проект: «Учимся говорить вместе»
методическая разработка по логопедии
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста в организации коррекционной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основной документ | 33.78 КБ |
Приложение | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято: на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2020г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ №14 ___________Е.П. Михайлова 31.08.2020. Приказ № ___ |
ПРОЕКТ
«Учимся говорить вместе»
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста в организации коррекционной деятельности.
Автор проекта:
Раевская Елена Анатольевна
учитель –логопед
г. Новочеркасск
2020 г.
Название проекта: «Учимся говорить вместе»
Тема: Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста в организации коррекционной деятельности.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации: 1 год (сентябрь 2020 - май 2021).
Участники проекта: учитель-логопед ДОУ, воспитанники и их родители, воспитатели.
База реализации: подготовительная группа компенсирующей направленности (с нарушением речи) 6-7 лет.
Руководитель проекта: учитель-логопед Раевская Е.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с речевой патологией возможен на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательных отношений: учителя-логопеда, ребенка и родителей. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому логопедическое просвещение родителей является важной задачей учителя-логопеда. К наиболее эффективным формам взаимодействия с семьей относится совместная деятельность родителей с детьми под руководством специалиста. В процессе этой деятельности родители обучаются владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.
На основании нормативной документации и адаптированных программ детского сада, рекомендаций МПМПК и запросов от родителей, в ДОУ разработан проект «Учимся говорить вместе»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Статья 79, п.2 – «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
- ФГОС ДО учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Коррекционно-развивающее направление включает: выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учётом особенностей развития.
- Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР МБДОУ детского сада № 14 от 01.09.2016 Приказ №73.
- Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР МБДОУ детского сада № 14 от 18.04.2019 Приказ№56.
- Наличие коррекционных групп в ДОУ.
- Реализация рекомендаций МПМП
- Запрос родителей.
Для оказания квалифицированной логопедической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимо разработать и внедрить в практику дошкольных образовательных организаций эффективную модель взаимодействия учителя-логопеда с семьей в целях создания единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее становление личности ребенка.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: оказание помощи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции речевого развития детей с ОВЗ, посредством использования различных форм взаимодействия.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- привлечь родителей к совместной деятельности по коррекции и развитию речи детей;
- оказать родителям квалифицированную помощь, повышать их компетентность в вопросах речевого развития ребёнка;
- обучение родителей практическим методам и приёмам коррекции речевых нарушений.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями будет способствовать созданию единого коррекционно-развивающего пространства ДОУ и семьи, даст положительный результат в коррекции речи дошкольника.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повышение компетентности родителей и включение их коррекционно-развивающую работу.
- Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы и обеспечение единства коррекционно-педагогических воздействий ДОУ и семьи как результат согласованных действий учителя-логопеда с родителями.
- Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда в вопросе работы с родителями.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
- уровень педагогической компетентности родителей;
- уровень вовлеченности в реализацию проекта педагогов, родителей;
- положительные отзывы партнеров и участников проекта;
- новые формы сотрудничества семьи и ДОУ;
- уменьшение количества детей с нарушениями речи;
Обратная связь
- Анкеты
- Консультации по запросу
- Рефлексия мероприятий
- Составление плана работы с учетом уровня речевого развития детей и запросов родителей.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
1. Диагностическая работа (выявление уровня осведомленности родителей в вопросах развития и коррекции речи у ребёнка)
2. Просвещение родителей (с целью повышения коррекционно-педагогической культуры; проведение с участниками образовательных отношений целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции);
3. Практически-действенное (обучение родителей практическим приёмам и упражнениям по развитию и коррекции компонентов речевой готовности к школе; знакомить с играми, развивающими речевые способности и познавательные процессы; представить практический опыт игрового партнерства с детьми; акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержке ребенка; повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела.)
4. Рефлексия (анализ проведенных мероприятий, оценка уровня речевого развития ребёнка, перспектива дальнейшей работы).
Проект реализуется в три этапа: информационно-аналитический, практический, оценочный.
Информационно-аналитический этап (1 месяц – сентябрь) предполагает сбор и анализ сведений о ребенке и его семье (общего речевого развития, речевого окружения и т. п.), их трудностей и запросов. Выявление, раскрытие и поддержка положительных личностных качеств не только ребёнка, но и родителей, что необходимо для успешного взаимодействия со своим ребенком.
В ходе практического (второго) этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с участием родителей и педагогов ДОУ.
Методы и формы взаимодействия с родителями:
- Родительские собрания: круглый стол, консультации и т. д.
- Логопедические пятиминутки (Непосредственный контакт с родителями во время приёма и ухода детей).
- Индивидуальная консультация.
- Ознакомление родителей с достижениями ребенка.
- Практикумы-семинары, мастер-классы для родителей (Обучение родителей практическим приёмам и упражнениям развития и коррекции речи, выполнению с ребёнком заданий логопеда).
Заключительный этап реализации проекта.
В мае подводятся итоги работы над проектом, анализируется эффективность сотрудничества с родителями в течение учебного года по вопросам речевого развития ребёнка.
План реализации проекта
План реализации | Пути решения |
| |
Сбор и анализ сведений о ребенке и его семье | 1. Обследование ребенка логопедом на предмет определения уровня его речевого развития. 2. Изучение медицинской карты ребёнка, рекомендации МПМПК. 3. Выявление готовности семьи к взаимодействию с дошкольным учреждением, учителем-логопедом. |
| |
Педагогическое просвещение и наглядное информирование родителей | 1.Возрастные нормы развития речи дошкольников. 2. Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. 3. Значение совместной работы логопеда и родителей в формировании правильной речи ребенка. |
Осуществление практического взаимодействия семьи и ДОУ | 1. Создание условий для делового общения с родителями. 2. Групповые формы работы с родителями – это занятие-консультация, семинары-практикумы, тренинг по развитию речевого дыхания, беседы, которые могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, обмен опытом родителей по выполнению домашних речевых упражнений по заданию логопеда. 3. Индивидуальные формы работы – индивидуальные консультации и беседы по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования детей. |
| |
Итоги | В мае подводятся итоги взаимодействия учителя-логопеда с родителями, родительская встреча по итогам коррекционно-развивающей работы с детьми. |
Практический (второй) этап (октябрь- май).
Тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда с родителями
Тема | Форма проведения | Участники и ответственные | Сроки |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Определение степени ответственности родителей за воспитание детей. | 1. Опросник для родителей «Достаточно ли вы уделяете внимания своему ребенку» 2. Анкета для выявления уровня заинтересованности родителей речевым развитием ребенка. 3. Самодиагностика родительского отношения к детям. | Психолог, учитель-логопед, родители | сентябрь |
Уровень речевого развития ребенка. | Индивидуальные беседы по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования детей | Психолог, учитель-логопед, воспитатели, родители | сентябрь |
«Пальцы помогают говорить» | Семинар-практикум по развитию мелкой моторики | Родители, воспитатели, учитель-логопед | октябрь |
«Учимся говорить правильно» | Занятие-консультация с элементами игры по проведению артикуляционной гимнастики и развитию речеслухового внимания у детей. | Родители, воспитатели, учитель-логопед | ноябрь |
«Как правильно выполнить домашнее задание» | Круглый стол. Обмен опытом родителей: домашние упражнения по заданию логопеда. | Родители детей подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед | декабрь |
«Динамика и пути дальнейшей коррекционно-развивающей работы» | Родительская встреча по результатам коррекционно-развивающей работы за полугодие | Родители, воспитатели, учитель-логопед | Февраль |
«Развитие фонематического слуха у детей» | Семинар практикум с презентацией и элементами обучающей игры | Родители, воспитатели, учитель-логопед | Март |
«Дышим правильно – говорим легко!» | Совместный тренинг для родителей и детей по обучению дыхательной гимнастике и развитию речевого дыхания. | Родители, дети, учитель-логопед | апрель |
Заключительный этап.
Тема | Форма проведения | Участники и ответственные |
1 | 2 | 3 |
Сбор и анализ сведений о ребенке и его семье | 1. Опросник для родителей «Достаточно ли вы уделяете внимания своему ребенку» 2. Анкета для выявления уровня заинтересованности родителей речевым развитием ребенка. 3. Самодиагностика родительского отношения к детям. | Психолог, учитель-логопед, родители. |
Уровень речевого развития ребенка. | Диагностика речевого развития ребёнка на конец учебного года. | Учитель-логопед, дети. |
«Учимся играя» игра - соревнование | Открытое занятие с детьми и родителями. | Родители, воспитатели, дети, учитель-логопед |
«Отчёт по проектной деятельности» | Обобщение результатов. | Учитель-логопед |
«Отчёт об эффективности профессиональной деятельности» | Выступление на педагогическом совете с презентацией опыта годовой работы. | Учитель-логопед |
Литература
- Маркина Т. С. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями. Журнал «Логопед в детском саду», 2014 г., № 4.
- Жеребнова В. П.. Консультативно-просветительская работа как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй. Журнал «Дошкольная педагогика», 2013 г., № 9.
- Космалева Л. Л. Личностно-ориентированные формы взаимодействия логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи. Журнал «Дошкольная педагогика», 2013 г., № 3 .
- Семья и проблемы воспитания. Журнал «Дошкольное воспитание», 2010 г. № 1, 2.
- http://www.vseodetishkax.ru
- http://schools.mccme.ru
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Приложение 2.
Тест родительской самооценки.
Ответы: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
- Читаете ли вы статьи, книги на темы воспитания в журналах, смотрите ли специальные передачи по телевидению?
- Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы о том, что это может быть результатом Вашей системы воспитания?
- Единодушны ли вы с супругом (супругой) в воспитании детей?
- Ребенок предлагает вам свою помощь. Примите ли вы ее, если при этом выполнение дела будет продвигаться медленнее?
- Используете ли вы запрет, приказ только тогда, когда это действительно необходимо?
- Считаете ли вы, что последовательность — один из основных педагогических принципов?
- Согласны ли вы, что семейная среда оказывает на ребенка существенное влияние?
- Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для благополучного развития ребенка.
- Часто ли на просьбу ребенка заняться с ним, поиграть вы отвечаете: «Сейчас нет времени», «Поиграй сам» и т. п.
А теперь подсчитайте очки:
«да» - 2 очка, «нет» - 0 очков, «иногда» - 1 очко.
Результаты тестирования.
- Менее 6 очков. Скорее всего, о воспитании детей у Вас довольно смутные представления, вам необходимо срочно заняться повышением своей компетенции в этой области.
- 7 — 14 очков. Серьезных ошибок в воспитании вы не допускаете, но все же Вам есть над чем задуматься. Посвятите ближайший выходной общению с ребенком. Малыш непременно оценит вашу любовь и ответит вам тем же!
- Более 15 очков. Родительская любовь вам явно удается. И все же не лишайте себя возможности дальнейшего совершенствования. В этом вам помогут специалисты и педагоги дошкольного учреждения
Приложение 3.
Самодиагностика родительского отношения к детям
Прочтите утверждения опросника. Если Вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искреннне, речь идет о Вашем отношении к ребенку.
- Я всегда сочувствую моему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
- Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает характер.
- Я разделяю увлечения моего ребенка.
- За строгое воспитание дети потом благодарят.
- Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
Анкета для выявления педагогических возможностей родителей.
1. Где Вы черпаете педагогические знания?
- А) используете жизненный опыт, советы знакомых
- Б) читаете педагогическую литературу
- В) используете советы педагогов
- Г) слушаете передачи радио и телевидения
2. Какие методы воспитания считаете наиболее результативными?
- А) убеждения
- Б) принуждения
- В) требования
- Г) поощрения
- Д) наказания
- Е) обучения и личного примера
3. Какие виды поощрения используете чаще?
- А) словесные
- Б) подарки
- В) денежные
- Г) развлечения
4. Какие виды наказания, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании?
- А) словесная угроза
- Б) проявление неодобрения своим поведением
- В) физическое наказание
- Г) лишение развлечений или обещанных подарков
- Д) лишение денежных поощрений
5. Единодушны ли члены Вашей семьи в своих требованиях к ребенку?
- А) единодушны всегда
- Б) иногда расходятся во мнениях
- В) Единодушия не бывает никогда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3
Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...
Проект "Учись говорить правильно"
Цель проекта: стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе становления речи в условиях дошко...
"Детский лепет, или учимся говорить вместе"
"Детский лепе,т или учимся говорить вместе" - это статья, которая была опубликована в городской газете....
"Детский лепет, или учимся говорить вместе"
"Детский лепе,т или учимся говорить вместе" - это статья, которая была опубликована в городской газете....
Проект "Учимся говорить правильно"
Проект "Учимся говорить правильно", направленный на развитие звуковой культуры речи детей среднего возраста....
Логопедический проект «Учимся говорить правильно» как средство повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития
Логопедический проект "Учимся говорить правильно" направлен на повышенире уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....
Учись говорить вместе со своими детьми.
Учись говорить со своими детьми. Десять добрых советов родителям ....