«Особенности логопедической работы при нарушениях слуха»
учебно-методический материал по логопедии на тему
Особенности логопедической работы с детьми в условиях инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smi.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности логопедической работы при нарушениях слуха»
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило возможные инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при инклюзивном образовании.
Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка.
Актуальность проблемы заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико - педагогическое и логопедическое сопровождение на всех возрастных этапах.
Выделяют два вида слуховой недостаточности
- Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным.
- Тугоухость – поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха.
Слабослышащие
- дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости.
Нарушение слуха
- непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.
Включение в учебно-воспитательный процесс школьного инклюзивного
образования напрямую затрагивает не только психолога и педагога, учителя, сурдопедагога, но и учителя-логопеда. Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ.
В настоящее время в МОУ СОШ № 3 на логопедическом пункте обучается 1 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в данном случае это обучающийся с нарушением слуха.
Основанием для зачисления обучающегося в учреждение является коллегиальное заключение ЦПМПК, в котором представлены рекомендации, которые предполагают и - Занятия с логопедом по развитию фонематического слуха, развитию лексико – грамматического строя речи.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняю характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. Предлагаемая модель для диагностики речи у
обучающегося с нарушениями слуха сочетает традиционные для сурдопедагогической и логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой, Л.С. Цветковой.
В результате всестороннего логопедического обследования получила все необходимые данные, позволяющие сделать заключение: системное недоразвитие речи.
Из данных логопедического обследования можно сделать вывод: неполноценная речь у обучающегося с нарушением слуха подчинена таким
закономерностям.
Речь невнятная, монотонная, торопливая. Понимание речи затруднено, инструкции требуют повторного объяснения. Активный словарь относительно развит. Учащийся испытывает трудности при подборе синонимов, в подборе слов - предметов к словам – признакам. Лексико-грамматические навыки развиты недостаточно: наблюдаются затруднения в образовании уменьшительно-ласкательных слов, притяжательных прилагательных, затрудняется в образовании глаголов префиксальным способом, отмечаются нестойкие ошибки в образовании названий детенышей. Характерны грубые искажения звуко-слоговой структуры слов, что объясняется недифференцированностью их восприятия на слух. Фонематическое восприятие нарушено: нарушен слоговой анализ и синтез, затрудняется в воспроизведении предложений. Письменная речь во многом отражает недочеты устной речи. При всем многообразии ее нарушений условно можно выделить одну основную группу: наличие дисграфии, которая связана с имеющимся у обучающегося грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая дисграфия).
В рамках должностных обязанностей составила индивидуальную программу по сопровождению обучающегося, в которую включены коррекционные курсы:
«Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи» и «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи».
Основной формой организации работы с обучающимся являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю, во II половине дня, продолжительность которых 20минут.
Коррекционный курс «Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи» рассчитан на 34 занятия в год, который включает следующие направления работы:
- Развитие слухового восприятия.
- Техника речи.
Цель – коррекция слухоречевой функции слабослышащего обучающегося через развитие восприятия неречевых, речевых звучаний и формирование произношения.
Следующий коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». Данный курс состоит из двух разделов:
Формирование речевого слуха.
Формирование произносительной стороны речи.
Формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование произносительной стороны речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения обучающихся.
Коррекционный курс рассчитан на 34 часа в год (1 занятие в неделю).
Цель: Обучение учащегося восприятию на слух устной речи, формирование у обучающегося с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих; формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи, соблюдение в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Основное назначение коррекционного курса состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное общение с другими людьми. Этот курс формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Развитие речевого слуха обучающегося проводится на речевом материале
различной степени сложности с использованием разных видов речевой
деятельности и с применением различных видов работ:
- ответы на вопросы;
- восприятие фразы и подбор нужной картинки;
- работа по картине;
- составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме;
- повторение предложения, подсчёт количества слов;
- дополнение предложений;
- запоминание слов, повторение в той же последовательности;
- определение пропущенного слова;
- нахождение ошибки в предъявленной фразе;
- запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова;
- составление предложения с данными словами;
- различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их;
- различение разных предложений по интонации;
- составление плана рассказа;
- пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.
Коррекционная работа логопедического сопровождения
обучающегося с нарушением слуха включает в себя:
- нормализацию артикуляционной моторики;
- развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;
- нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);
- развитие зрительного гнозиса;
- коррекцию звукопроизношения;
- развитие фонематической системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие способности словообразования и словоизменения;
- коррекция процессов чтения и письма;
- развитие связной речи: диалогической и монологической;
- развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня общего речевого развития.
Во время индивидуальных занятий постоянно контролирую работу учащегося, чтобы выяснить, правильно ли он понял объяснения, предложенное задание. Это особенно важно при выполнении заданий с опорой на слух. Со слабослышащим учащимся необходимо говорить четко, выразительно, избегая скороговорок, создавая условия для переспрашивания, для уточнения услышанного.
Успешное решение коррекционно-развивающих и образовательных задач во многом зависит от использования разнообразных методов, методических приемов и форм организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом. Такие методы и приемы можно разделить на группы: наглядные, вербальные и смешанные, о которых было сказано выше.
Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка.
Предупреждение и преодоление речевых нарушений – целостный процесс, который предполагает создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, использование всех положительных возможностей школы и семьи. Я работаю во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, родителями, медицинскими работниками.
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому я считаю, что в школе организовано качественное педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения
Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...
Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) в условиях детского сада
Мои методические разработки....
Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)
Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)...
Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.
Актуальность проблемы заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ...
«Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах»
План1. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.3. Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью.4....
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение слуха
Содержание Введение………………………………………………………&h...
«Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах»
План1. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха.2. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.3. Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью.4....