Имитационные игры в песочной терапии для детей с ТНР
презентация по развитию речи

Игры с песком для речевого развития дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imitatsionnye_igry_v_pesochnoy_terapii_dlya_detey_s.pptx193.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятка-презентация «Имитационные игры в песочной терапии для детей с ТНр » Методическая разработка Автор: педагог-психолог МБДОУ г.Иркутска д\с №58 Береснева С.С.

Слайд 2

Актуальность Игра является ведущей деятельностью дошкольника и оказывает особое воздействие на его развитие. Одним из видов игр, в которых реальные явления окружающей действительности отражаются более непосредственно, являются имитационные или подражательные игры. В их основе всегда лежит своеобразный сюжет с отражением тех или иных форм семейного быта, областей труда, жизни природы и других общественных деятельностей человека. Играющие дети отождествляют себя с действительными персонажами и объектами событий, которые разыгрываются.

Слайд 3

Актуальность (продолжение) Дети с ранних лет с большим удовольствием также играют в песок. Игра с песком является непосредственной, естественной деятельностью. Песочница дает толчок воображению, повышает тактильную чувствительность. Кроме того, песок способен поглощать негативную энергию человека и стабилизировать эмоциональное состояние. Психоэмоциональный настрой ребенка проходит гармонизацию, развиваются познавательные процессы, создается релаксирующий и терапевтический эффект, снимается напряжение, развивается моторика. Таким образом, игра в сочетании с песком дает прекрасный результат и доставляет огромное удовольствие.

Слайд 4

Цели, задачи Цель имитационных игр в песочнице: коррекция всех компонентов речи, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, гармонизация психоэмоционального состояния. Задачи: Развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику. Снимать мышечную напряженность. Развивать активность, расширять жизненный опыт. Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию. Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату. Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности. Расширять словарный запас. Осваивать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать фонематический слух и восприятие. Развивать связную речь и лексико – грамматические представления. Помогать в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Слайд 5

Подготовка к занятиям В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 – 70 – 8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для проведения игр необходимы различные аксессуары для песка: формочки, фигурки игрушки, сувенирные игрушки, буквенные фигурки и др. Продолжительность занятий зависит от возраста детей: младшие дошкольники – 15 минут, средние дошкольники – 20 минут, старшие, подготовительные группы – 30 минут. Количество детей: 4 – 6 человек.

Слайд 6

Требования к работе с песком Отсутствие порезов на руках, руки должны быть чистыми Дети должны быть настроены, заинтересованы, замотивированы Необходимо постараться организовать работу так, чтобы у детей появилось доверие к песку: дать возможность познакомиться с песком и игрушками, рассказать об игре до начала основной работы После работы детям нужно разобрать свою песочную картину и вернуть игрушки на место, а песок привести в исходное состояние. Для психологической работы в песочнице с детьми важно разрешение родителей. Нельзя трогать игрушки детей в песочнице без их разрешения.

Слайд 7

Техники знакомства с песком (проводится до начала основной работы) Положить руки на песок и покопаться в нем Создать высокую горку из песка Имитировать дождь, дуя на песок Создать блинчик толщиной с мизинец Отпечатками рук создать образ какого-нибудь животного Создать двумя мизинцами лучи Двумя руками одновременно изобразить два круга Изобразить два одинаковых глаза Нарисовать два одинаковых цветка

Слайд 8

Имитационные игры в песочнице могут быть направлены на развитие: МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Слайд 9

Развитие мелкой моторики «Пройди лабиринт» . Пройти пальчиками и проведи сказочного персонажа по песочным дорожкам-лабиринтам. «Сделай так же». Выложить счетными палочками или природным материалом геометрическую фигуру или изученную букву «Нарисуй картину пальцами». Предлагается представить , что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас – пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

Слайд 10

Фонематическое восприятие « Слоговые дорожки» . Ш агать по песочной поверхности, проговаривая слоговые ряды . «Раскопки» . На дне песочницы спрятаны игрушки на дифференциацию звуков, ребенок достает, называет и раскладывает игрушки и предметы на 2 группы с дифференцируемыми звуками. «Спрячь ручки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Слайд 11

Речевое дыхание «Морская прогулка». В песочнице делается углубление «голубая река», на дно ящика ставится бумажный кораблик . Ребенок передвигает кораблик силой воздушной струи по деревянной поверхности песочницы - кораблик плывёт по реке. «Что под песком». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение. «Буря». Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Слайд 12

Связная речь «Песочные загадки». Ребёнок рассматривает предложенный педагогом предмет и прячет его, вглубь песочницы. Затем описывает этот предмет или фигурку, но не называя. Тот ребенок, который правильно сказал отгадку идет к песочнице и откапывает её в песке. Далее этот ребенок получает предмет и прячет в песочнице и т.д. «Начни предложение». Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот ). «Что случилось». При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»).

Слайд 13

Автоматизация звуков «Каракумы» . Перешагивая по пустынной дорожке пальчиками, произноси слоги или легко отхлопывай слоги по песку ладошками. «Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек, игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее. «Сильный мотор». Произносить звук Р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

Слайд 14

Заметки Данная методическая разработка будет полезна педагогическим работникам ОО (логопедам, воспитателям, педагогам-психологам), а также родителям. Цель данной методической разработки: кратко осветить возможности использования песочной терапии и логопедических игр в сочетании друг с другом в форме имитационных игр. Информационный материал разработанной презентации-памятки содержит полезные рекомендации и примеры игр, поэтому может быть использован для подготовки к занятиям с детьми, так же на родительских собраниях, семинарах.

Слайд 15

Список литературы 1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия .- СПб.:ИСП иП , 1998 . 2.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Изд. 2-е, испр . – Волгоград: Учитель. – 122 с. 3.Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-Просвещение, 1987 . 4 .Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 . 5 .Тарарина Е. Песочная терапия: практический старт. (Библиотека Арт-терапевта). – М.: ООО «Вариант» при участии ИП Шиманского А.Г., 2018. – 122с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"...

ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессозна...

Памятка для родителей (педагогов) "Имитационные игры в песочной терапии для детей с ТНР"

Данная методическая разработка будет полезна не только педагогическим работникам ОО (логопедам, воспитателям, педагогам-психологам), но и родителям.Цель данной методической разработки: кратко осветить...

Статья "Мой песочный мир", игры по песочной терапии/ Игры для родителей и специалистов "Овощи, фрукты, ягоды, грибы"

Статья для сборника "Периодический сборник учебно - методических материалов участников Всероссийских профессиональных педагогических конкурсов Информационно - образовательного портала "Педаг...