Консультация для педагогов «Применение камешков Марблс в работе с детьми с ТНР»
консультация по логопедии

Елена Александровна Рубанчик

Дети с тяжелыми нарушениями речи  (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Как пишет Мария Владимировна Осорина в замечательной книге  «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы: бусины, значки, красивые пуговицы и др. Обычно ребёнок предпочитает общаться со своими « сокровищами » наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует.  Именно этот интерес детей к предметам, подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

             

                                     Консультация для педагогов:

«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми                  

                                 с  тяжёлыми нарушениями речи»

   Дети с тяжелыми нарушениями речи  (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

    Дети с ТНР отличаются замедленным темпом восприятия информации, сниженной работоспособностью; затруднениями в установлении ассоциативных связей  между зрительным, слуховым и речедвигательным анализаторами; отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности; нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координанации. И это далеко неполный перечень возможных расстройств. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

   Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

    Как пишет Мария Владимировна Осорина в замечательной книге                                   «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы: бусины, значки, красивые пуговицы и др. Обычно ребёнок предпочитает общаться со своими « сокровищами » наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои « сокровища » чувственно, им нравится насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы.

   Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам, подобного типа, подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста с разными образовательными потребностями. Эстетическая привлекательность камешков Марблс вызывает интерес у детей, несмотря на богатый выбор современных высокотехнологичных игрушек. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка, заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.

   Стеклянный шарик Марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Можно с уверенностью предположить, что игра Марблс ведёт свою историю от времён нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожжённой глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков. Веками Марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад Западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии.

    Шарики получили свое название от английского « marbls » (то есть мраморные). Обычно это сплюснутые шарики овальной или круглой формы, изготовленные из стекла, глины, пластика, стали или агата. Они имеют разноцветные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.

   Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Несмотря на внешнюю простоту и доступность, Марблс способствуют решению целого ряда задач: развивают сенсорику, обследовательские действия; способствуют закреплению понятий: величины, формы, цвета, количества; развивают умения: сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать; развивают навыки порядкового и количественного счета; развивают: чувство ритма, цвета, композиции; способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги; развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений; способствуют развитию воображения и творчества.

    Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребёнка. Главное для нас – камешки Марблс способствуют развитию правильной речи, самостоятельности и инициативности ребёнка, формируя его как субъекта собственного развития.

    Василий Алексанрович Сухомлинский писал:

     «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев».

      «От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник  творческой мысли»

Знакомство с камешками Марблс проходит в форме игры.

 Антон Семёнович Макаренко писал:                                                                                

     «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело - учится правильно говорить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»    

  Хорошим релаксатором, настраивающим на интересную увлекательную игру является сенсорная коробка с камешками (ребёнок может отпустить в неё руки и расслабиться).

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные:

Голубые, красные,

Жёлтые, зелёные,

Лёгкие, тяжёлые.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем цвета запоминать.

Громко чётко говорим,

Говорим и не спешим,

Камешки в руках сжимаем,

А потом мы  отдыхаем.

    Предлагаем Вашему вниманию перечень игр и упражнений с камешками Марблс на развитие фонематических представлений, постановку и автоматизацию поставленных звуков, закрепление  лексических тем, звуковой анализ слов и т.д., которые мы используем в работе: 

  •  «Четвёртый лишний»
  •  «Веселый счёт»
  •  «Волшебный мешочек»
  •  «Выложи по образцу, по контуру»
  •  «Выложи букву»
  •  «Дорожки»
  •  «Буква сломалась
  •  «Сгруппируй предметы»  
  • «Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук»
  • «Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь»
  • «Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне»
  • «Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком»
  • «Выложи слово из букв с автоматизированным звуком»
  • «Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенных разбор слова»
  • «Заполни дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук»
  • «Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук».              
  • «Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук»
  • «Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук»

    Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. С этим материалом дети работают с большим удовольствием.

 Игры с камешками Марблс могут быть использованы на разных этапах занятия, при работе со всеми детьми и индивидуально.

Например: «Знакомство с камешками Марблс» мы начинаем  с

1. привлечения  внимания ребёнка к тактильному объекту

Затем педагог предлагает:

2.  перебирать камешки руками

3.выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно

 При этом педагог знакомит:

1. с текстурой камешков - стеклянные, гладкие;

2.  их качеством - хрупкие, прозрачные;

3. цветом - красные, синие, зеленые.

Затем даем время для самостоятельного манипулирования камешками.

 «Четвёртый лишний»
Цель: развитие мышления, его операций, обогащение словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

   В играх  «Разноцветное путешествие» и «Найди место камешку»

Целью является: развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики,  обогащение словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

 «Заполни изображение»                                                                    Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, воображения, творческих  способностей.

 «Изографы»                                 

     Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, закрепление образа букв.

 «Выложи  букву»                                            

Цель: развитие пространственного восприятия, закрепление образа буквы.

В игре «Выложи слово» 

 упражнением в звуковом анализе слова, развиваем мелкую моторику руки.

  В игре «Звуковые дорожки» 

Целью является автоматизация звуков, развитие мелкой моторики.

Ребенок выкладывает дорожку камешками и при этом произносит автоматизируемый звук или слог. На слайде автоматизируем звук р.

  Игры  с камешками  Марблс признаны детскими психологами одними из  полезных для подрастающего поколения: они развивают скорость, точность, мелкую  моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребёнке чувство прекрасного.

Источник:

1. http://ya-uchitel.ru/ /infourok.ru http://logoportal.ru/kamushki-marbls/.html  

2.Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС», 2003.

3.Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная педагогика. 2015.-№8(113)-С.28-37

4. Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005. – 23с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Применение современных методов в работе с детьми с ОВЗ»

Коррекционное обучение — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологическог...

Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"...

"Мастер - класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по познавательно-речевому развитию»

        У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы,которые мы используем в своей работе. Сегодня я х...

Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?

Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....

Мастер-класс "«Применение камешков "Марблс" в работе педагога»"

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Применение камешков "Марблс" в работе педагога"...

Консультация «Технология использования камешков Марблс в работе с детьми»

воспитатель  Одна из самых популярных детских игр на Западе - это игра в камешкиили,  как  ее  еще  называют,  игра  в  марблс....

Консультация для родителей "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, тво...