Консультация для родителей: «Речь ребенка от шести до семи лет»
консультация по логопедии

Марина Михайловна Харина

Консультация для родителей: «Речь ребенка от шести до семи лет»

И вот вашему ребёнку исполнилось 6 лет – совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные изменения в развитии ребёнка. У ребёнка 7-го года жизни активно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Чтобы совершенствовать словарь и стилистику речи, а также её грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ребёнком – о том, что произошло за день, о прочитанной сказке, о просмотренном мультфильме, о посещении кукольного театра. Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребёнок закончил свой рассказ. К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка включает около 5-6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у ребёнка формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. Нарушения зрения и слуха, недоразвитие речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания могут вызвать у ребёнка проблемы в обучении. Можно ли помочь ребёнку овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего – и как можно раньше – родители должны начать исправлять нарушения произношения ребёнка, уточнять артикуляцию отдельных звуков, развивать у ребёнка слуховое внимание и фонематический слух – умение слышать и различать звуки речи.

Дети, имеющие нарушения фонематического слуха и произношения, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого нарушено, с соответствующей ему буквой. Подготовкой к грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временных представлений ребёнка: справа – слева, наверху – внизу, впереди – позади, ориентация во временах года, времени суток и т.д. Эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в беседе. Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, шнуровка, обводка, рисование, штриховка, вышивание.

Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объёмных пластиковых букв. Работа с магнитной доской позволяет расширить «поле зрения» ребёнка, научит его соотносить звук и букву, различать согласные и гласные звуки и буквы, соединять их в слоги и читать. Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и карандашей; восстановление их недостающих элементов.

Для профилактики нарушений чтения и письма полезны следующие виды заданий: 

– выделить гласный звук из слога и слова; 

– определить место гласного звука в слове (в начале, в - середине, в конце слова); 

– определить пропущенный слог или звук в слове ( «Договори- слово» - КОШ-…..(КА), «Пропал звук» - ….ВТОБУС); 

– назвать картинки, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 - слога; 

– придумать предложение по сюжетной картинке и  определить в нём количество слов; 

- увеличить количество слов в предложении;   

– определить место слова в предложении: какое по счёту.

Одновременно следует продолжать обогащать словарный запас ребёнка, знакомить с новыми словами, уточнять их значение.

Основания для беспокойства: 

­– ребёнок неактивен в речевом общении;

-  ребёнок не может повторить ряд слогов, слов;-  ребёнок затрудняется придумать слово на заданный звук,

- определить место звука в слове, придумать предложение с заданным словом,  не может связно рассказать о происходящих событиях;

– неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слова.

Что делать? Следует обратиться к врачу психоневрологу, логопеду, дефектологу.

 

Материал подготовлен на основе следующей литературы:

1. Визель Т.Г. «Аномалии речевого развития ребёнка», М., 2010.

 2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребёнок плохо говорит», М., 2008 3. Бурлакова М.К. «Советы логопеда». М., 2001.

3. Селивёрстов В.И. «Речевые игры с детьми», М., 1994.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rech_rebenka_ot_shesti_do_semi_let.pdf288.04 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений: - жить и воспитываться в семье; - знать, кто являет...

Консультация для родителей: "Права ребенка - соблюдение их в семье".

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей. В данной работе даются советы родителям. А также освещены все права какие есть у ребенка....

Консультация для родителей «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится...

Консультация для родителей «Права ребенка: соблюдение их в семье»

Уважаемые родители! В данной консультации мы предлагаем Вамознакомиться с основными документами, регламентирующими права ребенка....

Консультация для родителей «Речь ребенка от 2 до 3 лет. Советы родителям»

Каждый маленький человечек-личность неповторимая. Путь к взрослению у всех одинаков, но каждый проходит его в своем темпе, все это строго индивидуально. Впрочем, родители любят сравнивать достижения с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ «

Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье. Чтобы научиться правильно   произносить  звуки, ребенок должен их слышать, поэтому роди...