Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.
статья по логопедии

Гилева Ольга Петровна

Применение инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesber._tehnologiii.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда.

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.

Сократ.

Одной из основных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В связи с этим, весьма актуальным становится разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий, целью которых является формирование у воспитанников современного детского сада таких качеств, которые в дальнейшем позволят им свободно ориентироваться в жизненных ситуациях, быть здоровыми, активными членами общества. Имеющими свои принципы и взгляды.

Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья важен. Он стар как мир и современен во все времена. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который ничем нельзя.

Что такое здоровье? К Гален, римский врач, представитель античной медицины определял так «…это состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности…». Всемирная организация здравоохранения дала такое определение: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольникам высокий умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Использование элементов здоровьесберегающей технологии на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

  • повышает речевую активность;
  • развивает речевые умения и навыки;
  • снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • активизирует познавательный интерес;
  • улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
  • укрепляет здоровье детей, как ведущего фактора позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки.

Принципы здоровьесберегающей технологии:

  • «не навреди!»;
  • сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • систематичности и последовательности;
  • всестороннего и гармоничного развития личности;
  • возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

  • нарушение движений артикуляционных укладов, органов артикуляционного аппарата;
  • нарушение дыхания, голосообразования;
  • ограниченный объем движений общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, ловкости, скорости);
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми нарушениями:

  • нарушение оптико-пространственного гнозиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;
  • задержка развития воображения.

Оздоровительно-коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, массаж мышц пальцев рук, мимических мышц, упражнения для профилактики зрения, сказкотерапию, логоритмику.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Для стимуляции работы мозга и регулирования нервно-психических процессов используется дыхательная гимнастика. С помощью правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, расстройства пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления.

Патологическое состояние тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, как правило, сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц, что выражается в нарушениях звукопроизношения.

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата.

Массаж мимических мышц лица оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм:

  • улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее кровообращение, повышает обменные процессы;
  • оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи;
  • воздействует на состояние мышечной системы.

Применение зрительной гимнастики способствует снятию напряжения с глаз, тренировке зрительно-моторной координации.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и нервную проводимость, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек, уменьшает напряженность артикуляционных органов.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».  Игры с пальчиками развивают мозг ребенка. Стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.

У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, веселое настроение. Этому способствует развитие общей моторики. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

 Основные задачи логоритмики  - снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью малыша, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Итак, оздоровительно-коррекционная работа:

  • активизирует моторные речевые зоны головного мозга и вследствие этого - развивает речевую функцию;
  • развивает культурную личность;
  • готовит здорового, воспитанного, образованного ребенка к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с ...

здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...

здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

здоровьесберегающие технологии...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»

Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях поспособствовало профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригир...

Проект: Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:

«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем  процессе старших дошкольников»....

участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...