Консультация для педагогов «Применение камешков Марблс в работе с детьми с ТНР»
консультация по логопедии
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Как пишет Мария Владимировна Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы: бусины, значки, красивые пуговицы и др. Обычно ребёнок предпочитает общаться со своими « сокровищами » наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Именно этот интерес детей к предметам, подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми
с тяжёлыми нарушениями речи»
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Дети с ТНР отличаются замедленным темпом восприятия информации, сниженной работоспособностью; затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным анализаторами; отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности; нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координанации. И это далеко неполный перечень возможных расстройств. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования предъявляет особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Как пишет Мария Владимировна Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы: бусины, значки, красивые пуговицы и др. Обычно ребёнок предпочитает общаться со своими « сокровищами » наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои « сокровища » чувственно, им нравится насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы.
Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам, подобного типа, подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения, который отвечает требованиям ФГОС ДО и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста с разными образовательными потребностями. Эстетическая привлекательность камешков Марблс вызывает интерес у детей, несмотря на богатый выбор современных высокотехнологичных игрушек. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка, заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.
Стеклянный шарик Марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Можно с уверенностью предположить, что игра Марблс ведёт свою историю от времён нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожжённой глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков. Веками Марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад Западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии.
Шарики получили свое название от английского « marbls » (то есть мраморные). Обычно это сплюснутые шарики овальной или круглой формы, изготовленные из стекла, глины, пластика, стали или агата. Они имеют разноцветные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Несмотря на внешнюю простоту и доступность, Марблс способствуют решению целого ряда задач: развивают сенсорику, обследовательские действия; способствуют закреплению понятий: величины, формы, цвета, количества; развивают умения: сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать; развивают навыки порядкового и количественного счета; развивают: чувство ритма, цвета, композиции; способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги; развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений; способствуют развитию воображения и творчества.
Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребёнка. Главное для нас – камешки Марблс способствуют развитию правильной речи, самостоятельности и инициативности ребёнка, формируя его как субъекта собственного развития.
Василий Алексанрович Сухомлинский писал:
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев».
«От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Знакомство с камешками Марблс проходит в форме игры.
Антон Семёнович Макаренко писал:
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело - учится правильно говорить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
Хорошим релаксатором, настраивающим на интересную увлекательную игру является сенсорная коробка с камешками (ребёнок может отпустить в неё руки и расслабиться).
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Жёлтые, зелёные,
Лёгкие, тяжёлые.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем цвета запоминать.
Громко чётко говорим,
Говорим и не спешим,
Камешки в руках сжимаем,
А потом мы отдыхаем.
Предлагаем Вашему вниманию перечень игр и упражнений с камешками Марблс на развитие фонематических представлений, постановку и автоматизацию поставленных звуков, закрепление лексических тем, звуковой анализ слов и т.д., которые мы используем в работе:
- «Четвёртый лишний»
- «Веселый счёт»
- «Волшебный мешочек»
- «Выложи по образцу, по контуру»
- «Выложи букву»
- «Дорожки»
- «Буква сломалась
- «Сгруппируй предметы»
- «Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук»
- «Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь»
- «Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне»
- «Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком»
- «Выложи слово из букв с автоматизированным звуком»
- «Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенных разбор слова»
- «Заполни дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук»
- «Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук».
- «Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук»
- «Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук»
Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. С этим материалом дети работают с большим удовольствием.
Игры с камешками Марблс могут быть использованы на разных этапах занятия, при работе со всеми детьми и индивидуально.
Например: «Знакомство с камешками Марблс» мы начинаем с
1. привлечения внимания ребёнка к тактильному объекту
Затем педагог предлагает:
2. перебирать камешки руками
3.выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно
При этом педагог знакомит:
1. с текстурой камешков - стеклянные, гладкие;
2. их качеством - хрупкие, прозрачные;
3. цветом - красные, синие, зеленые.
Затем даем время для самостоятельного манипулирования камешками.
«Четвёртый лишний»
Цель: развитие мышления, его операций, обогащение словарного запаса, формирование обобщающих понятий.
В играх «Разноцветное путешествие» и «Найди место камешку»
Целью является: развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, обогащение словарного запаса, формирование обобщающих понятий.
«Заполни изображение» Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, воображения, творческих способностей.
«Изографы»
Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики, закрепление образа букв.
«Выложи букву»
Цель: развитие пространственного восприятия, закрепление образа буквы.
В игре «Выложи слово»
упражнением в звуковом анализе слова, развиваем мелкую моторику руки.
В игре «Звуковые дорожки»
Целью является автоматизация звуков, развитие мелкой моторики.
Ребенок выкладывает дорожку камешками и при этом произносит автоматизируемый звук или слог. На слайде автоматизируем звук р.
Игры с камешками Марблс признаны детскими психологами одними из полезных для подрастающего поколения: они развивают скорость, точность, мелкую моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребёнке чувство прекрасного.
Источник:
1. http://ya-uchitel.ru/ /infourok.ru http://logoportal.ru/kamushki-marbls/.html
2.Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС», 2003.
3.Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная педагогика. 2015.-№8(113)-С.28-37
4. Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005. – 23с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Применение современных методов в работе с детьми с ОВЗ»
Коррекционное обучение — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологическог...
Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей. Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"...
"Мастер - класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по познавательно-речевому развитию»
У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы,которые мы используем в своей работе. Сегодня я х...
Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?
Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....
Мастер-класс "«Применение камешков "Марблс" в работе педагога»"
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Применение камешков "Марблс" в работе педагога"...
Консультация «Технология использования камешков Марблс в работе с детьми»
воспитатель Одна из самых популярных детских игр на Западе - это игра в камешкиили, как ее еще называют, игра в марблс....
Консультация для родителей "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста"
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, тво...