Выступление на РМО учителей-логопедов на тему: «Предупреждение нарушений письма посредством методов арт-терапии»
консультация по логопедии

Срещикова София Александровна

Выступление на РМО учителей-логопедов на тему: «Предупреждение нарушений письма посредством методов арт-терапии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_19.01.21.pptx770.32 КБ
Файл sreshchikova_s.a._vystuplenie_na_rmo.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» (МАДОУ д /с «Алёнка ») Мастер-класс на тему: «Предупреждение нарушений письма посредством методов арт-терапии» Выполнил: учитель-логопед срещикова С.а .

Слайд 2

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме использования методов арт-терапии в логопедической практике. План проведения мастер-класса: 1.Актуальность проблемы развития мелкой моторики детей с нарушениями речи. 2.Обоснование основных идей педагогической технологии. 3.Практическая часть. Практическое использование приёмов арт-терапии . 4. Рефлексия

Слайд 3

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Слайд 4

через арт-терапевтические приемы работы решаются коррекционные логопедические задачи: автоматизация поставленных звуков, закрепление словаря, развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении звукослогового анализа слов, навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.

Слайд 5

Кинезиология – это коррекционная методика, основанная на связи речи с движением .



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Мастер-класс на тему:

«Предупреждение нарушений письма посредством методов арт-терапии»

Выполнил:

учитель-логопед  Срещикова С.А.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме использования методов арт-терапии в логопедической практике.

План проведения мастер-класса:

1.Актуальность проблемы развития мелкой моторики детей с нарушениями речи.

2.Обоснование основных идей педагогической технологии.

3.Практическая часть. Практическое использование приёмов арт-терапии.

4. Рефлексия

Ход мастер-класса:

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Исследователи детской психики говорят – рука учит мозг. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга, так как навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, но и влияют на процесс обучения (внимание, память, мышление). Поэтому при диагностике готовности к обучению в школе обращают внимание, как развита у ребёнка мелкая моторика.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учитывая важность проблемы, мы сделали вывод, что руку ребёнка необходимо развивать, особенно учитывая то, что в основном к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Чем раньше начинается работа по развитию руки, тем успешнее будет подготовлен ребёнок к школе.

Также через арт-терапевтические приемы работы решаются коррекционные логопедические задачи: автоматизация поставленных звуков, закрепление словаря, развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении звукослогового анализа слов, навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.

Практическая часть.

Один из методов арт-терапии – кинезиология. Кинезиология – это коррекционная методика, основанная на связи речи с движением. Она направлена на развитие темпа и ритма дыхания, совершенствование движений артикуляционных органов, формирование корректного грамматического и звукового оформления речевого высказывания, способствует выработке речедвигательной координации.

Давайте все вместе попробуем показать кинезиологическую сказку «В лесу».  Повторяйте за мной движения.

Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик». Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой). Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем). Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). В этом лесу росли большие деревья (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны). Долго они шли (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), но дом ежика не могли найти (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными). Зайчик (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем), спросил у собачки, не знает ли она, где дом ежика? Собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными) сказала, что знает, где его дом (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома ((Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками (Упражнение «оладушки».Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук.)

Песочная терапия (видеоматериалы).

Развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость.

Для младшей и средней группы подойдут следующие игры. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Для подготовительных к школе групп. Примеры упражнений, направленных на формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки с помощью цвета и плотности песка «Звуковая цепочка». Воспитанники выделяют первый (последний) звук в слове, определяют твёрдый он или мягкий, выкладывают из песка последовательность «звуков». Твёрдый звук обозначают плотным шариком синего песка, мягкий - щепоткой рыхлого песка зелёного цвета.

Выкладывание оптически сходных букв из песка (возможно использование песка разного цвета для обозначения гласных и согласных).

 «Полушарное рисование песком» (техника Веры Шевченко).

Наберите песок двумя руками так, чтобы он сыпался из кулачков. Теперь нарисуйте: одновременно два одинаковых круга; два одинаковых глаза и тд.

Игры на совершенствование грамматического строя речи: «Чего не хватает»,«Один много», «Назови ласково». Игры на развитие связной речи: «Нарисуй сказку и расскажи», «Закончи рассказ», «Путешествие в сказку».

Моделирование. Предлагается смоделировать использование песка в логопедической сказке. Логопедическая сказка «Путешествие ручейка». Комплекс артикуляционных упражнений для отработки сонорных звуков л,ль. Логопед рассказывает сказку, ребёнок выполняет артикуляционные упражнения и изображает сюжеты на песке. «Наступила ранняя весна. Погода стояла чудесная. На небе пригревало солнце, всё вокруг таяло. В овраге, за маленьким домиком, где жила Лена, протекал ручеёк. Он был то широкий, то узкий (упражнение «Лопаточка», «Иголочка»). Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк (Упражнение «Парус»). Лена спросила: «Ты донесёшь мою лодочку?» Ручеёк ответил: «Донесу. Мне помогут мои друзья-ручейки по течению вверх- вниз» (упражнение «Качели»). Воды в ручейке стало больше и лодочку стало качать то в одну сторону, то в другую (Упражнение «Маятник»). Наконец ручеек донёс лодочку до большой реки, где плыл пароход (Упражнение «Пароход»). Лена увидела пароход и свою лодочку, которая плыла по реке. Лена была очень рада, что ручеёк донёс её лодочку до большой реки (Упражнение «Улыбка»).

Тестопластика.

Упражнения «Любимая буква» (лепят из теста любимую букву).

«Слоговичок». Дети выкладывают из песка «колбаску», обозначающую слово. На слух (по картинке) определяют, сколько слогов в слове, разрезают схему на нужное количество частей.

Примеры упражнений, направленных на развитие навыка языкового анализа и синтеза «Словочёт». Детям предлагается прослушать предложение, выложить схему из песка, обозначив большую букву в начале предложения и нужный знак препинания в конце. Учащиеся определяют количество слов в предложении и разрезают схему на нужное количество частей.

Изотерапия (видеоматерилаы).

Рисунок на «стекле», «Монотипия» (плотных файлах прозрачных). Переносим рисунок на лист бумаги. Техника монотипии заключается в нанесении красок при помощи кисти на идеально гладкую поверхность печатной формы (стекло, оргстекло, пластик, пластина металлическая) с последующим печатанием на станке или в ручную под давлением рук, валика; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и неповторимым.
Полученные изображения можно доработать, используя пастель или краски. Тонкой кистью дорисовать необходимые детали.

Упражнение «Рисунок на пене», «Рисунок пальцами», «Процарапывание» (Графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией разного направления длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности). «Рисование солью», «Рисование предметами окружающего пространства» (губками).

Бумагопластика (аппликация, оригами, изготовление коллажа).

Суть техники в том, что клиенту (или группе) предлагается на бумажную или текстильную основу наклеить картинки, фотографии, различные детали из газет, журналов, плакатов, объединяя их определенной темой.

Музыкотерапия.

Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет    по очереди части тела, танец которых будет исполнен:

Таким образом, методы арт-терапии способствуют:

1. Развитию зрительного восприятия, узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного, и внимания.

2. Уточнению и расширению объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса).

3. Формированию пространственного восприятия и представлений.

4. Развитию зрительного анализа и синтеза.

5. Формированию речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.

6. Формированию буквенного гнозиса. Дифференциации зрительных образов букв.

7. Развитию мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводок, штриховок, работы с ножницами, пластилином и т.д.

8. Развитию тактильных ощущений.

9. Развитию конструктивного праксиса.

10. Развитию графических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: "Профилактика нарушений письма в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте"

К концу дошкольного периода дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным сре...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Предупреждение нарушений письма у детей с ОВЗ в подготовительной к школе группе"

Правильно организованная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, предполагает работу по профилактике дисграфии. Чем раньше ее начать, тем более эффективной она будет, поскольку с возрас...

Образовательный проект «Моя инициатива в образовании» «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Образовательный проект на тему: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»...

План самообразования. Тема «Су-джок терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи»

В настоящее время известно множество методов и приемов развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Я решила изучать и использовать в своей коррекционно-развивающей работе массажные мячики Су-...