проект: «Учимся говорить вместе»
методическая разработка по логопедии

Раевская Елена Анатольевна

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста в организации коррекционной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основной документ33.78 КБ
Файл Приложение27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:

на заседании  педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2020г.                                                    

Утверждаю

Заведующий МБДОУ №14

___________Е.П. Михайлова

31.08.2020. Приказ № ___

ПРОЕКТ

«Учимся говорить вместе»
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста в организации коррекционной деятельности.

Автор проекта:

Раевская Елена Анатольевна

учитель –логопед

г. Новочеркасск

2020 г.

Название проекта: «Учимся говорить вместе»

Тема: Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста в организации    коррекционной деятельности.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: 1 год (сентябрь 2020 - май 2021).

Участники проекта: учитель-логопед ДОУ, воспитанники и их родители, воспитатели.

База реализации: подготовительная группа компенсирующей направленности (с нарушением речи) 6-7 лет.

Руководитель проекта: учитель-логопед Раевская Е.А.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с речевой патологией возможен на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательных отношений: учителя-логопеда, ребенка и родителей. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому логопедическое просвещение родителей является важной задачей учителя-логопеда. К наиболее эффективным формам взаимодействия с семьей относится совместная деятельность родителей с детьми под руководством специалиста. В процессе этой деятельности родители обучаются владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.

На основании нормативной документации и адаптированных программ детского сада, рекомендаций МПМПК и запросов от родителей, в ДОУ разработан проект «Учимся говорить вместе»

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Статья 79, п.2 – «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
  • ФГОС ДО учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Коррекционно-развивающее направление включает: выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учётом особенностей развития.  
  • Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР  МБДОУ детского сада № 14 от 01.09.2016 Приказ №73.
  • Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР МБДОУ детского сада № 14 от 18.04.2019 Приказ№56.
  • Наличие коррекционных групп в ДОУ.
  • Реализация рекомендаций МПМП
  • Запрос родителей.

Для оказания квалифицированной логопедической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимо разработать и внедрить в практику дошкольных образовательных организаций эффективную модель взаимодействия учителя-логопеда с семьей в целях создания единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее становление личности ребенка.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: оказание помощи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции речевого развития детей с ОВЗ, посредством использования различных форм взаимодействия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • привлечь родителей к совместной деятельности по коррекции и развитию речи детей;
  • оказать родителям квалифицированную помощь, повышать их компетентность в вопросах речевого развития ребёнка;
  • обучение родителей практическим методам и приёмам коррекции речевых нарушений.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями будет способствовать созданию единого коррекционно-развивающего пространства ДОУ и семьи, даст положительный результат в коррекции речи дошкольника.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Повышение компетентности родителей и включение их коррекционно-развивающую работу.
  • Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы и обеспечение единства коррекционно-педагогических воздействий ДОУ и семьи как результат согласованных действий учителя-логопеда с родителями.
  • Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда в вопросе работы с родителями.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

  • уровень педагогической компетентности родителей;
  • уровень вовлеченности в реализацию проекта педагогов, родителей;
  • положительные отзывы   партнеров и участников проекта;
  • новые формы сотрудничества семьи и ДОУ;
  • уменьшение количества детей с нарушениями речи;

Обратная связь

  1. Анкеты
  2. Консультации по запросу
  3. Рефлексия мероприятий
  4. Составление плана работы с учетом уровня речевого развития детей и запросов родителей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Диагностическая работа (выявление уровня осведомленности родителей в вопросах развития и коррекции речи у ребёнка)

2. Просвещение родителей (с целью повышения коррекционно-педагогической культуры; проведение с участниками образовательных отношений целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции);

3. Практически-действенное (обучение родителей практическим приёмам и упражнениям по развитию и коррекции компонентов речевой готовности к школе; знакомить с играми, развивающими речевые способности и познавательные процессы; представить практический опыт игрового партнерства с детьми; акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержке ребенка; повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела.)

4. Рефлексия (анализ проведенных мероприятий, оценка уровня речевого развития ребёнка, перспектива дальнейшей работы).

Проект реализуется в три этапа: информационно-аналитический, практический, оценочный.

Информационно-аналитический этап (1 месяц – сентябрь) предполагает сбор и анализ сведений о ребенке и его семье (общего речевого развития, речевого окружения и т. п.), их трудностей и запросов. Выявление, раскрытие и поддержка положительных личностных качеств не только ребёнка, но и родителей, что необходимо для успешного взаимодействия со своим ребенком.

В ходе практического (второго) этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с участием родителей и педагогов ДОУ.

Методы и формы взаимодействия с родителями:

  • Родительские собрания: круглый стол, консультации и т. д.
  •  Логопедические пятиминутки (Непосредственный контакт с родителями во время приёма и ухода детей).
  • Индивидуальная консультация. 
  • Ознакомление родителей с достижениями ребенка.
  • Практикумы-семинары, мастер-классы для родителей (Обучение родителей практическим приёмам и упражнениям развития и коррекции речи, выполнению с ребёнком заданий логопеда). 

Заключительный этап реализации проекта.

В мае подводятся итоги работы над проектом, анализируется эффективность сотрудничества с родителями в течение учебного года по вопросам речевого развития ребёнка.

План реализации проекта

 

План реализации

Пути решения

  1. Информационно-аналитический этап

 Сбор и анализ сведений о ребенке и его семье

1. Обследование ребенка логопедом на предмет определения уровня его речевого развития.

2. Изучение медицинской карты ребёнка, рекомендации МПМПК.

3. Выявление готовности семьи к взаимодействию с дошкольным учреждением, учителем-логопедом.

  1. Практический этап работы

Педагогическое просвещение и

наглядное информирование родителей

1.Возрастные нормы развития речи дошкольников.

2. Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.

3. Значение совместной работы логопеда и родителей в формировании правильной речи ребенка.

Осуществление практического взаимодействия семьи и ДОУ

1. Создание условий для делового общения с родителями.

2. Групповые формы работы с родителями – это занятие-консультация, семинары-практикумы, тренинг по развитию речевого дыхания, беседы, которые могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, обмен опытом родителей по выполнению домашних речевых упражнений по заданию логопеда.

3. Индивидуальные формы работы – индивидуальные консультации и беседы по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования детей.

  1. Заключительный этап

 Итоги

В мае подводятся итоги взаимодействия учителя-логопеда с родителями, родительская встреча по итогам коррекционно-развивающей работы с детьми.

Практический (второй) этап (октябрь- май).

Тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Тема

Форма проведения

Участники и ответственные

Сроки

1

2

3

4

1. Определение степени ответственности родителей за воспитание детей.

1. Опросник для родителей «Достаточно ли вы уделяете внимания своему ребенку»

2. Анкета для выявления уровня заинтересованности родителей речевым развитием ребенка.

3. Самодиагностика родительского отношения к детям.

Психолог, учитель-логопед, родители

сентябрь

Уровень речевого развития ребенка.

Индивидуальные беседы по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования детей

Психолог, учитель-логопед,  воспитатели, родители

сентябрь

«Пальцы помогают говорить»

Семинар-практикум по развитию мелкой моторики

Родители, воспитатели, учитель-логопед

октябрь

«Учимся говорить правильно»

Занятие-консультация с элементами игры по проведению артикуляционной гимнастики и развитию речеслухового внимания у детей.

Родители, воспитатели, учитель-логопед

ноябрь

«Как правильно выполнить домашнее задание»

Круглый стол. Обмен опытом родителей: домашние упражнения  по заданию логопеда.

Родители детей  подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед

декабрь

«Динамика и пути дальнейшей коррекционно-развивающей работы»

Родительская встреча по результатам коррекционно-развивающей работы за полугодие

Родители, воспитатели, учитель-логопед

Февраль

«Развитие фонематического слуха у детей»

Семинар практикум с презентацией и элементами обучающей игры

Родители, воспитатели, учитель-логопед

Март

«Дышим правильно – говорим легко!»

Совместный тренинг для родителей и детей по обучению дыхательной гимнастике и развитию речевого дыхания.

Родители, дети,  учитель-логопед

апрель

Заключительный этап.

Тема

Форма проведения

Участники и ответственные

1

2

3

Сбор и анализ сведений о ребенке и его семье

1. Опросник для родителей «Достаточно ли вы уделяете внимания своему ребенку»

2. Анкета для выявления уровня заинтересованности родителей речевым развитием ребенка.

3. Самодиагностика родительского отношения к детям.

Психолог, учитель-логопед, родители.

Уровень речевого развития ребенка.

Диагностика речевого развития ребёнка на конец учебного года.

Учитель-логопед, дети.

«Учимся играя» игра - соревнование

Открытое занятие с детьми и родителями.

Родители, воспитатели, дети, учитель-логопед

«Отчёт по проектной деятельности»

Обобщение результатов.

Учитель-логопед

«Отчёт об эффективности профессиональной деятельности»

Выступление на педагогическом совете с презентацией опыта годовой работы.

Учитель-логопед

Литература

  1. Маркина Т. С. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями. Журнал «Логопед в детском саду», 2014 г., № 4.
  2. Жеребнова В. П.. Консультативно-просветительская работа как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй.  Журнал «Дошкольная педагогика», 2013 г., № 9.
  3. Космалева Л. Л. Личностно-ориентированные формы взаимодействия логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи. Журнал «Дошкольная педагогика», 2013 г., № 3 .
  4. Семья и проблемы воспитания. Журнал «Дошкольное воспитание», 2010 г.      № 1, 2.
  5. http://www.vseodetishkax.ru
  6. http://schools.mccme.ru



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Приложение 2.

Тест родительской самооценки.

Ответы: ДА, НЕТ, ИНОГДА.

  1. Читаете ли вы статьи, книги на темы воспитания в журналах, смотрите ли  специальные передачи по телевидению?
  2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы о том, что это может быть результатом Вашей системы воспитания?
  3. Единодушны ли вы с супругом (супругой) в воспитании детей?
  4. Ребенок предлагает вам свою помощь. Примите ли вы ее, если при этом выполнение дела будет продвигаться медленнее?
  5. Используете ли вы запрет, приказ только тогда, когда это действительно необходимо?
  6. Считаете ли вы, что последовательность — один из основных педагогических принципов?
  7. Согласны ли вы, что семейная среда оказывает на ребенка существенное влияние?
  8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для благополучного развития ребенка.
  9. Часто ли на просьбу ребенка заняться с ним, поиграть вы отвечаете: «Сейчас нет времени», «Поиграй сам» и т. п.

А теперь подсчитайте очки:

«да» - 2 очка, «нет» - 0 очков, «иногда» - 1 очко.

Результаты тестирования.

  • Менее 6 очков. Скорее всего, о воспитании детей у Вас довольно смутные представления, вам необходимо срочно заняться повышением своей компетенции в этой области.
  • 7 — 14 очков. Серьезных ошибок в воспитании вы не допускаете, но все же Вам есть над чем задуматься. Посвятите ближайший выходной общению с ребенком. Малыш непременно оценит вашу любовь и ответит  вам тем же!
  • Более 15 очков. Родительская любовь вам явно удается. И все же не лишайте себя возможности дальнейшего совершенствования. В этом вам помогут специалисты и педагоги дошкольного учреждения

Приложение 3.

Самодиагностика  родительского отношения к детям

  Прочтите утверждения опросника. Если Вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искреннне, речь идет о Вашем отношении к ребенку.

  1. Я всегда сочувствую моему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
  6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
  7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
  8. Строгая дисциплина в детстве развивает характер.
  9. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  10. За строгое воспитание дети потом благодарят.
  11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
  12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  13. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

Анкета для выявления педагогических возможностей родителей. 

1. Где Вы черпаете педагогические знания?

  • А) используете жизненный опыт, советы знакомых
  • Б) читаете педагогическую литературу
  • В) используете советы педагогов
  • Г) слушаете передачи радио и телевидения

2. Какие методы воспитания считаете наиболее результативными?

  1. А) убеждения                  
  2. Б) принуждения
  3. В) требования
  4. Г) поощрения
  5. Д) наказания
  6. Е) обучения и личного примера

3. Какие виды поощрения используете чаще?

  • А) словесные  
  • Б) подарки
  • В) денежные
  • Г) развлечения

4. Какие виды наказания, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании?

  • А) словесная угроза  
  • Б) проявление неодобрения своим поведением
  • В) физическое наказание  
  • Г) лишение развлечений или обещанных подарков  
  • Д) лишение денежных поощрений

5. Единодушны ли члены Вашей семьи в своих требованиях к ребенку?

  • А) единодушны всегда  
  • Б) иногда расходятся во мнениях  
  • В) Единодушия не бывает никогда  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

Проект "Учись говорить правильно"

Цель проекта: стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе  становления речи в условиях дошко...

"Детский лепет, или учимся говорить вместе"

"Детский лепе,т или учимся говорить вместе" - это статья, которая была опубликована в городской газете....

"Детский лепет, или учимся говорить вместе"

"Детский лепе,т или учимся говорить вместе" - это статья, которая была опубликована в городской газете....

Проект "Учимся говорить правильно"

Проект "Учимся говорить правильно", направленный на развитие звуковой культуры речи детей среднего возраста....

Логопедический проект «Учимся говорить правильно» как средство повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития

Логопедический проект "Учимся говорить правильно" направлен на повышенире уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....

Учись говорить вместе со своими детьми.

Учись говорить со своими детьми. Десять добрых советов родителям ....