь родителей, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семьи в становлении речи ребенка.
Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психо- физического развития ребенка, от состояния особенностей развития его ВНД.
Установлено что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражаться в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонематического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также отстают нередко в речевом развитии. Тогда родители вынуждены быть более внимательны к развитию и обучению своего ребенка, направлять свои силы на закаливание и укрепление здоровья. Порой, даже при должном внимании родителей к общему психо- физическому развитию ребенка, наблюдаются нарушения различных сторон речи, обусловленные наследственными и экологическими факторами. Перед ними встает задача- своевременное выявление нарушений речевого развития и определение ребенка в специализированное учреждение или логопедический пункт при общеобразовательном учреждении, в котором будет оказана логопедическая помощь.
В группах общеразвивающей направленности специалисты уделяют внимание всем детям в равной степени. Трудность заключается в том, что в группе одновременно могут пребывать воспитанники, нуждающиеся в обучении по коррекционной логопедической программе, и дети, обучающиеся по программе дошкольного учреждения.
В МБДОУ детский сад «Ромашка» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.
В нашем дошкольном образовательном учреждении детский сад «Ромашка» реализуется программа «От рождения до школы». Эта программа не рассчитаны на дошкольников с речевой патологией.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Важность контакта логопеда с воспитателями и родителями для создания преемственности в работе объясняется тем, что устранение речевых нарушений возможно только при комплексном подходе. Это означает, что для коррекции всего спектра нарушений требуется совместная работа всех участников образовательного процесса, причем вдумчивая и систематическая.
Но, к огромному сожалению, большинство родителей в силу разных причин дома не занимаются с детьми по заданию логопеда, что приводит к увеличению времени на устранение речевых нарушений специалистами. Поэтому возникает необходимость преемственности в работе учителей- логопедов дошкольных и общеобразовательных учреждений. С целью дальнейшего сопровождения ребенка- логопата. Что невозможно реализовать в условиях нашей местности, в связи с отсутствием учителей- логопедов в общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, речевое развитие играет колоссальную роль в становлении гармоничной личности. Очень важно с первых дней жизни ребенка активизировать его речевую деятельность. В случае речевых нарушений необходимо как можно раньше начать коррекционную работу по устранению дефектов. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. В дошкольных учреждениях организовать речевую среду, обогащать знания всех участников коррекционно- образовательного процесса в вопросе устранения речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие как средство воспитания гармоничной личности
По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребенку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом или изучать иностранный язык.Стоит ли каждому ребенку заниматься ...
Развивающая предметно- пространственная среда на музыкальных занятиях как фактор воспитания гармоничной личности.
Хакимуллина Розалия Рашидовна, музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор» Кукморского муни...
Консультации для родителей: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное...
консультация для родителей ""Творчество- залог развития гармоничной личности ребенка.
Творчество- залог развития гармоничной личности ребенка....
Роль социально-коммуникативного развития, в воспитании гармоничной личности современного дошкольника.
Не возможно переоценить роль социально-коммуникативного компонента в развитии современного человека.От того какой фундамет удасться заложить в дошкольном детстве, во многом зависит мировоззрение...
Презентация "Влияние эмоциональной сферы на развитие гармоничной личности ребенка"
Данная презентация была использована при подготовке проекта, совместно с психологом детского сада. Насколько важна данная тема - судите сами....
Приобщение дошкольника к искусству, как важный фактор развития гармоничной личности ребенка
Приобщение дошкольника к искусству, на мой взгляд, считается немаловажным фактором в формировании развития гармонично развивающейся личности ребенка. Что дает это формирование интереса к искусству у р...
- Мне нравится (1)