Презентация "Биоэнергопластика: развитие артикуляционных и речевых навыков у детей с ОНР"
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)
В данной презентации рассматривается эффективность использования этой методики в коррекции речи детей с ОНР, этапы работы и примерные игры-упражнения для развития артикуляционной моторики и речевых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Биоэнергопластика" | 754.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биоэнергопластика — соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Она включает в себя три базовых понятия: « био » — человек как биологический объект; « энергия » — сила, необходимая для выполнения определенных действий; « пластика » — плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Принцип биоэнергопластики : Сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений с использованием биоэнерго - пластики обеспечивает динамику в подвижности речевого аппарата , оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Результативность применения биоэнергопластики : развитие артикуляционной моторики, высших психических функций, чувства ритма, ориентировки в пространстве; развитие мышц кистей и пальцев рук, обеспечение их подвижности и гибкости, что облегчает овладение навыком письма; у скорение и упрощение процесса постановки и автоматизации звукопроизношения, формирования фонематических процессов; с оздание условий для достижения успешности ребенка; выстраивание преемственности в работе всех специалистов образовательного пространства в коррекции речи детей; оптимизация физической и психологической базы речи.
Этапы биоэнергопластики Диагностический этап Обследование общей моторики ( присутствие навязчивых движений: покачивание , балансирование туловищем. Анализ состояния общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность) Обследование мелкой моторики ( отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений, невыполнение, наличие леворукости ) Обследование артикуляционной моторики (отмечается степень нарушения подвижности артикуляционного аппарата).
Этапы биоэнергопластики Эмоциональный этап Так как у детей ведущим видом деятельности является игровая деятельность, создается игровая ситуация с введением игрового персонажа, помогающий освоить артикуляционную гимнастику, выполняемую традиционно перед зеркалом. На этом этапе педагог берет на себя инициативу, показывая артупражнения , сопровождая показом ведущей руки в перчатке.
Этапы биоэнергопластики Основной этап На этом этапе выполнение артикуляционных упражнение происходит с подключением одной, а затем и второй руки ребенка. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно, движением обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за качеством и ритмом выполнением упражнений. При этом, учитель-логопед двумя руками продолжает давать четкий образец движения.
Этапы биоэнергопластики Заключительный этап На этом этапе дети овладевают синхронным движением обеих рук при выполнении артупражнений . Поэтому на этом этапе появляется возможность в использовании коротких сказок, стихотворных форм при наличии зеркала, как опоры. А когда дети смогут ощущать положения органов артикуляции, дифференцировать положения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).
«Как лисенка Гошу мама-лиса любила» ( на автоматизацию звука [ш]). 1 2 3 Текст Движения артикуляционного аппарата кистей и пальцев рук На лесной опушке Упражнение «Лопатка»: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить «широкий» передний край напряженного языка на нижние зубы, удерживать положение на счет до пяти Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз В маленькой избушке Упражнение «Варенье»: рот открыть, облизать верхнюю губу, выполнять движение вверх-вниз Кисти рук движутся вверх-вниз
«Как лисенка Гошу мама-лиса любила» ( на автоматизацию звука [ш]). Жил-был лисенок Антошка Упражнение «Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении на счет до пяти Ладони находятся в вертикальном положении, пальцы сомкнуты На завтрак мама-лиса пекла ему вкусные бублики Упражнение «Бублик»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, видны верхние и нижние резцы Пальцы соединены, образуя круг Антошка с аппетитом уплетал их и нахваливал бублики Упражнение «Месим тесто»: улыбнуться, немного приоткрыть рот, пошлепать языком между губами и произнести « пя-пя-пя-пя-пя …» Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей Пил теплое молоко из своей лучшей чашечки. Запашистый аромат от бубликов разносился по всему лесу Упражнение «Чашечка»: открыть широко рот, высунуть язык, приподнять кончик и боковые края языка Ладони соединены в форме чашки В гости к лисам заглянула веселая змейка ШУША. Она приветствовала пушистых лис на своем змеином языке: «Ш-ш-ш», а после угощения благодарила: «Ш-ш-ш» Произносить звук [ш] длительно, коротко Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Волнообразные движения руками вперед
Веселые забавные стишки и упражнения с примененнием биоэнергопластики « Бегемотик » Широко откроем ротик, Как голодный бегемотик . Закрывать его нельзя, до пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5. А теперь закроем ротик, отдыхает бегемотик ! « СЛОНЁНОК » Подражаю я слону, губки хоботом тяну: «У-у-у!» « ЛЯГУШКА » Тянем губки прямо к ушкам. Как весѐлая лягушка! (пальцы в кулаке, большой и мизинец оттопырены в стороны) « ХОМЯК » Я надую щѐчки так, словно толстый я хомяк! (Руки округлены в форме шара) « ЖАЛО ПЧЕЛКИ » 1. Язык у нижних резцовруки в кулачках. 2. Высунуть язык почувствовать напряжение в уздечке - пальцы распрямляются, ладонь параллельно столу. « ОРЕШЕК » 1. Острым кончиком языка коснуться внутренней стороны правой щеки 2. Острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки Кисти рук двигаются в сторону языка « ПЯТАЧОК » 1. Губы собираются в «пятачок» 2. «Пятачок» двигается вправо 3. «Пятачок» двигается влево 4. Движения рук повторяют движения губ.
Литература: • Крупенчук О.И., Воробьѐва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004. • Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002. • Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001. • Калягин В.А. Когда ребенок плохо говорит: Советы психолога. – СПб., 2004 . • Йога– данс или биоэнергопластика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bioenergoplastika.ru// – 2009. • Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой . СанктПетербург : Детство-пресс, 2011 • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная гимнастика и дыхательноголосовые упражнения.- М.: «Издательство Гном и Д», 2001. • Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...
"Сборник игр для развития речевых навыков для детей 4 - 5 лет" старшего воспитателя Забужиной Марины Александровны
Сборник представлен в виде разделов - развитие связной речи, развитие звуковой культуры речи, обучение детей составлению сказок...
Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе
Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе...
Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...
План ММО «Преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста. Традиционные и инновационные игровые приёмы развития речевых навыков у детей c ЗПР».
Предствлен план методического объединения, целью которого является формирование единой методической базы в практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для оказания помощи детям с н...
«Развитие творческих и речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе творчества Эбру»
Выявление взаимосвязи речевого и творческого развития детей, коррекция речевого развития в процессе творчества эбру....
Консультация для педагогов. Тема: «Задержка речевого развития. Формирование основ речи и первоначальных речевых навыков у детей с ОВЗ 3- 4 лет»
Проблема задержки речевого развития у детей в последние годы становится всё более актуальной. Задержка речевого развития может быть обусловлена различными причинами. Уже на этапе отсутствия акти...