Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
материал по логопедии
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 “Ручеёк”»
Обобщение педагогического опыта
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
Подготовила учитель-логопед
Кружкова Л. А.
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается и количество детей с различными нарушениями речи (а именно дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием). В соответствии с этим возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми. И именно поэтому актуальным становится внедрение в логопедическую практику здоровьесберегающих технологий. Исходя из этого, мною были определены цель и задачи использования здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе.
Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся этой проблемой (В.Ф.Базарный, Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина, Н.В.Микляева, М.А. Касицина, А.Л. Сиротюк, М.А.Чистякова и др.).
В своей логопедической работе я использовала следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость;
- улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Также в решении данных задач активно использую логопедический массаж.
Биоэнергопластика.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Дыхательная гимнастика.
Одним из условий формирования речи является правильное дыхание. Поэтому, регулярно использую дыхательную гимнастику, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает диафрагмальное речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, выносливость при физических нагрузках. В комплексе дыхательных упражнений использую элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и различные игры на развитие речевого дыхания.
Пальчиковая гимнастика.
Обязательно в работе использую пальчиковую гимнастику, различные игры и приспособления, массаж, самомассаж кистей рук – Су Джок терапию. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, катушки и др.). Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором: стимулирующим речевое развитие ребенка. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. В своей работе применяю такие упражнения как "Заяц-Колечко", "Кулак-ребро-ладонь ", "Ухо-нос" и т.д.
Упражнения на релаксацию.
Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, провожу по ходу занятия упражнения на релаксацию в сопровождении спокойной музыки, звуков природы, стихов.
Элементы психофизической гимнастики М.А.Чистяковой использую с целью сохранения психического здоровья, профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. У детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), формируется способность выражать свои чувства, эмоциональные состояния.
Зрительная гимнастика.
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени зрительной гимнастике. Зрительную гимнастику использую для снятия зрительного утомления, профилактики близорукости и улучшения зрения.
Песочная терапия.
Также большое внимание уделила и песочной терапии. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.
Изотерапия и куклотерапия.
Широкое применение коррекционно-развивающих занятий с элементами изотерапии и куклотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия.
Также стараюсь уделять внимание логопедической и фонетической ритмике.
Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят педагоги, психолог, родители. Педагоги и родители готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и умений. В этом направлении широко использую информационно-обучающие приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.
Для педагогов систематически провожу консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, открытые занятия. Осуществляя преемственность в работе, воспитатели логопедических групп по рекомендации логопеда используют в своей работе элементы здоровьесберегающих технологий.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.
Систематически провожу консультации, тренинги, занятия. Много полезной информации размещаю на своём персональном сайте «Nsportal.ru».
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками привело к достижению положительных результатов:
- снизился уровень заболеваемости;
- значительно повысился уровень сформированности речевой деятельности;
- сформировались двигательные умения и навыки, правильная осанка;
- повысился уровень развития психических процессов;
- улучшилась общая и мелкая моторика;
- увеличился уровень социальной адаптации.
За последние 3 года эффективность коррекционно-логопедической работы по всем показателям в среднем повысилась. Большая часть детей успешно обучается в школе.
Таким образом, применение элементов здоровьесберегающих технологий способствовали личностному, интеллектуальному и речевому развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОУ
В помощь логопеду материалы об использовании в работе различных видов здоровьесберегающих технологий....
Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»
главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...
Презентация " Элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда"
В данной презентации собраны здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по ...