"Логопедические тренинги по автоматизации звуков"
учебно-методический материал по логопедии

логопедические тренинги 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_treningi_fevral.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детскй сад № 17 с.Пушкарное Белгородского района Белгородской области»

«Логопедические тренинги по автоматизации звуков»

Перелыгина Анна Олеговна,

учитель-логопед МДОУ

«Детский сад №17 с. Пушкарное

Белгородского района Белгородской области»

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – главная цель, которая  стоит не только перед педагогами, но и родителями. Формирование правильного звукопроизношения и четкой дикции у детей с ОВЗ, происходит в результате систематических занятий. Однако занятий с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Важно постоянно закреплять пройденный материал в детском саду, во время других видов деятельности, и обязательно  дома.  Для чего  необходима помощь всех. Правильное произношение может быть сформировано в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, речевое дыхание, если он умеет владеть своим голосом. Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, т.к. именно он позволяет ребенку контролировать собственную речь, слышать и дифференцировать звуки родного языка.

При формировании правильного звукопроизношения необходимо учитывать важность речевого окружения. Родители и педагоги должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома необходимо как можно больше читать сказок, загадывать загадок, петь различные песенки, учить стихи, слушать аудиозаписи.  На улице необходимо наблюдать за деревьями, людьми, явлениями природы, обязательно обсуждать это с ребенком, задавать вопросы, провоцирующего характера, в  ответе, которых, должен содержаться поставленный звук.

Планируя занятия, помните, что:

  • Они должны быть систематическим, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;
  • Правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;
  • Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
  • Ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты —«Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор.

Как  же сделать автоматизацию звуков интересной?

   Все знают, как трудно научить ребенка чему-то, что ему не интересно. Когда он слышит

 « волшебные»  слова « давай позанимаемся», у него сразу портится настроение и находится тысячи причин отказаться от этого. Если ребенок упорно отказывается заниматься дома, подумайте, что Вы делаете не так.

   Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент, проявляя свою фантазию и творчество, превратитесь в детей и встаньте наравне ребенком.

    Услышав фразу « давай поиграем» ребенок с радостью включится в процесс  обучения.

    Следует помнить , что работа над звуком, от  его постановки до включения в речь,- это выработка нового сложного навыка. И, как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних занятий.   Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить трудную  работу над звуком в увлекательную игру. 

  Только  игра позволит Вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решении более увлекательных задач: « придумай», « запомни», « найди». Конечно, основная цель - правильное произношение, должна сохраняться на протяжении всей игры.

  Вот несколько игр, которые помогут Вам сделать занятия интересными.

Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

Игра «Отражение»

         Предложите ребенку повторить за вами любое движение,  сопровождая его изолированным произношением поставленного звука, тоже самое можно использовать со слогами и целыми словами. Тогда получиться целый танец со звуковым сопровождением.

Игра «Звук потерялся».

Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.

Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.

 Игры  «Добавь слог».

Взрослый  произносит  начало слова, кидая мяч ребенку, ребенок договаривает слог, образуя целое слово и откидывает мяч взрослому, например:

РА-РА - у нас новая ИГ…..

РЫ-РЫ – все бобры ДОБ…

РУ-РУ – трубят трубы на ВЕТ…

Игра «Какое слово лишнее?»

Взрослый может выкладывать картинки лото, или просто проговорить  несколько слов в медленном темпе, предложив ребенку выбрать лишнее слово, в котором нет автоматизированного  звука, например: ЛАК-РАК-ЛАПА, ЛУПА-РУКА-ЛУЖА.  За правильный ответ можно предложить ребенку самому придумать и загадать цепочку слов родителю.

Игра « Загадки» 

Для этой игры потребуется 5-6 картинок или игрушек, в названии которых есть заданный звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться , о чем идет речь и назвать нужную игрушку или картинку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите и ребенку роль ведущего. Ваши возможные « ошибки» обязательно  повысят интерес ребенка к игре.

 Игра « Чего не стало?»

Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно посмотреть не картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну игрушку (картинку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите несколько раз, меняясь с ребенком  ролями.

 Игра « Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их. Переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

« Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по определным  признакам и   выбрать такие, в названии которых есть нужный звук. Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

         Объединять картинки в группы можно используя обобщающие значении: мебель, овощи, одежда и т.д.. Например, рысь-корова - ворона, жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что она не живая, затем ворону - птица, потом корову - домашнее животное. Две оставшиеся картинки ( жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для исключения.

« Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните задание и называйте слова по какой-то определенной теме.

 В эту игру можно играть где угодно, используя свободную минутку: по пути домой, в детский сад, на кухне, в транспорте.

Игра « Веселые рифмовки».

Игра учит ребенка рифмовать слова. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком

         Лучше, если ребенок будет придумывать рифмовки сам, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться забавные короткие стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно расскажет их всем.

1.  На картинке у Кирилла

   Три зубастых крокодила.

2.  Кенгуру заговорила,

    Черепаха суп варила.

 Игра « Расскажи и покажи».

Предложите ребенку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.

Мухомор на тонкой ножке

(Встаньте на одну ногу. Руки на поясе.)

Вырос на лесной дорожке

(Поднимите руки вверх и в стороны)

Ждет прихода грибников

(Поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите в даль, поворачиваясь слева направо)

Кто сорвать его готов?

( Жест вопроса и удивления)

Знают грибники прекрасно: Мухоморы есть опасно!

(Погладьте живот. Вытяните руки вперед ладонями от себя, как бы отказываясь от чего-то)

 Данная  словесная игра,  сопровождаемая движениями поможет вырабатывать произвольное внимание и самоконторль.

Игра «В гостях у гномов и великанов».

 Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его, одновременно сначала вставать на носочки, называя  предмет и садиться на корточки , образуя уменьшительную его форму: лодка – лодочка, полка — …, угол — …, лошадь — …, лужа — … (для звука «Л»); шар — …, кошка — …, шкаф — …, шарф — …, ухо — …, карандаш — …, шуба — …, мешок — … и др. (для звука «Ш»).

Игра «Исправь мою ошибку»

Взрослый читает стихотворение и специально называет слова с поставленным звуков неправильно, ребенок должен запомнить и проговорить эти слова верно.

Игра «Актеры»

Взрослый предлагает повторить фразу или чистоговорку с разной интонацией (восторга, грусти, обиды, страха) и записать на диктофон. Затем прослушать с ребенком и угадать, где какое настроение использовалось.  Предлагаемые чистоговорки,  помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям.

Звуки «Р»«Р`»

На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

У Кондрата куртка коротковата.

Повтори без запинки: на осинке росинки

Засверкали утром перламутром.

Звук «Л»

У ёлки иголки колки.

Дятел дуб долбил да не додолбил.

Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал.

Звуки «С», «С`»

Я несу суп-суп. А кому? Псу-псу.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Снег засыпал стайку сосен, это вовсе вам не осень.

Звуки «З»«З`»

У зайки Бубы заболели зубы

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы

На березе стрекоза – изумрудные глаза

Звуки «Ш»«Ж»

У ежа – ежата, а у ужа – ужата.

Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Звуки «Щ»

Щипцы и клещи – вот наши вещи.

Усищи, глазищи, когтищи, хвостище,

А моется всех чище. Это кот – котище.

Звуки «Ч»

Кузнечик стрекочет – молчать не хочет.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически щенка, кошку, жука, булавку и т.д. и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки. Поменяйтесь ролями.

Игра  «Шагающие слова».

Ребенку  разрешается делать шаг, тогда , когда он  назовет  любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова  (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

 Игра « Ты мне – я тебе»

Правила просты: договорившись, что сейчас вы будете беседовать с ребёнком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.) Последнее задание сложное, предлагать его можно, если ребёнок знаком с понятием «предложение». Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чистоговорку. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно чистоговорку, а не скороговорку. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность.

Игра «Закончи предложение» поможет развить творческие начала у ребенка. Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком:

На ветку села …  Рома рисует …  В зоопарке мы видели…  Утром я … (что делал?).

Все перечисленные  игры  значительно облегчат процесс  автоматизации звуков в речи вашему ребенку и украсят приятными, положительными эмоциями ваше общение и  совместно проведенное время .

Литература:

  1. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. – Ярославль. – Академия развития, 1996
  2. И.С. Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М. – Аквариум, 1996
  3. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. Учитесь правильно говорить. – М.- Просвещение, 1993.
  4. В. Волина. Учимся, играя. – М.- Новая школа, 1994.
  5. Т.А. Ткаченко. В 1-ый класс без дефектов речи. – С.-П. – Детство – Пресс, 1996.
  6. О.И. Крупенчук. Стихи для развития речи. – С.-П. – Литера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...