Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков Р-Л"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Материал для автоматизации и дифференциации звуков Р-Л в речи старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 349.35 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 2 «Золотой ключик»
Конспект индивидуального
логопедического занятия на тему:
«Дифференциация звуков [Л] – [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях»
Подготовила
учитель-логопед
Бычкова Е.В.
Г.о. Подольск мкр. Климовск , 2021
Тема: Дифференциация звуков [Л] – [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Л] – [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- совершенствовать речемыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, умозаключение);
- активизировать, уточнить и обогатить словарь детей;
- стимулировать речевую активность детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
- уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков [Л] и [Р];
- закреплять правильное произношение звуков [Л] и [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;
- продолжать развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- уточнить и закрепить словоизменение существительных в винительном падеже;
- развивать слухоречевое внимание с помощью ритмических рядов;
- уточнить правильное употребление предлогов в предложениях;
- продолжать развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- создавать положительную мотивацию к занятию путём вовлечения в активную деятельность;
- воспитание самоконтроля и мотивации к занятию.
Оборудование: игрушка лошадка, круги-символы гласных и согласных звуков, рисунок карты, схема артикуляции звуков, картинка с изображением парохода и самолёта, пособие «Слоговые классики», пособие «Что у русалки в ракушке?», фонарик, пособие «Что проглотила акула?», пособие «Загадки для пингвинов», предметные картинки, рисунок слона-циркача, пособие «Зашифрованные предложения».
Ход занятия:
Педагог (вступительная беседа): Любишь ли ты путешествовать? Где успела побывать?
Один сказочный персонаж тоже не прочь отправится с нами в кругосветное путешествие. Это лошадка Лора.
Педагог просит ребёнка выполнить звуковой анализ слова «Лора».
Сегодня звуки Л и Р будут нас сопровождать в путешествии и нам их путать нельзя!
Для путешествия нам понадобится карта (рассматриваем).
Как можно перемещаться? Правильно, можно на пароходе, можно на самолёте.
Давай вспомним звук парохода. Л-л-л-л….Как правильно произносить этот звук?
(Губы в положении улыбки, зубы расположены близко друг к другу, кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Воздух проходит по бокам языка. Голос звучит)
Ребёнок уточняет правильную артикуляцию звука с опорой на схему
А теперь вспомним звук моторов самолёта. Р-р-р-р… Как правильно произносить этот звук?
Ребёнок уточняет правильную артикуляцию звука с опорой на схему.
(Губы открыты, зубы расположены близко друг к другу, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Форма языка похожа на ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки сомкнуты, образуется голос)
Посмотри на картинку и веди карандашом по линии, когда карандаш будет наверху -произносим звук мотора р-р-р…, а когда опускается вниз-будем произносить звук парохода л-л-л..
Чтобы попасть на пароход Лоре нужно пройти по необычному мостику, на котором нарисованы слоговые «классики»
Игра «Слоговые классики» (ребёнок пальчиками «шагает» по полю классики, проговаривая написанные слоги)
Молодец! Теперь вперёд, поплыли!! (ребёнок перемещает пароход с лошадкой по карте, останавливаясь возле сигнальной метки)
Педагог: У берегов Северной Америки Лора заметила красивую русалку, которая приглашает нас поиграть с ракушками.
Игра с фонариком «Что у русалки в ракушке?» (используемые слова: берлога, крокодил, журнал, коромысло, зеркало, крыло, мармелад, рыболов)
Педагог: Тебе понравилось играть с русалкой? Русалка попрощалась с лошадкой и предупредила, чтобы Лора была осторожной – ведь в океане ее могут подстерегать опасности.
Лора решила лететь дальше на самолёте. Завела мотор: «Р-р-р..» и взлетела.
Русалка была права. В иллюминатор Лора увидела, что у берегов жаркой Бразилии полно акул! Они были такие прожорливые!
Игра «Что проглотила акула?» (Ребёнок проговаривает предложения, используя картинки-подсказки. Педагог контролирует, чтобы ребёнок проговаривал предложение полностью, чётко артикулируя звуки Л и Р):
«Акула проглотила….(плошку, ведро, игрушку, метлу, колбасу, бутылку, куртку, траву, футболку, грузовик, ватрушку, баклажан)
Педагог: Нужно лететь подальше от прожорливых акул!
В Антарктиде Лору встретили пингвины и затеяли весёлую игру.
Подвижная игра на развитие слухоречевого внимания «Загадки для пингвинов» (Ребёнок отстукивает, отхлопывает ритмический рисунок с опорой на схему, а педагог называет загаданную картинку (радуга, морковь, сыр, топор, колобок, узел, лавка, ласточка) Затем педагог и ребёнок меняются)
Пингвины попросили Лору отправить эти забавные картинки в подарок африканским слонам.
Педагог: Поплыли дальше!
В жаркой Африке слоны поблагодарили пингвинов за подарок и сразу придумали забавную игру с картинками.
Игра «Угадай, где спрятался звук?» (ребёнок, по заданию педагога, определяет позицию заданного звука в слове – крепит прищепку к нужному «окошку» на цирковой тумбе)
Педагог: Молодец! Ты отлично справилась! Лоре пора возвращаться домой. А чтобы лететь в самолёте было не скучно, поможем лошадке разгадать зашифрованные ребусы-предложения.
Автоматизация звуков Р и Л в предложениях, отработка предлогов
Педагог: Молодец! У тебя всё отлично получилось. Лоре понравилось путешествие, а тебе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ш]»
Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, тексте...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Ш" для детей 5-7 лет
индивидуальная работа по автоматизации звука "Ш"...
Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Ш]. Подготовительный этап.
Конспект индивидуального логопедического занятия на основе сказки "Волк и семеро козлят". Тема недели "Домашние животные"...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «С»
Тема: Работа над звуком [с].Цель: Вызывание правильного звука[с] и его автоматизация изолированно и в прямых слогах.Задачи:1. Развитие правильной чёткой воздушной струи д...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук "Ш".
Занятие состоит из двух частей: основной части и итога. Основная часть состоит из развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа, умения подбирать антоним к прилагательным. В качестве физку...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"....