Использование дидактических игр, основанных на методе наглядного моделирования, в работе учителя-логопеда
консультация по логопедии
Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста является наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребенок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощенных схематических изображений – символов, знаков.
Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства
развития их умственных и речевых способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt_6.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр, основанных на методе наглядного моделирования, в работе учителя-логопеда
Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста является наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребенок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощенных схематических изображений – символов, знаков.
Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства
развития их умственных и речевых способностей.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения
отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Л.М. Хализева и др.). В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения,
стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы.
Умение создавать и применять модели дает возможность ребенку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей,
учитывать их в своей деятельности, планировать решение разнообразных
задач. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных
действий.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
- работа с моделью;
Формирование навыков наглядного моделирования предполагает определенную последовательность приемов решения таких задач, знакомство с графическим способом представления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования.
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша).
Опыт работы показывает широкие возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, осуществляемого учителем-логопедом.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом, используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия»- прилагательное в моделях предложений и др.); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.
Так, например, в процессе игр и заданий закрепляется понимание детьми значений глаголов (игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам»); развивается понимание категории рода у прилагательных (игра «Угадай, какие это фрукты?»), уточняется смысл логико-грамматических конструкций, включающий субъект действия, объект действия и предикат (задание «Исправь ошибку»), достигается более полное и точное понимание последовательности связного речевого высказывания логопеда (задания из серии «Времена года») и др.
Приведем фрагменты описания некоторых игр.
Игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам»
Цель: Закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.
Оборудование: Большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа, журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки , изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.
Инструкция логопеда: «Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т.п.)? Где лежит тетрадь (висит юбка, стоит пакет молока и т.п.)?»
Выполнение задания. Логопед предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на его вопросы.
Примерные ответы детей: «Я поставлю молоко в холодильник. Я положу ключ в сумку. Я повешу юбку в шкаф.» и т.п.
Игра «Исправь ошибку».
Цель: Развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.
Оборудование: Предметные картинки (червяк и цыпленок, кастрюля и женщина, бабочка и девочка, мышка и кошка и др.), карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).
Инструкция: «Смотри и слушай внимательно: Рыба поймала мальчика.
Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась».
Ход выполнения: Логопед последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой (субъект действия, предикат, объект действия). Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки. После выполнения детьми нескольких заданий, предложения произносятся логопедом без зрительной опоры («куры кормят хозяйку», «коза пасет девочку», «чай выпил мальчика» и т.п.)
Примерные ответы детей: «Это неправильно. Рыба не может поймать мальчика. Надо сказать: «Мальчик поймал рыбу».
В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с речевыми нарушениями. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре «Вкусный сок», дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных. Предлагая детям выполнить задания по теме «В семье слов», логопед на практическом уровне формирует умение подбирать родственные слова к заданному слову. В последнем случае наглядные схемы ориентируют детей на поиск «слов-родственников» в определенном лексико-семантическом поле.
Игра «Вкусный сок».
Цель: Практическое усвоение относительных прилагательных.
Оборудование: Наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей сока, вокруг него – изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).
Инструкция: «Я люблю яблочный сок. А ты? Какой сок любит Вова?»
Ход выполнения: Логопед, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему: «Я люблю сливовый сок. Вова любит апельсиновый сок».
Продуктивным является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов. Целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения (например, составление простого нераспространенного и распространенного предложения с прямым дополнением в игре «Кто из животных какую пользу приносит?»). В качестве элементов таких наглядных моделей могут быть использованы стилизованные изображения предметов, о которых говорится в предложениях, в сочетании с однотипным изображением отдельных членов предложения (например, изображение «стрелки» на месте сказуемого). При необходимости, учитель-логопед помогает детям с помощью дополнительных вопросов, указаний, пояснений.
На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели. В составляемые предложения включаются, как правило, беспредложные конструкции. В процессе последующих занятий можно предложить детям составлять предложения по двум-трем, а затем и большему числу моделей. В структуру предложений входят как предложные. так и беспредложные конструкции.
Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер (изображение волнистой линии вместо определений, относящихся к предмету, о котором говорится в предложении; схематические изображения предлогов, союзов и др.). Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.
Игра «Кто, какую пользу приносит?».
Цель: Составление простого распространенного предложения с прямым дополнением по заданной схеме.
Оборудование: Наборное полотно с двумя карманами; предметные картинки.
Ход выполнения: Логопед показывает предметные картинки, расположенные в обоих карманах наборного полотна ( в первом- изображения птиц и животных, во втором – изображения тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами). Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей («курица –яйца»). Логопед стимулирует составление детьми предложений по предложенным схемам.
Примерные ответы: «Курицы несут яйца. Курицы дают перья. Кошка ловит мышей. Лошадь возит грузы».
Применяя наглядные модели, логопед может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с ОНР испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи. По сравнению с нормально развивающимися детьми, рассказы детей с речевыми нарушениями, отличаются непоследовательностью, нарушением логичности, наличием аграмматизмов.
Педагог учит детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. К примеру, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа-описания включает следующие стилизованные изображения: «зеркало» - внешний вид животного; «человек» - какую пользу приносит человеку; «кастрюля» - чем питается животное; «домик» - где оно живет; «коляска» - как называются детеныши; «ухо» - как животное подает голос.
При затруднениях некоторых детей в процессе рассказывания логопед может использовать дополнительные опоры, помогающие ребенку определить последовательность изложения отдельных частей рассказа. Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания и описывают предмет без помощи наглядных опор.
Игра «Опиши овощи и фрукты».
Цель: Закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; формирование навыка составления описательного рассказа о предмете.
Оборудование: Схемы для описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, вкус, сочность), выполнения действий по отношению к ним (посмотрим, понюхаем, потрогаем, попробуем).
Инструкция: «Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты. Представьте, что вы делаете с овощами и фруктами то, что обозначают эти карточки-схемы. А теперь отвечайте на мои вопросы. Что можно сказать о лимоне, яблоке и т.д.».
Ход выполнения: Работа с детьми организуется поэтапно. На первом этапе предлагается описывать овощи и фрукты с помощью схем (образец дается логопедом). На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы логопеда по поводу результата действия.
Примерные ответы детей: «Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твердое, гладкое, сочное, сладкое, вкусное».
В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии, логопед может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых логопедом наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приемы помощи логопеда детям с ОНР на начальных занятиях по составлению сюжетного рассказа могут быть различными: предоставление образца рассказа, использование вопросов различного типа, совместное составление рассказа, стимулирование детей к самостоятельному придумыванию продолжения (конца, начала) рассказа с опорой на наглядные модели.
Задание «Составим рассказ по опорным картинкам»
Цель: Формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.
Оборудование: Опорные картинки (мальчик, окно, дуб осенью, зимой, весной и летом, птица, кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).
Инструкция: «Послушайте мой рассказ. (рассказывает, используя опорные картинки).Почему птицы не прилетали на этот дуб? Как вы думаете? (Они не прилетали, потому что мальчик никогда не вешал зимой кормушку. а весной не делал скворечник). Потом он исправил свою ошибку. Теперь на дубе всегда были птицы. Зимой они прилетали к кормушке. А весной вили гнезда и выводили птенцов. Дуб ожил, на нем весело пели птицы!»
Ход выполнения задания. Логопед составляет рассказ, используя опорные картинки и стимулируя детей к высказываниям в контексте общего повествования (описание дуба в разные времена года). После рассказа логопед задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого можно предложить (возможно на последующем занятии) некоторым детям повторить весь рассказ.
Примерный рассказ ребенка (с помощью логопеда): «Жил-был мальчик. Он любил смотреть в окно. За окном рос красивый могучий дуб. Весной на ветках появлялись зеленые почки. Летом он шумел густой, сочной листвой. Осенью дуб был золотой. Зимой его покрывал легкий, пушистый снег. И только птицы никогда не прилетали на этот дуб. Мальчик сделал кормушку, насыпал в нее зернышек и повесил на дуб. Стали прилетать птицы. Они клевали зернышки. Весной мальчик смастерил скворечник и прикрепил его к веткам дуба. Прилетели птицы и поселились в скворечнике. Они вывели птенцов. Дуб ожил. Весело поют на нем птицы!».
Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет учителю-логопеду впоследствии более успешно обучать детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.
Высокие результаты, наблюдаемые по окончанию коррекционного обучения, свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте ...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...
«Использование дидактических игр и пособий, изготовленных своими руками в работе учителя-логопеда»
Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожи...
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"
Конультация для воспитателей логопедических групп....
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ в работе учителя – логопеда с детьми с ТНР
Работая с детьми с различной речевой патологией, приходится искать вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми ново...
Методическая разработка «Использование дидактических игр и пособий, изготовленных своими руками в работе учителя-логопеда»
Ссылка на презентацию к методической разработки - https://docs.google.com/presentation/d/1FEUR-KvVHDgrBxLz9xzrTmH19QCrkmD6/edit?usp=sharing&ouid=113967833316700380158&rtpof=true&sd=t...
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда"...