Семинар -практикум для педагогов "Обучение грамоте детей подготовительной группы"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
для педагогов по теме:
«Обучение грамоте детей подготовительной группы»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте;
систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
План:
1. Понятие «подготовка к обучению грамоте»
2. Основные термины.
3. Звуковой анализ слов.
4. Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.
5. Минивикторина.
1. Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи .
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота - в Энциклопедическом словаре: Грамота - (от греч. grammata - чтение и письмо) - 1) умение читать и писать.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этого определения, применительно к ДОУ, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
По утверждению Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «…дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладение письменными форматами речи (чтением и письмом).
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения.
При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Вопросы для обсуждения:
1) Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию связной речи, подготовка руки к письму)
2) Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? (Детям интересно, будет легче учиться, запрос родителей, индивидуальный подход)
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов. (А. Н. Гвоздев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.)
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих: достаточный уровень развития фонематического слуха и навыка звукового анализа и синтеза (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.
Педагогам необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Торопливость на данном этапе не уместна. Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями для ребенка в школе.
Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить ребенка к серьезному последующему обучению навыкам чтения и письма.
2. Основные термины.
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.
Вопросы для обсуждения:
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?
- Что такое слог? (Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха).
- Что такое предложение? (Предложение - это группа слов, связанных по смыслу)
3. Звуковой анализ слов. При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий ( П.Я. Гальперин):
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
Последовательность предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (работа).
Для звукового анализа подбираются слова, написание которых не расходится с их произношением.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т.д.
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?
4. Рассмотрим организацию сюжетно – тематических фронтальных занятий:
1. Организационный момент.
Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Здесь полезно включать элементы психогимнастики. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).
2. Повторение пройденного материала.
Цель: актуализировать знания детей.
Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.
3. Сообщение новой темы.
Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.
В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;
- звуки обозначаются цветными символами.
5. Закрепление нового материала.
Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.
Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.
6. Физминутка. Целесообразно использование элементов кинезиологических упражнений.
Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются:
- в снятии усталости напряжения;
- во внесении эмоционального заряда;
- в совершенствовании общей моторики;
- в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
7. Знакомство с буквой.
Цель: определить связь звука с его графическим образом.
Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.
8. Формирование навыков чтения и печатания.
Цель: совершенствовать навык слогового чтения.
Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.
Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.
Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?
9. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.
5. Далее педагогам предлагается минивикторина.
Вопросы:
Задание 1
А
Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.
Назовите количество букв в слове деньги.
Поделите слово парикмахерская на слоги.
Измените слово по образцу Один дом- много домов, одно пальто – … .
Назовите родственные слова к слову «игра».
Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.
Б
Чем отличается согласный звук от гласного.
Назовите всегда твердые согласные звуки.
Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
Назовите количество звуков в слове якорь.
Сколько слогов в слове электричество?
Продолжите ряд: лев – львенок, бык- ….
Назовите родственные слова к слову «звук».
Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
Задание 2
Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
А калина
Б кепка
Задание 3
Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.
А мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.
Б кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.
Литература:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников -СПб.: Детство-Пресс,2004
2. Гризик Т.И.,. Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 5-6- лет», Москва «Просвещение» 2006
3. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2010 г
4. Кулешова Л.А. «Занятия по обучению грамоте в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж 2005
5. Костылева Н.Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 6-7 лет», Москва «АСТ» 2017г.
6. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2006
7. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2003.
8. Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», творческий центр, Москва 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"...
Семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной группы на тему: "Социально-психологическая готовность к школьному обучению"
Обеспечение родителей знаниями по проблемам подготовки и адаптации к обучению в школе. Обучение в режиме тренинга продуктивному взаимодействию с детьми....
Семинар-практикум для родителей воспитанников с подготовительной группы «Волшебный мир книги»
Семинар-практикум направлен на расширение представлений родителей о роли книги в воспитании ребёнка...
Программа проведения районного семинара-практикума для воспитателей старших и подготовительных групп
Программа проведения семинара-практикума для воспитателей старших и подготовительных групп по теме: "Технология проектирования в рамках комплексно-тематических недель"...
Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя» для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности
Использование здоровьесберегающих технологий в организации работы с родителями учителя логопеда и музыкального руководителя. Семинар - практикум «Развиваем – играя». Познак...
Семинар- практикум (совместно с родителями) в подготовительной группе. Тема:"Поиграем вместе"
Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взросл...
Семинар- практикум (совместно с родителями) в подготовительной группе. Тема:"Поиграем вместе"
Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взросл...
- Мне нравится (2)