Адаптированная образовательная программа на ребенка с РАС
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Воронова Татьяна Викторована

Пояснительная записка

Настоящая адаптированная программа разработана на основе основной образовательной программы для детей с речевыми нарушениями-  в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной коррекционно-образовательной программы дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«_______________________________»

«СОГЛАСОВАННО»

_____________________

(законный представитель)

«         »                         20     г.       

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                 «СОГЛАСОВАНО»

Заведующей  МБДОУ №322                                                  Зам. Зав. По ВМР

__________________                                                              _________________

______________________                                                       _________________

«___»____________20__ г.                                                    «__»________20__г.

Адаптированная образовательная программа

на __________________

на 2016-2017 учебный год

                                                             Разработали:

                                                           

                                                                           

                                              Красноярск 2016 год

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Настоящая адаптированная программа разработана на основе основной образовательной программы для детей с речевыми нарушениями-  в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной коррекционно-образовательной программы дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста.

Адаптированная программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для ______, средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья мальчика.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  • Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры _______.
  • Развитие гуманистической направленности отношение мальчика к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  • Развитие эстетических чувств, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение к искусству и художественной литературе.
  • Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей ______, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация целей и задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • Самостоятельная деятельность ______.
  • Взаимодействие с семьей _______ по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и _________ и самостоятельной деятельности мальчика не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание адаптивной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие _______ с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

1.2.Принципы и подходы в реализации коррекционно-развивающей работы с __________.

Задачи коррекционной работы:

- преодоление  негативизма  при  общении  и  установлении  контакта с ________;

- развитие познавательной активности у мальчика;

- смягчение характерного для ________ сенсорного и эмоционального дискомфорта;

- повышение активности мальчика в процессе общения со взрослыми и детьми;

- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Основные принципы коррекционно-развивающей работы с _________:

- принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы для мальчика, с другими разделами основной коррекционно-общеобразовательной программы группы;  

- принцип  комплексности:  коррекционное  воздействие  охватывает  весь комплекс психофизических нарушений;

- принцип  постепенного  усложнения  заданий  и  речевого  материала  с  учетом  «зоны ближайшего развития»;

- принцип  соблюдения  интересов  ребёнка:  определяет  позицию  специалиста,  который призван решать проблему _________ с максимальной пользой и в интересах мальчика;

- принцип  системности:  обеспечивает  единство  диагностики,  коррекции  и  развития,  т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у _______,  а  также  всесторонний  многоуровневый  подход  специалистов  различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем мальчика;

- принцип  непрерывности:  гарантирует  _______  и  его  родителям  (законным

представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

- принцип  вариативности:  предполагает  создание  вариативных  условий  для  получения образования ________, имеющему  недостатки в психическом развитии;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Основные направления коррекционно-развивающей работы

Диагностическая работа включает:

- выявление  особых  образовательных  потребностей  _______ при освоении основной образовательной программы;

- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ______, выявление его резервных возможностей;

-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы и личностных особенностей ________;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ______;

- изучение  адаптивных  возможностей  и  уровня  социализации  мальчика;

- системный разносторонний контроль  за  уровнем  и  динамикой  развития  ______ (мониторинг  динамики  развития, успешности освоения образовательных областей).

 Коррекционно-развивающая работа включает:

- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-

психолого-педагогического  сопровождения  в  условиях  воспитательно-образовательного процесса  мальчика  с  учётом особенностей психофизического развития;

- выбор оптимальных для развития ______ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и организацию, и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,

познавательной и речевой сферы;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний у мальчика;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

Консультативная  работа  включает:

- выработку  совместных  обоснованных рекомендаций  по  основным  направлениям  работы  с  _______,  единых  для  всех  участников  воспитательно-образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с мальчиком;

- консультативную  помощь  семье  в  вопросах  выбора  стратегии  воспитания  и  приёмов коррекционного  обучения  и  воспитания  _________;

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- информационную  поддержку  образовательной  деятельности  мальчика, его  родителей  (законных  представителей),  педагогических работников;

- различные  формы  просветительской  деятельности  (беседы,  печатные  материалы), направленные  на  разъяснение  участникам  образовательного  процесса  –  родителям (законным  представителям),  педагогическим  работникам  –  вопросов,  связанных  с особенностями  образовательного  процесса  и  сопровождения  ________.

II. Основные психологические особенности РАС

  1. Основные психологические особенности развития детей с РАС
  • Особенности воображения

1. Отсутствие понимания любого действия, которое предполагает понимание слов и их сложных ассоциаций, например, социальный разговор, литература, особенно художественная, тонкий вербальный юмор (хотя они могут понимать простые шутки). Как следствие, у них отсутствует мотивация принимать участие в подобном общении, хотя они могут обладать необходимыми для этого навыками.

2. Некоторые дети с РАС имеют ограниченный запас действий, которые они могут повторить (имитировать), например, из телепередач, но они производят эти действия постоянно, и не способны внести изменения по предложению других детей. Их игра может казаться очень сложной, но при внимательном наблюдении она оказывается очень жесткой и стереотипной. Некоторые смотрят мыльные оперы или читают книги определенной тематики, например, научную фантастику, но их интерес ограничен и неизменен.

3. Тенденция выбирать мелкие или несущественные аспекты предметов в окружающей обстановке, привлекающие их внимание, вместо целостного понимания происходящего (например, заинтересованность сережкой, а не человеком; колесиком, а не всем игрушечным поездом; выключателем, а не всем электроприбором; реакция на шприц при игнорировании человека, который делает укол и т.д.).

4. Неспособность использовать воображение в игре с предметами или игрушками, или с другими детьми и взрослыми.

  • Особенности развития речи

Использование вокализации с целью общения начинается задолго до того, как ребенок становится способным произносить слова.

Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет. Некоторые больные остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. Наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Выраженные стереотипии и тенденция к эхолалиям приводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как «да» или «нет». В речи таких детей не редки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций.

Некоторые дети с РАС демонстрируют раннее и бурное развитие речи. Они с удовольствием слушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста практически дословно, их речь производит впечатление недетской благодаря использованию большого количества выражений, присущих речи взрослых. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными. Понимание речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор. Особенности интонационной стороны речи также отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как «деревянная», «скучная», «механическая». Нарушены тон и ритм речи.

Таким образом, независимо от уровня развития речи, при аутизме в первую очередь страдает возможность использования ее с целью общения.

  • Невербальная коммуникация

В дошкольном возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации а именно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.

  • Зрительное восприятие

Взгляд «сквозь» объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. «Псевдослепота». Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица.

Рассматривание и перебирание пальцев матери. Упорный поиск определенных зрительных ощущений. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц. Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света, открывании и закрывании дверей, двигании стекол, полок, верчении колес, пересыпании мозаики и т. д.). Раннее различение цветов. Рисование стереотипных орнаментов.

Зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте.

  • Слуховое восприятие

Отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам. Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери. Предпочтение тихих звуков. Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Ее роль в осуществлении режима, компенсация поведения. Хороший музыкальный слух.

  • Тактильная чувствительность.

Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку ногтей, волос. Плохая переносимость одежды, обуви, стремление раздеться. Удовольствие от ощущения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп. Обследование окружающего преимущественно с помощью ощупывания.

  • Вкусовая чувствительность.

Непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.

  • Обонятельная чувствительность.

Гиперчувствительность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания.

  • Проприоцептивная чувствительность.

Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при зевании, ударами головой о бортик коляски, спинку кровати. Влечение к игре с взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания, неадекватные гримасы.

  • Интеллектуальное развитие

Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. «Полевое» поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения, отсутствием отклика на обращение. Сверхизбирательность внимания. Сверхсосредоточенность на определенном объекте. Беспомощность в элементарном быту. Задержка формирования навыков самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий. Отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Большой для возраста запас знаний в отдельных областях. Любовь к слушанию чтения, влечение к стиху. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом. Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, другим обозначениям. Условные обозначения в игре. Преобладание интереса к изображенному предмету над реальным. Сверценностные интересы (к отдельным областям знаний, природе и т. д.).

Необычная слуховая память (запоминание стихов, других текстов). Необычная зрительная память (запоминание маршрутов, расположения знаков на листе, грампластинке, ранняя ориентация в географических картах).

Особенности временных соотношений: одинаковая актуальность впечатлений прошлого и настоящего. Разница «сообразительности», интеллектуальной активности в спонтанной и заданной деятельности.

 

  • Особенности игровой деятельности

Игровая деятельность существенно определяет психическое развитие ребенка на всем протяжении его детства, особенно в дошкольном возрасте, когда на первый план выступает сюжетно – ролевая игра. Дети с РАС ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и др. Интерес  и склонность к воспроизведению такого рода взаимоотношений у них отсутствует.

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с РАС отличается рядом особенностей. Во-первых, обычно без специальной организации такая игра не возникает. Требуется обучение и создание особых условий для игр. Однако даже после специального обучения еще очень долго присутствуют лишь свернутые игровые действия.

Во-вторых, развивается сюжетно-ролевая игра очень постепенно, и в своем развитии должна пройти несколько последовательных этапов. Игра с другими детьми, как обычно происходит в норме, сперва недоступна. На начальном этапе специального обучения с ребенком играет взрослый. И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребенка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети.

Кроме сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте для детей с аутистическими симптомами так же важны и другие виды игр.

1. Каждый вид игры имеет свою основную задачу:

  • стереотипная игра ребенка – основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля;
  • сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком;
  • терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;
  • психодрама – способ борьбы со страхами и избавления от них;
  • совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

Для всех видов игр характерны общие закономерности:

  • повторяемость;
  • путь «от ребенка»: недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно;
  • игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть;
  • каждая игра требует развития внутри себя – введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.

  1. Психологические особенности развития _________

По результатам диагностического обследования __________ было выявлено следующее:

  • равнодушие,  отчужденность (мальчик проявляет  полное  безразличие  к  своим сверстникам);  
  • пассивность (_________ стремится к уединению, не проявляет никакой инициативы, а если проявляет активность, то странную, так как ведет односторонний разговор, не выслушивая ответы);  
  • эхолалии (бессмысленного повторения фраз, слов);  
  • стереотипные действия (повторяющихся, навязчивых движений).  

У  мальчика  наблюдаются  нарушение  речевого  развития  (речь  автономна, эгоцентрична,  оторвана  от  реальности),  различные  страхи,  боязнь  телесного  и зрительного контактов.

Качественные нарушения в социальном взаимодействии, представленные у ___________ в следующем:

  • неспособность  адекватно  использовать  взгляд  глаза  в  глаза,  выражение лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия;
  • неспособность  развития  отношений  со  сверстниками  с  использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;
  • редко ищет или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия  в  периоды  стресса  и  (или)  успокаивает,  сочувствует  другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения;  
  • отсутствие  спонтанного  поиска  обмена  радостью,  интересами  или достижениями с другими людьми;  
  • отсутствие  эмоциональной  взаимности,  которая  проявляется  в нарушенной  реакции  на  эмоции  других  людей,  или  отсутствие модуляции поведения  в  соответствии  с  социальным  контекстом;  или  слабая  интеграция социального и коммуникативного поведения.

Качественные нарушения в коммуникации, представленные у __________:

  • отставание в развитии разговорной речи;
  • частичное отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или

(в более раннем возрасте) социальной игры-имитации;

  • относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор;  
  • стереотипное  или  повторяющееся  использование  языка  или идиосинкразическое использование слов или предложений.  

Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов  или деятельности,  представленные у мальчика:

  • активная  деятельность  по  стереотипным  и  ограниченным  видам

         интересов;  

  • явно  выраженное  обязательное  поддерживание  специфического нефункционального распорядка и ритуалов;  
  • стереотипные и повторяющиеся механические движения;
  • действия  с  частями  объектов  или  нефункциональными  элементами

         игрового материала.

Для более полной  характеристики  особенностей _______ применялась классификация аутизма, предложенная О.С. Никольской.  Рассматриваемый мальчик по данной классификации находится во второй группе.

У __________ наблюдается типично  стремление  сохранения  постоянства  в окружающем,  в  привычном  порядке  жизни  –  избирательность  в  еде,  одежде, маршруте прогулок. Ребенок с подозрением относятся ко всему новому, может проявлять  выраженный  сенсорный  дискомфорт,  брезгливость,  бояться неожиданностей. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, может дезадаптировать __________ и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме, генерализованной агрессии и самоагрессии. Ведущим патопсихологическим синдромом  описываемого мальчика,  является  отвержение окружающей реальности.

В привычных же, предсказуемых условиях ________ может  быть спокоен, доволен и более открыт к общению. В этих рамках он легче осваивает социально-бытовые  навыки  и  использует  их  в  привычных  ситуациях.  В сложившемся моторном навыке _______ проявляет умелость в лепке, конструировании и рисовании. Сложившиеся  навыки  прочны,  но  они  слишком  жестко  связаны  с конкретными  жизненными  ситуациями,  в  которых  были  выработаны,  и  с трудом переносятся в новые условия. Речь штампами, требования ребенка  выражаются  словами  и  фразами  в  инфинитиве,  во  втором  или  в третьем  лице,  складывающимися  на  основе  эхолалии  (повторения  слов взрослого  –  накрыть,  хочешь  пить)  или  подходящих  цитат  из  песен, мультфильмов. Речь развивается в рамках стереотипа, не направлена на прямую коммуникацию (на обращение к близкому) и тоже привязана к определенной ситуации.

  1. Особенность группы

В группе 16 человек. Дети  дружелюбны, но _______ на контакт с ними не идет, в совместной деятельности не участвует.

III. Содержательный раздел

Цель: оказание комплексной помощи – включения ____________ в естественную для него образовательную среду и социум; содействие социализации мальчика и максимальное развитие его потенциала.

Задачи:

  1. Развитие умения подражать.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь.
  4. Формирование элементарных математических представлений, познавательных действий
  5. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры _______.
  6. Развитие гуманистической направленности отношение мальчика к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  7. Развитие эстетических чувств, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение к искусству и художественной литературе.
  8. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей ________, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

3.1.Содержание по предметным областям:

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Социально-коммуникативное развитие

1.Развивать общение и взаимодействие мальчика со взрослыми и сверстниками, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающим, учить совершать действия по очереди (через настольные игры).

2. Формировать адекватного образ Я, уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в группе;

- формировать гендерную, семейную принадлежность.

3. Развивать навыки самообслуживания.

4.Формировать саморегуляцию собственных действий.

5.Формировать позитивные установки к различным видам

труда и творчества, воспитывать положительное отношение к труду.

6. Формировать первичные представления о безопасном

поведении в быту, социуме, природе.

7.Формировать умение работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

1.Появилось желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим (через настольные игры).

2.Умеет просить и обращаться к взрослому.

3.Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт.

Деятельностные пробы, наблюдение, фиксация времени, создание ситуаций применения в реальной жизни.

Познавательное развитие

1.Формировать элементарные математические представления: изучить цифры 1-5 и учить соотносить с количеством.

2. Развивать познавательные интересы, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорном развитии.

3.Формировать познавательные действия, становление

сознания; развивать воображение и творческую активность.

4.Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность сравнивать, предметы окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи.

5. Знакомить с природой и природными явлениями.

6.Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

7.Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

8.Формирование сенсорного опыта: учитьдифференцировать на слух звуки знакомых музыкальных инструментов, игрушек, бытовой техники; соотносить слово с соответствующим действием (пить, кушать, спать, рисовать, писать, клеить, одевать, снимать); выделять отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносить знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находить и приносить заданный хорошо знакомый предмет; узнавать среди других красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, белый и желтый цвета; изображать по образцу геометрические фигуры; выполнять двойную просьбу.

1.Соотносит цвета, не менее 5 форм, раскладывает предметы на 2 группы.

2.Строит башню, постройку по образцу.

3.Собирает разрезные картинки  из 6 частей.

4.Собирает крупные пазлы с опорой на образец.

Деятельностные пробы

Речевое развитие

1.Расширение степени понимания обращенной речи.

2.Стимуляция вербальной имитации.

3.Обучение умениям работать с картинным материалом.

4.Введение способов альтернативной коммуникации.

1.Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает.

2.Появились имитационные вербальные акты.

3.Показывает на карточке 6 действий.

Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни

Художественно-эстетическое

1.Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. 2.Развитие умения узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. 3.Стимулировать позитивное настроение.

4.Учить подражать подпеванию гласных.

5.Учить видеть контур закрашиваемого предмета.

6.Учить рисовать карандашами, красками простые предметы (совместное рисование).

7. Приклеивать, лепить из соленого теста и пластилина простые предметы.

8.Приобщать к конструированию; знакомить с различными видами конструкторов.

1.Расширились умения имитации: хлопает,

самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем.

2.Пропевает гласные звуки.

3.Ева видит контур закрашиваемого предмета.

4.Рисует карандашами, красками простые предметы. Рисует на доске (соединяет точки, обводит по пунктиру).

5.Мажет клеем, приклеивает элементы простых предметов по образцу.

6.Лепит из пластилина шар, колбаску с дозированной помощью взрослого по подражанию.

7.Умеет конструировать башню, здание, мост с опорой на схему.

Пробы, создание ситуаций, анализ продуктов деятельности.

Физическое развитие

1.Сохранять, укреплять и здоровье; предупреждать утомления.

2.Обеспечить гармоничное физическое развитие, учить выполнению основных видов движений, формировать правильную осанку.

3.Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

4.Управлять эмоциональной сферой ребёнка, развивать морально-волевые качества личности, формирующиеся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

1.Совершает разнообразные действия с мячом, с обручем, со скакалкой.

Деятельностные пробы

3.2. Система работы узких специалистов

Структура психолого-педагогического процесса коррекции _____________ включает следующие этапы:

1. Психолого-педагогическая диагностика:

▪  выявление причин возникновения нарушений в развитии ребенка;

▪  определение уровня психического развития;

▪определение программы обучения в соответствии с возможностями и способностями мальчика;

▪ составление  рекомендаций  для  формирования  индивидуальной коррекционной программы обучения и воспитания __________.

2. Психологическая  коррекция:  

▪ установление контакта со взрослыми;  

▪  смягчение  общего  фона  сенсорного  и  эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;  

▪ стимуляция      психической      активности, направленной на взаимодействие мальчика со взрослыми и сверстниками;  

▪  формирование целенаправленного поведения;  

▪преодоление  отрицательных  форм  поведения  (агрессии, аутоагрессии, негативизма, расторможенности влечений, стереотипий);

▪  формирование  коммуникативных навыков и  социализация  __________ в обществе.

3. Педагогическая коррекция:  

▪  формирование навыков самообслуживания;  

▪  пропедевтика  обучения  мальчика  дошкольного  возраста  (коррекция специфического  недоразвития  восприятия,  моторики,  внимания,  речи;

▪ формирование навыков изобразительной и творческой деятельности);

▪  формирование универсальных учебных действий;

▪  формирование  личностных,  предметных  и  метопредметных  результатов обучения;  

▪  реализация  коррекционно-развивающих  задач,  расширение представлений об окружающем мире.

4.Медикаментозная  коррекция:  поддерживающая психофармакологическая    и  общеукрепляющая  терапия.

5. Работа с семьей:

▪  ознакомление  родителей  с  особенностями  психологического развития _______;  

▪  составление  индивидуальной  программы  воспитания  и  обучения мальчика в домашних условиях;  

▪  обучение  родителей  методам  воспитания     ___________, организации  его  режима.

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Развитие психических функций:

педагог-психолог

1. Развитие восприятия:

-развитие умения выделять наложенные и зашумленные изображения;

-развитие умения воспринимать изображение целостно и отдельные его части;

- развитие подражания действиям педагога;

-развитие умения понимать и выполнять двухступенчатые инструкции педагога.

Слуховое восприятие:

- различение громких-тихих звуков;

- повторение действий за педагогом под музыкальное сопровождение.

Тактильное восприятие:

- снятие негативных проявлений от прикосновения.

Проприцептивное восприятие:

- снятие мышечных зажимов, напряжения тела с использованием игровых приемов

2. Развитие внимания:

- развитие произвольности внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 5 минут;

- формирование умения работать за столом в течении 15 минут.

3. Развитие памяти:

- развитие умения запоминать зрительно 3 несвязанных друг с другом предметов (изображений);

4. Развитие мышления:

- развитие умения обобщать предметный материал по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности;

5. Развитие саморегуляции:

- развитие умения выполнять самостоятельно многократно отработанное действие;

6.  Развитие мелкой моторики:

- развитие умения раскрашивать изображение не заходя за его границы;

-развитие умения обводить контур предмета.

1. Ребенок выделяет и называет зашумленные и наложенные изображения;

- умеет подражать действиям педагога;

- понимает и выполняет двухступенчатые инструкции.

- Различает громкие-тихие звуки;

- повторяет действия за педагогом под музыкальное сопровождение.

-Отсутствуют негативные проявления на прикосновения.

2. Ребенок сосредотачивает внимание на одном задании в течении 5 минут;

- ребенок работает за столом в течении 15 минут.

3. Зрительно

запоминает 3 несвязанных друг с другом предметов (изображений);

4. Умеет обобщать и

изображения по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности, объясняя свой выбор.

5. Выполняет

 самостоятельно многократно отработанное действие;

6. Умеет раскрашивать изображение не заходя за его границы;

- обводит контур предмета.

1. Промежуточный мониторинг по блоку.

Наблюдение

2. Наблюдение.

3.Промежуточныймониторинг по блоку.

4. Промежуточный мониторинг по блоку.

5. Наблюдение.

6. Промежуточный мониторинг.

7. Итоговая диагностика.

Развитие игровой деятельности

-Развитие взаимодействия ребенка с педагогом;

- выполняет инструкции педагога;

- формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:

  • организация стереотипной игры;
  • организация сенсорных игр;
  • организация терапевтических игр;
  • использование психодраммы;

-Использование предметов-заместителей в игровой деятельности.

Четко выполняет инструкции педагога;

- участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом;

- использует в игре предметы-заместители.

Наблюдение.

учитель-дефектолог

1. Учить составлять группы предметов по выделенному признаку.

2. Освоить счёт до 10. Знакомство с цифрами до 10.Сравнение рядом стоящих цифр. Формировать умение отсчитывать, присчитывать. Освоение порядкового счёта.

3. Формирование временных представлений и пространственной ориентировки.

4. Совершенствование графических навыков.

5. Совершать мыслительные операции (находить сходство и различие,обобщение и исключение ).

1. Составляет группы предметов по выд. признаку (цвет, форма, величина).

2. Считает до 10.

3. Знает цифры до 10, имеет представление о числовом ряде, пользуется порядковым и количественным счётом.

4. Владеет временным понятием сутки, время года. Различает пространственные направления относительно себя.

5. Графические навыки улучшились.

6. Владеет элементарным анализом изображений.

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности.

учитель-логопед

1.Работа над артикуляционной моторикой и дыханием;

- способствовать правильному выполнению артикуляционной гимнастики;

-  вырабатывать плавный и длительный выдох;

- готовить органы артикуляции к постановке звуков.

2.Работа над слоговой структурой слова:

- формировать отраженно и самостоятельно воспроизводить слова из 2-3 слогов.

3. Работа над фонематическим восприятием:

- учить выделяет звук на фоне других звуков и слогов.

4. Работа над словарным запасом:

- способствовать переносу пассивного словаря в активный;

- расширять и активизировать предметный  и глагольный словарь по лексическим темам;

5.Работа над связной речью:

- развивать коммуникативные функции речи;

- формирование положительного отношения к занятиям, желание речевого общения.

______ научится:

- правильно выполнять артикуляционные движения: статические и динамические;

- длительно пропевать гласные звуки;

- выделять (хлопать) в потоке звуков/слогов данный, изучаемый звук.

- использовать в речи глаголы, прилагательные, существительные.

- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков.

Наблюдение. Заполнение  протокола логопедического обследования

музыкальный руководитель

1.Вырабатывать устойчивое слуховое внимание, способность слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь.

2.Вызывать эмоциональный отклик на прослушанную музыку.

3.Побуждать слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого.

4.Способствовать запоминанию  простейших плясовых движений: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя.

5.Побуждать к выполнению движений с предметами, в парах.

1. Способен слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь.

2. Проявляет эмоциональный отклик на прослушанную музыку. 3.Слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого.

4.Запоминает простейших плясовых движений: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя.

5. Выполнению движений с предметами, в парах.

Наблюдение.

инструктор по физической культуре

1.Стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма ______.

2. Совершенствование функций формирующего организма, развитие двигательных навыков, ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

3.Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

4.Овладение подвижными играми с правилами;

5.Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами;

6.Развивать чувство взаимоответственности в группе.

7. Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

8. Развитие речи посредством движения;

9. Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

1.Совместное притягивание предмета.

2. Катание друг друга.

3. Качание пресса в парах.

В работу включаются физические упражнения:

  • построения и перестроения;
  • различные виды ходьбы и бега, лазание, ползание, метание,общеразвивающиеупражнение на укрепление мышц спины, плечевого пояса, на координацию движений, наформирование правильной осанки, на развитие равновесия.

Проводятся подвижные игры,направленные на совершенствование двигательных умений, формированиеположительных форм взаимодействия между детьми.

Наблюдение.

Виды деятельности, через которые идет реализация Программы:

  • игровая (настольные игры, пазлы)
  • предметно-действенная (конструирование)
  • тактильно-двигательные игры (типа «Ладошки»)
  • музыкальная (ритмические и хороводные игры, подражание движениям под музыку)
  • изобразительная (лепка, рисование, аппликация)
  • игры на развитие мелкой моторики (фасолевый бассейн, веселые шнурочки, прищепки, мозаика)
  • самообслуживание (учить убирать за собой игрушки).

За счет чего достигаем результатов?

  • обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
  • многократное повторение
  • стимулирование речи
  • метод замещающего онтогенеза
  • игровая деятельность
  • метод от простого к сложному

Условия реализации Программы

1.Режим посещения – полный день.

2. Сопровождение узких специалистов:

  • Дефектолога-логопеда
  • Психолога
  • Учитель-логопед
  • Музыкальный руководитель

Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме

График индивидуальных занятий:

Специалист

График

Учитель-дефектолог

Понедельник, четверг

Педагог-психолог

Четверг

Учитель-логопед

Вторник, Среда, Пятница

Музыкальный руководитель

Среда

Условия реализации Программы

- ведение дневника наблюдений за поведением ______;

- наглядная организация заданий (введение алгоритмов);

- организация специального сенсорного пространства (сенсорная комната)

- организация интегрированных занятий (постепенное введение ______ на групповые занятия с детьми);

- совместные занятия для родителей с ______ (родители вместе с _____ участвуют в групповом занятии);

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия, исходя из состояния ______;

-многократное повторение материала;

-частая смена видов деятельности на индивидуальных занятиях;

-быстрый темп;

-визуальная поддержка инструкций.

3.3. Работа с родителями

Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, педагогов, способствующими позитивному проведению диалога. Педагоги, делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении ________ во время пребывания в детском саду. Педагоги предлагают родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе с их ребенком.

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями ____________________

Информирование родителей об особенностях поведения, случившихся за день (неделю); об особенностях воспитания, обучения и развития ______.

Психологическая поддержка родителей.

Преодоление социальной изоляции

1.Индивидуальное консультирование по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны Организации и семьи.

2.Совместный анализ поведения ребенка, выяснение причины нежелательного поведения и поиск возможностей его изменения.

3.Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка

4.Совместные занятия для родителей с детьми.

5. Анкетирование

6. Социологический опрос интервьюирование (по мере необходимости)

«Родительская почта» (1 раз в квартал)

7.Дни здоровья (1 раз в квартал)

8.Недели творчества (1 раз в год)

9.Совместные праздники, развлечения (по плану)

10.Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах

Работа с детьми группы

- работа по формированию у детей естественных способов  общения с ___________;

- формирование умения видеть ситуации, где ______ нужна помощь и оказывать ее;

- объяснение детям о тех или иных особенностях поведения ______ и причинах их вызывающих.

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

   Оценка индивидуального развития осуществляется в форме регулярных наблюдений педагогов за __________ в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках мониторинга специалистов. Мониторинг проводится через:

  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Анализ карт развития;
  • Использование специализированных диагностических комплексов;
  • Деятельностные пробы.

   Оценка становления основных (ключевых) характеристик индивидуального развития _____________ осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения  курсов повышения квалификации  по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...