Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Актуальность проблемы заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико - педагогическое и логопедическое сопровождение на всех возрастных этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_usloviyah_inklyuzii.ppt | 526 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка.
Актуальность проблемы Заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико - педагогическое и логопедическое сопровождение на всех возрастных этапах.
Выделяют два вида слуховой недостаточности Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Тугоухость – поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха.
Слабослышащие дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.
Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.
Специалисты образовательного учреждения Руководитель (председатель) Педагог-психолог Социальный педагог Учитель, работающий в классе Учитель – логопед Учитель – дефектолог
Методики обследования
Логопедическое представление Понимание речи затруднено, инструкции требуют повторного объяснения. Активный словарь относительно развит. Лексико-грамматические навыки развиты недостаточно: наблюдаются затруднения в образовании уменьшительно-ласкательных слов, притяжательных прилагательных, затрудняется в образовании глаголов префиксальным способом, отмечаются нестойкие ошибки в образовании названий детенышей. Характерны грубые искажения звуко-слоговой структуры слов, что объясняется недифференцированностью их восприятия на слух. Фонематическое восприятие нарушено: нарушен слоговой анализ и синтез, затрудняется в воспроизведении предложений. Письменная речь во многом отражает недочеты устной речи.
Коррекционные курсы «Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи» «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи».
«Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи» Развитие слухового восприятия. Техника речи. Цель – коррекция слухоречевой функции слабослышащего обучающегося через развитие восприятия неречевых, речевых звучаний и формирование произношения.
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи ». Цель: Обучение учащегося восприятию на слух устной речи, формирование у обучающегося с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих; формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи, соблюдение в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Методы, методические приемы и формы организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки; работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчёт количества слов; дополнение предложений; запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова; составление предложения с данными словами; различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их; различение разных предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.
Коррекционная работа логопедического сопровождения нормализацию артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения; нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны); развитие зрительного гнозиса; коррекцию звукопроизношения; развитие фонематической системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; увеличение пассивного и активного словарного запаса; развитие способности словообразования и словоизменения; коррекция процессов чтения и письма; развитие связной речи: диалогической и монологической; развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня общего речевого развития.
Работа с родителями Посещение коррекционных и консультативных занятий.
Предупреждение и преодоление речевых нарушений – целостный процесс, который предполагает создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, использование всех положительных возможностей школы и семьи. Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Литература Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М., 2002. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988. Ветер A.A., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972. Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст). - М., 2000. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. - 1992. - № 2, 3.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения
Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...
Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) в условиях детского сада
Мои методические разработки....
«Особенности логопедической работы при нарушениях слуха»
Особенности логопедической работы с детьми в условиях инклюзивного образования....
Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)
Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)...
«Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах»
План1. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.3. Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью.4....
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение слуха
Содержание Введение………………………………………………………&h...
«Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах»
План1. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.3. Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью.4....