Статья на тему "Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики"
статья по логопедии (старшая группа)
Традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Традиционные формы
- Традиционная форма представлена Хватцевым Е.М., Лалаевой Р.И., Филичевой Т.Б.
- Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
- Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, можно выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики
- • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики
- • «Биоэнергопластика»;
- • Использование веселых стихов и чистоговорок;
- • Использование дидактической игрушки «Лягушка – говорушка».
- • Игра-ходилка. Артикуляционная гимнастика, эмоции, развитие речи.
- • «Вкусная артикуляционная гимнастика»;
- Использование сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения
Артикуляционная гимнастика— это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики:
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
- Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает выполнение упражнения.
- Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Традиционные формы
- Традиционная форма представлена Хватцевым Е.М., Лалаевой Р.И., Филичевой Т.Б.
- Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
- Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, можно выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики
- • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики
- • «Биоэнергопластика»;
- • Использование веселых стихов и чистоговорок;
- • Использование дидактической игрушки «Лягушка – говорушка».
- • Игра-ходилка. Артикуляционная гимнастика, эмоции, развитие речи.
- • «Вкусная артикуляционная гимнастика»;
- Использование сказкотерапии.
Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики
- Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. На данном занятии ребёнок сам удерживает верёвочку с шариком.
«Биоэнергопластика»
- Включает в себя три базовых понятия:
- био — человек как биологический объект;
- энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
- пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
- Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.
Использование дидактической игрушки «Лягушка – говорушка»
- Цель: создание игровой мотивации; пополнение методической копилки педагогов практическими материалами выполнения артикуляционной гимнастики, показ движений органов артикуляционного аппарата с помощью многофункциональной логопедической развивающей игрушки «Лягушка — говорушка»
Игра-ходилка. Артикуляционная гимнастика, эмоции, развитие речи.
Бросаете кубик и передвигаетесь на столько клеток, сколько выпало на кубике. Попав на определенную клетку необходимо выполнить задание:
- Выполнить артикуляционное упражнение, как на картинке
- Повторить эмоцию, как на картинке
- "Рот". Придумать как можно больше слов на букву, которую скажет оппонент.
- "Часы". Пропуск хода.
"Домик". Возвращение на старт.
Использование сказкотерапии
- Сборник артикуляционных сказок о Язычке; артикуляционная гимнастика для мальчиков; Артикуляционная гимнастика для девочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики"
Презентация может быть использована для консультаций воспитателям, родителям....
Статья "Влияние дикции и артикуляционной гимнастики на развитие голоса".
Одним из важнейших средств художественной выразительности, средством донесения смысла и содержания музыкального произведения, является дикция. Хорошая работа артикуляционного аппарата говорит о качест...
"Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики"
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям мы предлагаем нетрадиционные у...
Нетрадиционные формы работы при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с ТНР "Вкусная артикуляционная гимнастика"
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии, и...
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики. Упражнения с шариком.
Методические рекомендации...
Буклет Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики
Что такое артикуляционная гимнастика?Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на тренировку органов речи: губ, языка, нижней челюсти, щёк. Для чего нужна артикуляционная ги...