Картотека игр для развития фонематического слуха
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Как познакомить дошкольника с графическим
образом буквы
Формирование навыка чтения – это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с различной патологией (речевой, интеллектуальной и др.). Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим объектом, так как она состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.
Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, ребенку необходимо произвести оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. В связи с тем, что отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то при недостаточном развитии у ребенка пространственных представлений, усвоение оптического (графического) образа буквы будет затруднено.
Приступая к знакомству с буквами, необходимо не торопиться форсировать события, пытаясь, как можно раньше и больше изучить букв. Необходимо удостовериться, что образ буквы прочно укрепился в памяти ребенка.
Для этого можно выполнить следующие задания:
- Рассматриваем букву большого формата, нарисованную на отдельном листе.
- «Нарисуем букву». Проводим указательным пальцем по линиям, как-бы рисуя букву.
- «Пройдем по дорожкам» - пройти по линиям дорожкам указательным и средним пальцами ведущей руки.
- «Волшебники» - карандашом рисуем в воздухе силуэт буквы.
- Выкладываем букву из карандашей по силуэту (уточняем сколько карандашей, какие цвета взяты для того чтобы сделать букву).
- Раскрашиваем каждый элемент буквы разным цветом.
- Украшаем разным орнаментом каждый элемент буквы.
- Штрихуем в разном направлении каждый элемент буквы
- Предлагаем пофантазировать и увидеть на что похожа буква (А – на горку, домик, стремянку, акулу, циркуль, ракету, скворечник…)
- Предлагаем дорисовать букву до картинки.
- Рисуем букву в коробке с песком, с манкой.
- Рисуем самостоятельно буквы в картине – поле (например в арбузе буквы А – это арбузные семечки, на силуэте дуба – буквы У – это много веточек…).
- Выкладываем букву по образцу из разного материала.
- Выкладываем букву самостоятельно из спичек, счетных палочек, пуговиц, гороха, фасоли, мозаики, веточек, шишек, веревочек.
- Узнаем на ощупь букву.
- Лепим букву из пластилина, из теста. А У А О И А М А И А М С А А А К А В А П А Ы АК О А Т А Р М А И А Л А Б А К В И О А Ы А О А В Т А А К М С А Э А П Т А К А Ф А А А к А А А А В МО М А Ы М А А М А А Ц А В К А АЛ А А А А А Ч К
- Находим букву (например А) из ряда других букв и обводим в кружок.
- Находим букву (например А) и раскрашиваем ее, другие буквы не трогать.
- Находим все буквы (например А) выполненные разными шрифтами.
- А – обвести в кружок, И - зачеркнуть, О – подчеркнуть.
- Найти и обвести в кружок (например А) в газете, книге, журнале, рекламе.
- Обвести букву по трафарету, по шаблону.
- Найти букву (например А) на улице на вывесках, рекламных щитах.
- Найти букву среди букв повернутых в разных направлениях.
- Найти букву среди силуэтов наложенных друг на друга.
- Найти букву на заштрихованной перечеркнутой поверхности (зашумленная буква).
- Составить разрезную картинку с изображением буквы.
- Украсить силуэт (тарелки, чашки, шарфа, шапки…) чередующимися буквами разными по цвету, по величине…(АУАУАУАУ, аАаАаАаАаА) .
- Напечатать на листе в клеточку буквы с интервалом, без интервала.
- Соединить по точкам рисунок буквы (из девяти клеточек).
- Дорисовать недостающие элементы у буквы.
- Изобразить букву пальцами, телом.
- Вышивать букву.
- Лепить букву из пластилина, соленого теста.
- Находить спрятавшуюся букву на картинке.
Все задания направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к особенностям написания букв, тем самым помочь ему усвоить их правильное написание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека. Игры для развития фонематического слуха.
В картотеке собраны игры для развития фонематического слуха и представлены в виде карточек, с подробным описанием хода игры, целей и оборудования....
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...
картотека игр на развитию фонематического слуха
средняя группа...
Алексеева Елена Михайловна учитель-логопед МДОУ детский сад №16 «Ягодка» ЯМР. Картотека упражнений на развитие фонематического слуха дошкольников.
В картотеке подобраны и описаны 53 игры на развитие фонематического слуха....
картотека игр на развитие фонематического слуха
картотека игр, направленных на развитие фонематического слуха...
Картотека игр для развития фонематического слуха
В материале представлены игры и различные упражнения для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста....
Картотека игр по развитию фонематического слуха у дошкольников
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает...