Статья на тему "Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики"
статья по логопедии (старшая группа)

Никонорова Вероника Салимовна

Традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Традиционные формы

  • Традиционная форма представлена  Хватцевым Е.М., Лалаевой Р.И., Филичевой Т.Б. 
  • Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

  • Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных  упражнений, можно выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы  и используя многообразие вспомогательного материала.

Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики

  • • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики
  • • «Биоэнергопластика»;
  • • Использование веселых стихов и чистоговорок;
  • • Использование дидактической игрушки «Лягушка – говорушка».
  • • Игра-ходилка. Артикуляционная гимнастика, эмоции, развитие речи.
  • • «Вкусная артикуляционная гимнастика»;
  • Использование сказкотерапии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения

Артикуляционная гимнастика— это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики:

  • выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
  • Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Педагог рассказывает о  предстоящем  упражнении,  используя игровые приемы.
  • Показывает выполнение упражнения.
  • Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Традиционные формы

  • Традиционная форма представлена  Хватцевым Е.М., Лалаевой Р.И., Филичевой Т.Б.  
  • Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

  • Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных  упражнений, можно выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы  и используя многообразие вспомогательного материала.

Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики

  • • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики
  • • «Биоэнергопластика»;
  • • Использование веселых стихов и чистоговорок;
  • • Использование дидактической игрушки «Лягушка – говорушка».
  • • Игра-ходилка. Артикуляционная гимнастика, эмоции, развитие речи.
  • • «Вкусная артикуляционная гимнастика»;
  • Использование сказкотерапии.

Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики

  • Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. На данном занятии ребёнок сам удерживает верёвочку с шариком.

«Биоэнергопластика»

  • Включает в себя три базовых понятия:
  • био — человек как биологический объект;
  • энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
  • Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.

Использование дидактической игрушки «Лягушка – говорушка»

  • Цель: создание игровой мотивации; пополнение методической копилки педагогов практическими материалами выполнения артикуляционной гимнастики, показ движений органов артикуляционного аппарата с помощью многофункциональной логопедической развивающей игрушки «Лягушка — говорушка»

Игра-ходилка. Артикуляционная гимнастика, эмоции, развитие речи.

Бросаете кубик и передвигаетесь на столько клеток, сколько выпало на кубике. Попав на определенную клетку необходимо выполнить задание: 

  • Выполнить артикуляционное упражнение, как на картинке 
  • Повторить эмоцию, как на картинке 
  • "Рот". Придумать как можно больше слов на букву, которую скажет оппонент. 
  • "Часы". Пропуск хода. 

"Домик". Возвращение на старт.

Использование сказкотерапии

  • Сборник артикуляционных сказок о Язычке; артикуляционная гимнастика для мальчиков; Артикуляционная гимнастика для девочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики"

Презентация может быть использована для консультаций воспитателям, родителям....

Статья "Влияние дикции и артикуляционной гимнастики на развитие голоса".

Одним из важнейших средств художественной выразительности, средством донесения смысла и содержания музыкального произведения, является дикция. Хорошая работа артикуляционного аппарата говорит о качест...

"Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики"

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям мы предлагаем нетрадиционные у...

Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...

Буклет Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики

Что такое артикуляционная гимнастика?Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на тренировку органов речи: губ, языка, нижней челюсти, щёк. Для чего нужна артикуляционная ги...