"Нейропсихологический подход к профилактике дисграфии у старших дошкольников"
консультация по логопедии

Абинякина Ольга Александровна

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-логопедов и психолого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya.pptx729.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологический подход к профилактике дисграфии у старших дошкольников МКДОУ Рамонский детский сад № 4 Подготовил учитель-логопед: Абинякина О.А. р п Рамонь-2020

Слайд 2

Неизбежность появления у детей всех основных видов дисграфии можно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте. Следовательно, важно устранить предпосылки дисграфии еще до начала обучения ребенка грамоте. В настоящее время для устранения причин нарушений письма применяются коррекционные методики, разработанные представителями современной логопедической науки профессором Филичевой Т. Б., профессором Чиркиной Г. В. на основе принятой в логопедии классификации дисграфий профессора Лалаевой Р. И. Неуклонный рост процента «неуспевающих школьников» заставляется задуматься о новых системных методах коррекции и, что особенно актуально, в области профилактики нарушений письменной речи. В своей работе «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» Л. Г. Парамонова указывает на, что: «Прежде, чем говорить о профилактике дисграфии, необходимо говорить о первичной профилактике непосредственно речевых нарушений».

Слайд 3

По её мнению, первичная профилактика нарушений речи строится на устранении из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Она выделяет два основных направления первичной профилактики речевых нарушений: 1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка, о сохранности его речевых органов: – предупреждение ушибов головы; – предупреждение заболеваний и детских инфекций; – охрана органа слуха ребенка; – охрана органов артикуляции: – охрана голосового аппарата; – охрана нервной системы ребенка для предупреждения невротических речевых расстройств и, в первую очередь, заикания .

Слайд 4

2. Забота о правильном речевом развитии ребенка: – наличие благоприятного речевого окружения как образца для подражания: – необходимость общения с ребенком, начиная с первых дней его жизни; – медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией; – отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов; – необходимость приучения ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, так как это способствует усвоению правильной артикуляции; – создание ситуаций, при которых ребенок должен говорить; – полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком; – занятия ритмикой, музыкой, пением, так как это способствует развитию правильного дыхания, гибкого и сильного голоса, предупреждает невнятность речи; – развитие тонкой ручной моторики, играющей важную роль в овладении полноценной речью. К мерам ранней профилактики дисграфии Л. Г. Парамонова относит: – развитие дифференцированного слухового восприятия; – развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; – обогащение словарного запаса и правильное формирование грамматического строя речи; – развитие фонематического анализа и синтеза.

Слайд 5

А. Н. Корнев предлагает проводить первичную профилактику дисграфии ещё раньше. По его мнению, профилактика нарушений речи должна заключаться в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к этим нарушениям, а именно: 1) действия по предупреждению патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, профилактика осложнений беременности и предупреждение родового травматизма. 2)действия по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первый год жизни. 3) ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии. 4) ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Так позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. 5) при наличии билингвизма у ребенка, необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. 6) работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.

Слайд 6

Коррекционная работа по профилактике дисграфии, по мнению А. Н. Корнева, заключается в следующем: 1) своевременное выявление детей «группы риска» и проведение с ними коррекционно-профилактической работы; 2) исправление фонетико-фонематических нарушений; 3) формирование функционального базиса письма: – развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой: звуковой стороны речи, слухового внимания, фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза); – развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления; 4) Дети из «группы риска» нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

Слайд 7

Профилактика нарушений письма с позиции нейропсихологии активно пропагандируется Ахутиной Т. В., Иншаковой О.Б., Пылаевой Н.М. Начиная с подготовительной группы, педагоги дошкольной образовательной организации (ДОУ) начинают ознакомление детей с буквами русского алфавита, формированием графомоторных навыков. Именно в этот период и выявляются скрытые проблемы детей, имеющих не только фонетические, но и психические нарушения, отражающиеся на их способности качественно и полноценно овладеть навыком письма. В группу риска по дисграфии, с позиции нейропсихологии, входят: 1) Энергетически ослабленные дети. У таких детей можно наблюдать нестабильность ситуации решения, что связано, в первую очередь с физиологическими возможностями ребенка. Таким детям показаны: •строгий и четкий режим дня; •смена активной работы подвижным, посильным отдыхом.

Слайд 8

2) Дети с функциональной слабостью программирования и контроля. Такие дети легко упрощают данное им задание, выхватывая какой-либо фрагмент задачи. Они стереотипно, инертно переносят способ решения предыдущего типа задач на новый, формальны при решении. Упор в работе с такими детьми необходимо делать на формировании программы, обеспечивающей усиление ориентировочной основы деятельности. При этом необходимо соблюдение трех основных требований: • анализ : ориентировка в условиях задачи, максимальная наглядность; • серия операций : выработка последовательности (серии) шагов при решении задачи; • контроль : обеспечение пошагового контроля самого ребенка за собственными действиями и сравнение правильности решения с промежуточными результатами.

Слайд 9

3) Дети с низким объемом слухоречевой памяти. Таким детям крайне затруднительно, а, порой, просто невозможно решение задач, предъявляемых на слух. В первую очередь, это связано с трудностями удержания значительного числа элементов, входящих в условие задачи. Однако в ситуации дополнительной наглядности задания, ситуация меняется и ребенок демонстрирует большую самостоятельность. 4) Дети со слабостью зрительно-пространственных функций. Подобные затруднения проявляются на начальной ступени обучения. Пространственные функции формируются достаточно длительное время, поэтому необходима совместная последовательная работа логопеда и ребенка, которая без сомнения даст плоды. Основные разделы профилактики дисграфии с позиций нейропсихологического подхода представлены в таблице №1.

Слайд 10

Таблица № 1 Основные разделы профилактики дисграфии с позиций нейропсихологического подхода Общие проблемы развития, затрудняющие процесс обучения письму Проблемы, возникающие при обучении письму 1.1. Трудности ориентировки в пространстве (трудности осознания своего положения в пространстве) 1.1. Трудности дифференциации строки и межстрочного пространства 1.2. Трудности переноса информации с вертикальной плоскости на горизонтальную 2.2. Трудности нахождения начала строки и передачи на листе бумаги пространственных отношений «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже» 1.3. Трудности ориентировки на листе бумаги 2.3. Трудности запоминания графем (оптических признаков букв)

Слайд 11

1.4. Трудности ориентировки в левой и правой стороне пространства 2.4. Трудности дифференциации графем и фонем 1.5. Трудности опознания и дифференциации зрительных образов 2.5. Зеркальность написания графем 1.6. Проблемы переработки слуховой информации, фонематического слуха 2.6. Трудности соединения букв между собой, неплавное замедленное письмо 1.7. Проблемы развития мелкой моторики и артикуляции 2.7. Трудности следования инструкции, ошибки по невнимательности 1.8. Трудности регуляции мышечного тонуса и удержания рабочей позы 1.9. Недостаточная сформированность серийной организации движений и чувства ритма 1.10. Трудности программирования и контроля, проблемы концентрации и распределения внимания

Слайд 12

Логопедам и педагогам ДОУ важно учитывать индивидуальные соматические и психические возможности ребенка. Знание индивидуальных особенностей детей даст возможность правильно организовать обучающий и коррекционный процессы, предупредить возможность возникновения нарушений письма. Система воздействия должна быть комплексной и включать, помимо педагогического (логопедического) аспекта, психологическое и, в том числе, нейропсихологическое направление. Основными направлениями коррекционного воздействия должны стать: - активизация деятельности; - программирование, регуляция и контроль действия; - переработка кинестетической и слуховой информации; - переработка зрительной и зрительно-пространственной информации. Направления воздействия и рекомендации к их реализации в процессе формирования навыка письма с позиции нейропсихологии представлены в таблице № 2.

Слайд 13

Таблица № 2 Направления воздействия при формировании навыка письма с позиции нейропсихологии Активизация деятельности Общие рекомендации Индивидуальные рекомендации 1.Организация начала занятия: двигательная игра на внимание. 2.Режим нагрузок: смена деятельности (не менее трех раз). 3.Физминутки. 4.Следить за осанкой и позой детей за столом. 5.Повышение мотивации. 1.Стимуляция активности ребенка, похвала за активную работу. 2. Возможность переключения и отдыха для утомляемого ребенка. 3. Снижение объема заданий для легко утомляющихся детей. Программирование, регуляция и контроль действия Общие рекомендации Индивидуальные рекомендации 1.Организация рабочего места. 2.Привлечение внимания. 3. Наглядный план урока. 4.Поэтапность предъявления сложной и длинной инструкции, ее обязательный повтор. 5. Наглядность, материализация, на начальном этапе максимальная развернутость задания, совместное с педагогом ее пошаговое выполнение с проговариванием каждого шага. 1.Стимуляция начала деятельности. 2.По необходимости, повтор или совместный разбор инструкции. 3.Обеспечение промежуточного результата, дополнительного контроля. 4.Предоставление возможности шепотом проговаривать каждый свой «шаг» при выполнении задания (думать вслух). 3.Переработка кинестетической и слуховой информации Общие рекомендации Индивидуальные рекомендации 1.Проведение пальчиковой гимнастики в начале и в середине занятия. 2.Речь педагога: хорошая дикция, не длинные фразы, адекватный по сложности словарь. 3. Проверка понимания инструкций, данных со слуха. 1.Отслеживание правильной позиции удержания ручки при письме. 2. Детей с низким слуховым вниманием и памятью необходимо пересаживать за первые парты, чтобы они хорошо слышали и видели. 4.Переработка зрительной и зрительно-пространственной информации

Слайд 14

Общие рекомендации Индивидуальные рекомендации 1.Выбор четких, не перенасыщенных картинок. 2.При фронтальной работе изображения на доске не должны быть мелкими. 3.Фиксация буквами П и Л правой и левой сторон доски. 4.Ориентация на листе, нахождение середины листа, отсчет клеточек (опора на знаки П и Л на доске и на браслет или ленточку на правой руке). 5.Обязательная пространственная ориентировка и речевое опосредование всех знаков в период знакомства и освоения букв и цифр. 6.Закрепление образа букв и цифр во всех сферах: в воздухе по образцу и по памяти, письмо пальцем на столе, обводка пальцем шершавой бумаги, а также конструирование букв и элементов. 1.Проверка понимания рисунка. 2.Выделение существенных признаков объектов на рисунке, их называние. 3.При необходимости фиксация правой руки ученика яркой ленточкой. 4.Выделение ярким карандашом поля и точки начала (если у ребенка трудности нахождения начала строки). 5.При необходимости отрабатывать написание букв в тетрадях в крупную клетку и широкую линейку. Ахутина Т. В. указывает на то, что: «…Чтобы эффективно помогать детям, чтобы строить адекватные их трудностям индивидуальные развивающие программы, нужно знать, что именно необходимо развивать, чтобы помочь ребенку преодолевать не только имеющиеся сейчас, но и возможно в будущем трудности учения». Таким образом, профилактика дисграфии у детей с ФФН должна осуществляться комплексно, учитывать не только недостатки устной речи, но особенности ВПФ этих детей, в том числе и базовых для усвоения письма, предпосылок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

Профилактика дисграфии у старших дошкольников путем развития фонематического восприятия и конструктивного праксиса.

Основное содержание профилактической работы в дошкольном возрасте должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок дисграфии. Они, как правило, могут появиться в тех случаях, когда п...

Семинар - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Буклет - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Известно, что дидактические и речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и р...

Профилактика дисграфии у старших дошкольников.

В презентации представлен набор игр и упражнений, направленных на  профилактику развития дисграфии у дошкольников....

@ Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Пешехонова Наталия Николаевна учитель-дефектолог Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является ...

Нейропсихологический подход в профилактике дисграфии и дислексии.

Применение педагогами системы упражнений и игр с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное динамику на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации э...