Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3»
Логоритмика
как эффективный метод
преодоления речевых нарушений
Кобзева Марина Александровна,
учитель-логопед
2019 год
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать логоритмику, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, подвижные игры).
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Цель - преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.
Логоритмические занятия рекомендуется проводить с первой младшей группы, что дает возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.
Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.
В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звукопроизношения.
Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего занятия. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр.
Логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
• активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие слухового и зрительного восприятия;
• увеличение объема памяти;
• развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
• развитие двигательных кинестезий;
• формирование двигательных навыков;
• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
• развитие правильного дыхания;
• развитие чувства ритма и развитие слухового внимания.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. В сюжете использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствуют возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей. На занятиях помимо речевых задач решаются также этические задачи, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.
Логоритмические занятие включает следующие элементы:
• логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарат;
•пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук;
• упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
• упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Структура занятий может не всегда включать все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы над звуками можно варьировать в соответствии с характером нарушения у детей и целями занятия. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
На занятиях или в течение дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.
В планировании занятий используется принцип наращивания материала по всем разделам, изучаемых ежегодно лексических тем (время года, сбор урожая т.д). Основа занятий может быть разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия. Фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Все упражнения проводятся на основе подражания. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом по кругу или полукругом. Такое расположение позволяет ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Успешность работы педагога зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии.
Практический материал.
- Логоритмика. Где же наши ручки.
- Логоритмика. Дождик. Пальчиками по спинке.
- Подвижная игра «Догонялки»
Дети встают в круг, в центре — «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят:
Раз, два, три -
Ребятишек догони! Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать.
- Подвижная игра «Гора — дерево — кочка»
Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит: «Кочка!» — дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку») «Дерево!» — замирают, подняв вверх руки; «Гора!» — встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.
- «В гости к кошке»
Позвала нас в гости кошка,
И пошли мы по дорожке,
Топ-топ, прыг-прыг
Чики-брики, чики-брик.
Видим дерево высокое,
Видим озеро глубокое,
Птички песенки поют,
Птички зернышки клюют,
Тут клюют и там клюют,
Никому их не дают.
Это дом, а в нем окошко
Нас встречают кот и кошка,
Мы немного погостим,
И обратно побежим.
«Черный кот»
Вот идет черный кот,
Притаился, мышку ждет,
Мышка в норку попадет,
И к коту не подойдет.
«Петух»
Шел по берегу петух
Подскользнулся,
В речку – пух,
Будет знать теперь он впредь,
Надо под ноги смотреть.
«Хомячок»
Раз, два, три! Хомячок!
Симпатичный толстячок!
Спрятал зерна за щекой,
И скорей к себе домой!
«Мышки»
Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши в дом.
- Насекомые над лугом
Жу- жу- жу,- жужжит пчела:
Я лечу издалека. Дети машут руками, как крылышками.
Зу- зу- зу, - комар пищит. Ритмично «выбрасывают»
указательные пальцы вперед.
Уф- уф- уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу привез. Ритмично притопывают.
- Дыхательное упражнение «Шарик»
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой — топ!
А у кошки шарик — лоп!
Ф-Ф-Ф!
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох. Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
- Ежики.
- Су-джоки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Логоритмика - эффективный метод преодоления речевых нарушений"
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Работая с детьми, и...
Доклад "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей"
Этот доклад был составлен по теме, которая меня очень заинтересовала. Надеюсь он будет полезен и вам....
Представление опыта работы по теме: «ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Из опыта работы....
Презентация Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений
Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии....
"Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений"
влияние логоритмики для улучшения работы речевых нарушений детей дошкольного возраста...
Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Тема: "Чудеса времен года".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9165227","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"404"}}]]...
Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»
Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса....