Семинар - практикум " Подготовка к обучению грамоте"
консультация по логопедии
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота - в Энциклопедическом словаре: Грамота - (от греч. grammata - чтение и письмо) - 1) умение читать и писать.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этого определения, применительно к ДОУ, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
для педагогов по теме:
« Подготовка к обучению грамоте »
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;
систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
План:
1. Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи .
2. Основные термины.
3. Звуковой анализ слов.
4. Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.
5. Минивикторина.
1. Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота - в Энциклопедическом словаре: Грамота - (от греч. grammata - чтение и письмо) - 1) умение читать и писать.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этого определения, применительно к ДОУ, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
По утверждению Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «…дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание детей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладение письменными форматами речи (чтением и письмом).
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д.
Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения.
При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Вопросы для обсуждения:
1) Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию связной речи, подготовка руки к письму)
2) Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? (Детям интересно, будет легче учиться, запрос родителей, индивидуальный подход)
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов. (А. Н. Гвоздев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.)
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих: достаточный уровень развития фонематического слуха и навыка звукового анализа и синтеза (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.
Педагогам необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Торопливость на данном этапе не уместна. Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями для ребенка в школе.
Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить ребенка к серьезному последующему обучению навыкам чтения и письма.
2. Основные термины.
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.
Вопросы для обсуждения:
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?
- Что такое слог? (Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха).
- Что такое предложение? (Предложение - это группа слов, связанных по смыслу)
3. Звуковой анализ слов. При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий ( П.Я. Гальперин):
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
Последовательность предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (работа).
Для звукового анализа подбираются слова, написание которых не расходится с их произношением.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т.д.
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?
5. Далее педагогам предлагается минивикторина.
Вопросы:
Задание 1
Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.
Назовите количество букв в слове деньги.
Поделите слово парикмахерская на слоги.
Измените слово по образцу Один дом- много домов, одно пальто – … .
Назовите родственные слова к слову «игра».
Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.
Чем отличается согласный звук от гласного.
Назовите всегда твердые согласные звуки.
Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
Назовите количество звуков в слове якорь.
Сколько слогов в слове электричество?
Продолжите ряд: лев – львенок, бык- ….
Назовите родственные слова к слову «звук».
Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
Задание 2
Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
А калина
Б кепка
Задание 3
Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.
А мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.
Б кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...
Семинар - практикум для педагогов "Обучение грамоте дошкольников"
Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте....
Семинар -практикум для педагогов "Обучение грамоте детей подготовительной группы"
Семинар-практикум...
Семинар-практикум "Подготовка к обучению грамоте в детском саду"
Семинар-практикум "Подготовка к обучению грамоте в детском саду"...
Семинар-практикум для родителей "Обучение грамоте старших дошкольников "
22 сентября в нашей группе прошёл семинар, где родители в игровой форме активизировали свои знания о звуках родного языка, словах, слоги и предложениях. Закрепили навык звукового анализа слова....
Презентация к семинару по подготовке к обучению грамоте в системе работы ДОО
Презентация к семинару для воспитателей на тему "Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи"...