Взаимосвязь работы учителя- логопеда групп детей с ЗПР с воспитателями по теме "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Репина Надежда Александровна

Взаимосвязь работы учителя- логопеда групп детей с ЗПР с воспитателями по теме "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Данный материал предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений, включает в себя задания по развитию лексико- грамматической стороны речи, общих речевых навыков по теме "Дикие животные".
 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

             Данный материал предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений, включает в себя задания по развитию лексико- грамматической стороны речи, общих речевых навыков по теме "Дикие животные".

Взаимосвязь работы учителя- логопеда с воспитателями, средняя группа детей с ЗПР

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ".

 Развитие общих речевых навыков.

Упражнение " Воет волк " (далеко- близко)

Цели: преодоление твердой атаки гласных, развитие умения регулировать силу голоса.

Упражнение «Как животных нам назвать?»

Цель: развитие координации речи и движений.

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать?

Шагают на месте.

С людьми они не знаются,

В лесу живут, скрываются.

Хлопают в ладоши.

По картинкам всяк их знает

Складывают ладони в виде книжки

Волк, лиса, медведь и заяц.

Считают, загибая пальцы.

Дом их- заросли густые

Изображают крышу дома.

Они- дикие, лесные.

Поднимают руки вверх, растопыривая пальцы, изображают деревья.

Формирование лексико- грамматических компонентов, связной речи.

Загадки. Развитие выразительности, четкости речи.

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберётся в куст и спит,

Кочерыжку съест - и сыт. (заяц)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Ёж)

Белый на белом написал,

Где бегал.

Рыжая прочтет -

Белого найдет.

(Заяц, лиса)

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (медведь)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Ёж)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

С ветки на ветку скок- скок,

Да орешки щёлк- щёлк. (белка)

Рыжая плутовка кур ворует ловко. (лиса)

Бежит с горушки, прижав ушки.

Прыгает ловко, грызёт морковку. (заяц)

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (ёж)

Зимой спит,

Летом - ульи ворошит.

(Медведь)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Зубовато,

Серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет.

(волк)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(лось)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

(Заяц)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

Д/и "Назови ласково" Цель: активизация лексики, развитие умения образовывать слова суффиксальным способом.

Д/и "Кому что дадим" Цель: активизация лексики, развитие умения согласовывать слова в предложении, закрепление формы Дат. Падежа существительных.

Д/и "Назови детенышей" Цель: активизация лексики, развитие умения образовывать слова с помощью   суффиксов – онок, - енок.

" Медведь «Это медведь. Он бурый. Медведь спит в берлоге. Он сосёт лапу. Медведь любит малину. Медведь большой (огромный).

Пересказ текста «Лиса «Это лиса. Она рыжая. У лисы есть пушистый хвост.

Лиса живёт в норе. Она ловит мышей, зайцев (охотится на ..) Лиса хитрая.

 Д/и " Чей, чья, Чьи". Цель: развитие умения образовывать притяжательные прилагательные

Д/ и " Считаем животных"

Цель: развитие умения согласовывать числительные и существительные. -Один заяц, два..., пять зайцев.

Д/ и " Кто где живёт?"

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительных, активизация лексики по теме.

Лиса живет в норе. Медведь зимует в....Волк живет в .... Белка живет в …. Ежик живет в ....

Пересказ " Заяц"

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

Закрепление в речи простых предлогов НА ПОД ЗА У. Сложных предлогов- из-за, из-под.

 Развитие высших психических функций.

Д/и "Сложи картинку" - Складывание разрезных картинок. Цель: развитие зрительного восприятия.

Д/и "Цепочки слов" Цель: развитие слуховой памяти.

- Я встретил в лесу... (перечисление животных, каждый ребенок повторяет уже названных и добавляет своё).

 «Физическое развитие»

Развитие мелкой моторики. " Обведи по точкам"

Развитие общей моторики.

«Ёжик»

По сухой лесной дорожке

Топ- топ- топ- топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

И.П.: стоя, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях. Дети делают частые шажки.

Ищет ягоды, грибочки

Для сыночка или дочки.

«Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «Срывают ягоды».

Физминутка «В лесу»

Дети берут в обе руки по шишке или мячу и выполняют движения сжатия и разжатия кулачка с одновременным проговариванием текста.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

 Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

А у ёлки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Работа над звуковой культурой речи.

Чистоговорки

  1. Зайка в снегу сидит – ни гу-гу,

Скок от беды, путает следы,

Лес и кусты – всё позади,

Ну-ка, охотник, найди! 

  1. Знает зайка сотню сказок,

Сто загадок, сто затей.

Созывает всех весной

Он в свой домик под сосной.

  1. Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят!

Формирование фонетико- фонематической стороны. Подготовка к обучению грамоте.



Предварительный просмотр:

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.

             Данный материал предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений, включает в себя задания по развитию лексико- грамматической стороны речи, общих речевых навыков по теме "Дикие животные".

Взаимосвязь работы учителя- логопеда с воспитателями, средняя группа детей с ЗПР

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ".

 Развитие общих речевых навыков.

Упражнение " Воет волк " (далеко- близко)

Цели: преодоление твердой атаки гласных, развитие умения регулировать силу голоса.

Упражнение «Как животных нам назвать?»

Цель: развитие координации речи и движений.

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать?

Шагают на месте.

С людьми они не знаются,

В лесу живут, скрываются.

Хлопают в ладоши.

По картинкам всяк их знает

Складывают ладони в виде книжки

Волк, лиса, медведь и заяц.

Считают, загибая пальцы.

Дом их- заросли густые

Изображают крышу дома.

Они- дикие, лесные.

Поднимают руки вверх, растопыривая пальцы, изображают деревья.

Формирование лексико- грамматических компонентов, связной речи.

Загадки. Развитие выразительности, четкости речи.

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберётся в куст и спит,

Кочерыжку съест - и сыт. (заяц)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Ёж)

Белый на белом написал,

Где бегал.

Рыжая прочтет -

Белого найдет.

(Заяц, лиса)

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (медведь)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Ёж)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

С ветки на ветку скок- скок,

Да орешки щёлк- щёлк. (белка)

Рыжая плутовка кур ворует ловко. (лиса)

Бежит с горушки, прижав ушки.

Прыгает ловко, грызёт морковку. (заяц)

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (ёж)

Зимой спит,

Летом - ульи ворошит.

(Медведь)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Зубовато,

Серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет.

(волк)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(лось)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

(Заяц)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

Д/и "Назови ласково" Цель: активизация лексики, развитие умения образовывать слова суффиксальным способом.

Д/и "Кому что дадим" Цель: активизация лексики, развитие умения согласовывать слова в предложении, закрепление формы Дат. Падежа существительных.

Д/и "Назови детенышей" Цель: активизация лексики, развитие умения образовывать слова с помощью   суффиксов – онок, - енок.

" Медведь «Это медведь. Он бурый. Медведь спит в берлоге. Он сосёт лапу. Медведь любит малину. Медведь большой (огромный).

Пересказ текста «Лиса «Это лиса. Она рыжая. У лисы есть пушистый хвост.

Лиса живёт в норе. Она ловит мышей, зайцев (охотится на ..) Лиса хитрая.

 Д/и " Чей, чья, Чьи". Цель: развитие умения образовывать притяжательные прилагательные

Д/ и " Считаем животных"

Цель: развитие умения согласовывать числительные и существительные. -Один заяц, два..., пять зайцев.

Д/ и " Кто где живёт?"

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительных, активизация лексики по теме.

Лиса живет в норе. Медведь зимует в....Волк живет в .... Белка живет в …. Ежик живет в ....

Пересказ " Заяц"

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

Закрепление в речи простых предлогов НА ПОД ЗА У. Сложных предлогов- из-за, из-под.

 Развитие высших психических функций.

Д/и "Сложи картинку" - Складывание разрезных картинок. Цель: развитие зрительного восприятия.

Д/и "Цепочки слов" Цель: развитие слуховой памяти.

- Я встретил в лесу... (перечисление животных, каждый ребенок повторяет уже названных и добавляет своё).

 «Физическое развитие»

Развитие мелкой моторики. " Обведи по точкам"

Развитие общей моторики.

«Ёжик»

По сухой лесной дорожке

Топ- топ- топ- топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

И.П.: стоя, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях. Дети делают частые шажки.

Ищет ягоды, грибочки

Для сыночка или дочки.

«Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «Срывают ягоды».

Физминутка «В лесу»

Дети берут в обе руки по шишке или мячу и выполняют движения сжатия и разжатия кулачка с одновременным проговариванием текста.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

 Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

А у ёлки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Работа над звуковой культурой речи.

Чистоговорки

  1. Зайка в снегу сидит – ни гу-гу,

Скок от беды, путает следы,

Лес и кусты – всё позади,

Ну-ка, охотник, найди! 

  1. Знает зайка сотню сказок,

Сто загадок, сто затей.

Созывает всех весной

Он в свой домик под сосной.

  1. Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят!

Формирование фонетико- фонематической стороны. Подготовка к обучению грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педсовете" Взаимосвязь работы учителя-логопеда со специалистами ГБДОУ, не имеющем групп компенсирующей направленности"

В данном сообщении предлагаются разнообразные виды совместной деятельности всех специалистов дошкольного учреждения общеразвивающего вида с детьми. Многообразие предложенных методов и приемов в работе...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Особенности работы воспитателей с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя....

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя

Основные виды организации совместной деятельности учителя логопеда и воспитателя•1. Совместное изучение содержания программы ДОУ и составление совместного плана работы•2. Обсуждение результа...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...

Методическая разработка «Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями по развитию речи детей»

Методическая разработка«Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями по  развитию речи детей»...