Картотека игр для развития фонематического слуха
картотека по логопедии

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития фонематического слуха

Составила: учитель – логопед

Шобанова О.В.

г. Рыбинск

Картотека игр для развития фонематического слуха

     Игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные игры подойдут для копилки, родителей, логопедов, воспитателей.

«Чем играем?»
Для игры потребуется набор предметов, способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.
Игра проводится на поляне или игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым из звуков, издаваемых ими, детей следует предварительно познакомить.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.
«Отгадай!»
Один из игроков заходит за ширму и производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой или молоточком, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший становится ведущим.
«Где будильник?»
Все дети, кроме водящего, выходят из комнаты. Водящий прячет большой, громко тикающий будильник Дети возвращаются и ищут будильник, если кто-то нашел его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник, и молча садится на пол. Ребенок, который остался стоять последним, платит фант.

«Шумящие коробочки»
10-12 коробочек от «киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами (например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др.), помогут организовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек - материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.
«Быстро – медленно»
Под громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, - медленно, на внешней стороне стопы; под тихие, частые удары - бегут на цыпочках, словно мышки.
«Тихо – громко»
Пока ведущий тихо хлопает в ладоши, дети спокойным шагом ходят по комнате (классу), когда раздаются громкие хлопки - стоят, замерев, на месте. Игрок, допустивший ошибку, платит фант.
Шаг - бег - стоп!
Перед началом игры ведущий взрослый, играющий на музыкальном инструменте, - и дети договариваются о характере движений, которые они будут выполнять под музыку: под маршевую - бодро шагать, под плясовую - бежать на носочках, пауза же в музыке требует остановки движения и полной неподвижности. Игроки, нарушившие эту договоренность, на некоторое время выбывают из игры.
«Сосчитай удары»
Ведущий предлагает детям закрыть глаза и сосчитать (про себя), сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно).
«Кто сказал комплимент?»
В этой игре принимают участие 6-8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается к игрокам спиной и закрывает глаза. Участники игры вперемешку (по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и т.п. Водящий должен по голосу узнать, кто это сказал. После 3-4 угадываний водящий меняется. Так продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли водящего. Обязательное условие этого круга - не искажать звучание своего голоса.
Во втором круге игры правило изменяется - теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос. Введение такого правила значительно усложняет задачу водящему и заставляет игроков, помимо прочего, проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.
«Угадай, кто?»
Ведущий произносит соответствующим тоном ту или иную фразу и просит игроков отгадать, кто так говорит:
- Московское время 1О часов 5 минут.
- Налить Вам еще чаю?
- Открой рот и скажи «а-а-а»!
- 1, 2, 3 - тебе водить!
- Мороженое - сливочное, клубничное, шоколадное!
- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области - туман.
- Осторожно, двери закрываются!
Следующая станция - «Таганская».
- Внимание! Прибытие поезда «Москва - Санкт-Петербург» ожидается в 18 часов - и т.д.
«Слоговые цепочки»
Ведущий, начиная игру, произносит первый слог, например MA~ Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой слог, начинающийся на тот же звук (МА - М?). Очередной участник повторяет два предыдущих слога и добавляет свой (МА - МО - МИ) и т.д. Выигрывает тот, кто правильно повторит самую длинную слоговую цепочку.
Можно предложить детям придумывать цепочки как с прямыми, так и с обратными слогами или со стечением согласных звуков. Повторять их можно, сохраняя не только согласные, но и гласные звуки (ПА - МА - НА - Р А...; ОК - ОТ - ОР - от...).
«Друг за другом повторяй!»
В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй его повторяет и добавляет к нему какое-либо свое. Третий игрок повторяет два первых слова и добавляет к нему свое и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Придумываем предложение
Так же, как и в предыдущих играх, дети постепенно наращивают количество требующих точного повторения слов, но с одним условием – слова должны быть связаны между собой по смыслу, например:
- Синий...
- Синий автобус...
- Синий автобус едет...
- Синий автобус едет по...
- Синий автобус едет по улице...
- Синий автобус едет по улице, которая... и т.д.

«Рифмы»
Задача участников этой игры - придумать как можно больше слов, рифмующихся со словом, заданным ведущим. Победителями в игре могут выйти и те, кто придумает самое большое количество слов-рифм, и те, кто найдет самые редкие, оригинальные рифмы.
«Солисты»
Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «В каждом хоре есть солисты певцы, которые могут правильно, красиво исполнить песню. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки -распевки».
«Песенки-распевки» представляют собой все усложняющиеся ряды гласных звуков:
ОА - АУ - ИА - УИ;
ИАО - АИО - УАИ - УОИ;
ИАОУ-УОАИ-АОИУ-ИАУО - ОИАУ;
ИАОУЭ - ОЭИАУ - УОАИЭ - ЭИОАУ - АУОАИЭ и др.
Лучший солист может быть награжден памятным знаком, сувениром.
В другом варианте игре ситуация меняется: «Вот беда, один из солистов нашего хора потерял голос! Он должен петь, но не может. Давайте все же попытаемся догадаться, какие песенки должны были прозвучать в его исполнении».
Педагог предлагает детям по беззвучной артикуляции отгадать и по очереди громко повторить «песенки-распевки» - ряд гласных звуков из2-5 элементов.

«Маяк»
В ходе игры участники могут зажечь свой «маяк» (показать кружок красного цвета) тогда, когда услышат среди произносимых ведущим звуков гласные. Ошибки фиксируются, подсчитываются. Выигрывает тот «смотритель маяка», который не сделает ни одной ошибки.
«Колокольчики»
Ведущий произносит ряд звуков, заранее договорившись с детьми, что реагировать звуком колокольчика они будут только на произнесение звонких согласных звуков. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит игровое задание.

«Не ошибись!»
Ведущий называет различные слова, а игроки должны хлопнуть себя по коленям тогда, когда встретится слово с тем или иным звуком. Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки(или сделает их меньше других детей).
«Общий звук»
Ведущий игры (педагог) предлагает детям определить, какой звук наиболее часто повторяется в том или ином стихотворном отрывке, например:
а) Класть в карман Братишка рад
Все, что видит, Все подряд.
Есть в кармане И конфета,
И коробка для крючков,
И старинная монета,
И четырнадцать значков...
Брата спрашивает Ирка:
- А когда в нем будет дырка?
б) Разноцветная метель,
Красных листьев карусель.
В желтых платьях - все деревья,
А в зеленом - только ель.
в) Каждый шорох Мыши слышат,
Но мышонок Не поймет:
- Почему все время «Тише!»
Говорят большие мыши?
Ведь в нору Не влезет кот!*
Картинка-помощница
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать все изображенные на ней предметы, в названии которых есть звук [р]. Победителем признается тот игрок, чье слово название предмета прозвучало последним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Игры для развития фонематического слуха.

В картотеке собраны игры для развития фонематического слуха и представлены в виде карточек, с подробным описанием хода игры, целей и оборудования....

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

картотека игр на развитие фонематического слуха

картотека игр, направленных на развитие фонематического слуха...

Картотека игр для развития фонематического слуха

В материале представлены игры и различные упражнения для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста....

Картотека игр по развитию фонематического слуха у дошкольников

Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности  речевого  звукоразличения ребенок воспринимает...