Автоматизация звука зь
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука [ЗЬ]
Песенка маленького комарика зь-зь-зь
Основные направления автоматизации
1. Прямые слоги и слоговые ряды: ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЕ
зя-зё-зю-зи зю-зи-зя-зё
зё-зю-зи-зя зи-зя-зё-зю
2. Слова с прямыми слогами:
Зина магазин зевать зябь зяблик*
вазелин* зима бензин газета зябнуть
нельзя* газель* зимний бузина музей
Кузя зелень* козёл* зимовать низина
подземный хозяин земля* озёра* зимовье
Тузик везёт хозяйка земляника* зёрна*
зимы дивизия позёмка козявка землянка*
резина* зимник возить изюм возят
зелёный* корзина*
3. Слоги и слоговые ряды со стечением согласных:
ЗНЯ, ЗНЕ, ЗНЮ, ЗНИ АЗНЬ, ОЗНЬ, УЗНЬ, ИЗНЬ
зня - знё - зню - зни азнь - ознь - узнь - ызнь
знё - зню - зни - зня ознь - узнь - ызнь - азнь
зню - зни - зня - знё узнь - ызнь - азнь - ознь
зни- зня - знё - зню ызнь - азнь - ознь - узнь
(то же с мягкими согласными Б', В Г, Д, М, Л)
4. Слова со стечением согласных:
Змея, звено, звенеть, звезда, звякать, здесь, везде, взять, лезвие*, звездопад, звездолёт*, гвозди, гвоздика, возня, болезни*, возьми, Кузьма.
5. Фразы с отработанными словами:
Зина запускает змея.
Тузик зябнет зимой.
Зимой зябнет нос.
Озимые зимуют под снегом.
Кузьма везёт гвозди.
Зина, возьми букет гвоздик.
Медведи спят зимой.
6. Чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зябнет нос, идет зима. Забавной обезьяне
В зимней сказке сад, дома. Зина и Зоя дали бананы,
Все поземкой занесет: Зеленые бананы -
Землю, степи и завод.* Забавной обезьяне.*
В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зя-зя-зя - Кузя осенью озяб,
Зеленый листок земляники несу. Зе-зе-зе - Кузя едет на козе,
Зеленая ветка под елью не спит, Зи-зи-зи - Кузя, обезьян вези,
Зеленая музыка где-то звенит, Зе-зе-зе - Кузя обезьян везет.
Зелененький зайка в зеленой листве
Поет он зеленую песенку мне.*
7. Небольшие адаптированные тексты для заучивания:
Зима
Наступает зимний день. Зина и Сима, взяв санки, выбегают в зимний сад. За ними - собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом - Сима Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.
ГАЗЕТА
Возле магазина газетный киоск. В газетном киоске много всяких газет. Зина и Зоя подходят к газетному киоску. Они видят газеты: «Известия», «Звезда». А вот и детские издания: «Затейник», «Незнайка», «Зеленый попугай». Зина и Зоя покупают детскую газету «Зеленый попугай». В ней многие известные детские писатели описывают не только зеленых попугаев, но и забавных обезьян, ядовитых змей и пугливых газелей.*
8. Лексико-грамматические упражнения.
а) Подбор родственных слов:
- зима - зимник, зимний, озимые, зимовать, зимой, зимовье, зимовка...
- земля - землянка, земляной, земляника, земельный...*
- змея - змей, змейка, змеиный, змеевик...
б) Словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных:
зима - зимний (день) музей - музейный (экспонат)
земля - земляная (жаба)* газета - газетный (киоск)
змея - змеиный (яд) бензин - бензиновый (бак)
звезда - звездный (путь) болезнь - болезненный (вид)*
озимь - озимые (поля)* магазин - магазинная (цена)
в) Образование имен, и родит, падежа множественного числа существительных
зима - зимы - много зим
музей - музеи - много музеев
земля - земли - много земель*
газета - газеты - много газет
змея - змеи - много змей
магазин - магазины - много магазинов
звезда - звезды - много звезд
фантазия - фантазии - много фантазий
обезьяна - обезьяны - много обезьян
гимназия - гимназии - много гимназий
г) Составление предложений из данных слов:
Обезьяны, зимой, зябнуть -
Хлеба, зимовать, озимые, снег, под* -
Кузя, газеты, издательство, магазин, из, возить, в* -
Кузя, газеты, киоск, газетный, в, возить -
Лимузин, обезьяна, зеленый, в, ездить* -
Лиза, музей, пойти, суббота, в, в* -
Зина, зябнуть, у, зимой, нос -
Небо, светить, в, звёзды -
Зимой, сапоги, Кузя, зимние, надевать -
Кузя, Зина, везти, санки, на –
9. Письменная речь.
а) Чтение наоборот, печатание полученных слов:
амиз - йезум - мюзи - изев -
яемз - ялмез* - аниЗ - бязо –
идзовг - йомиз - газгиз - тинез –
тизов - ковез - низнеб - йинмиз -
б) Перестановка слогов, чтение полученных слов:
зин-ма-га - зе-га-та - нит-зе-ка –
зи-бу-на - ин-зя-хо - та-во-зе –
ва-лин-зе* - зяй-хо-ка - ва-зе-ка –
лян-ка-зем* - гвоз-ка-ди - ка-зём-по -
в) Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на 3'):
ЯЩПГАЗЕТАХИ
НТУМУЗЕЙСАФ
БВОЫДЁЗЕМЛЯ*
РЮЛГВОЗДЬСЦ
ЖБЕНЗИНХЧПК
ОШИЛЗИМАХТР
ПГАЗЕЛЬГСЛМ
ОРСШУЛИЗЮМФ
АЛЗМЕЯЖУНПХ
СКУКОЗЛИКРМ*
г) Чтение слогов ЗЯ. ЗИ. ЗЕ. Придумывание слов с этими слогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....