Методика "Ранний возраст" Громовой О.Е
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)

Вольская Аида Гюмшуд кызы

В презентации отмечено содержание и структура методики. Данный материал будет интересен воспитателям ясельной и младшей группы, логопедам. В методике есть план работы с детьми раннего возраста и 60 конспектов занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика "Ранний возраст"910.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРОМОВА О.Е. «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ДЕТСКОГО ЛЕКСИКОНА»

Слайд 2

Ольга Евгеньевна Громова, логопед высшей категории, кандидат педагогических наук, доцент, ст. научный сотрудник Института коррекционной педагогики, автор книг: "Логопедическое обследование детей 2—4 лет", "Методика формирования начального детского лексикона", серии книг "Мои первые слова" и др.

Слайд 3

УДК 373 ББК 74.1005 Г87 Рецензенты: Базжина Т. В., канд. фил. наук, доцент кафедры лингвистики РГГУ. Черкасова Е.Л., канд. пед . наук, ст. науч . сотрудник ИКП РАО. Громова О.Е. Г87 Методика формирования начального детского лексикона. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176 с. (Серия «Программа развития».) I8ВN 5-89144-296-5 В книге впервые представлена целостная методика стимулирующего логопедического воздействия на детей раннего возраста: организационные требования к проведению занятий, анкета для определения актуального уровня речевого развития, методика наблюдения за развитием речи детей и подробные сценарии развивающих и диагностических занятий, автором разработан специальный стимульный материал к данной методике.

Слайд 4

Методика написана в помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям. В лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО была разработана методика формирования начального детского лексикона детей с нормальным слухом и сохраненными предпосылками интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи (ОНР, группа риска) в условиях ДОУ компенсирующего вида. Эти занятия могут быть так же проведены в массовом детском саду с детьми раннего возраста, которые несколько «отстали» в своем речевом развитии от сверстников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.

Слайд 5

Методика формирования начального детского лексикона предназначена для работы с детьми: с задержкой речевого развития в возрасте старше 2—2,5 лет, получающих логопедическую помощь в дошкольном учреждении (компенсирующего вида) или в центрах раннего развития; с нормальным речевым развитием в возрасте старше 1,5 лет, занимающихся с логопедом дома или в центре раннего развития.

Слайд 6

Логопедическая работа с детьми включает следующие направления: Развитие импрессивной речи, формирование предпосылок речевого мышления: Развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков: Профилактика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры слова и звукопроизношения : • развитие слухового внимания к неречевым и речевым стимулам, формирование у детей умения соотносить звуки с опр. объектами живой природы или предметами окр . действительности; • развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной); • активизация жестовых средств общения, обучение детей основным конвенциональным жестам («первые жесты»); • ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение положения предмета в пространстве; • обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой и без наглядной опоры . • активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения; • поэтапное обучение детей построению простого предложения (слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов корней, двусоставное предложение); • стимулирование инициативной речи ребенка в специально организованной ситуации общения. • стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляционного аппарата; • развитие длительного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания; • активизация звукоподражания у детей и воспроизведения по образцу 2—3-сложных слов и коротких фраз.

Слайд 7

Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько этапов: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ТРИ ЭТАПА ЛОГ.ЗАНЯТИЙ ОС-НОВНОГО ЦИКЛА 8 индивидуаль-ных занятий I этап: 18 занятий, из них 3 итого-вых , которые проводятся для всей группы, все остальные занятия — подгрупповые; II этап — 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап — 18 занятий, из них 3 итоговых «Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого этапа основного цикла (после пяти занятий) — итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.» пишет автор в своей книге

Слайд 8

Пример одного из занятий

Слайд 9

Проведению основного цикла занятий предшествует подгото-вительный этап , продолжительность которого варируется в зависимости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости. К концу данного этапа ребенок должен овладеть определенными знаниями, умениями, навыками. Все занятия подготовительного этапа ориентированы на одного ребенка с целью определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания малыша. Если ребенок достаточно хорошо развит для своего возраста, то, как правило, подготовительный этап значительно сокращается, некоторые игровые задания уже знакомы малышу и не требуют дополнительного закрепления. В этом случае главным становится знакомство ребенка с новым взрослым, привыкание к нему и организация игрового взаимодействия.

Слайд 10

Занятия основного цикла проводятся сразу с несколькими детьми раннего возраста. В мини-группу (3 ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему речь. Если занятия проводятся дома, к ним привлекаются старшие дети, а если ребенок в семье единственный, то можно задействовать его родителей. В начале основного цикла занятия могут быть и очень короткими — 5—7 минут. Важна не столько длительность занятия, сколько его результативность. Самое главное — добиться поставленной цели..

Слайд 11

Содержание основного цикла предусматривает три этапа занятий, которые при их проведении в дошкольных образовательных учреждениях целесообразно распределить по месяцам следующим образом: • I этап (октябрь — ноябрь) — 18 занятий (из них 3 итоговых); • II этап (декабрь — февраль) — 24 занятия (из них 4 итоговых); • III этап (март — апрель) — 18 занятий (из них 3 итоговых). В сентябре проводятся обследование речевого развития каждого ребенка и индивидуальные занятия для определения уровня его слухового и зрительного внимания. В конце учебного года (в мае) зарезервировано время для тех занятий, которые не были проведены по причине отсутствия большинства детей в группе (по болезни), а также по другим организационным причинам. Итоговые занятия (таких 10 в основном цикле) следует проводить со всеми детьми в группе. Они служат для осуществления предварительной оценки результатов развития речи каждого ребенка на протяжении всего основного цикла.

Слайд 12

Громова Ольга Евгеньевна описывает различия начального детского лексикона при нормальном речевом развитии, у детей из группы риска по ОНР и ЗРР 1. При выраженных дизонтогенетических отклонениях в развитии речи по типу ОНР (ОНР, группа риска). Предметный словарь — показателем дизонтогенеза речевого развития является: • отсутствие или крайне низкое наполнение активного словаря в лексических группах — имена животных, транспорт, игрушки, продукты питания, одежда, режимные моменты; при этом лексическая группа «люди» (и имена близких) в большинстве случаев формируется на уровне, достаточном для осуществления примитив­ной вербальной коммуникации с близкими; • пассивный словарь — на уровне детей младшего возраста или сверстников. Глагольный и адъективный (слова-определения) словарь: • активный словарь практически отсутствует; • в пассивном словаре выявляется существенная разница в понимании значений глаголов по сравнению со значениями прилагательных (дети значительно лучше усваивали значения глаголов, чем значения прилагательных). Местоимения — позднее формирование всей группы местоименных слов в целом, при выраженном преимуществе в активном употреблении личных местоимений по сравнению с указательными местоимениями. Вопросительные слова — отсутствие понимания вопросительных слов, неумение адекватно реагировать на так называемые «вопросы без вопросительного слова», т.е. на вопросы, оформленные собеседником без вопросительного слова, только с помощью вопроситель­ной интонации, которые, как правило, хорошо понятны маленьким детям. 2. При задержке речевого развития. Предметный словарь: • активный словарь — спонтанная речь ребенка изобилует звуко­подражательными возгласами и облегченными словами, преимущественно относящимися к названиям животных (игрушечных и настоящих), а также к некоторым режимным моментам (приветствия, прощания, выражение согласия-несогласия). При этом дети очень часто дополняют свою речь жестами и выразительной мимикой. Ребенок хорошо называет всех близких, знает и употребляет лексику, регулирующую основные режимные моменты его жизни; • пассивный словарь — понимание слов из лексических групп «транспорт», «одежда», «еда» и т.д. соответствует возрастным показателям у говорящих детей. Глагольный и адъективный словарь: • активный словарь — ребенок активно употребляет многие глаголы в виде звукоподражательных слов, понимает основные прилага­тельные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, вкусный, мамин), и начинает устойчиво употреблять их в виде облегченных слов в нужных ситуациях; • пассивный словарь — наполнение словаря соответствует возрас­тным показателям у сверстников, Местоимения — чаще всего в словаре у ребенка уже присутствуют личные и притяжательные местоимения, указательные местоимения еще могут заменяться жестами и возгласами. Вопросительные слова — хорошее понимание вопросов, заданных со словом «где?».

Слайд 13

Для проведения динамических наблюдений развития речи ребенка в обобщенном виде в книге приводится таблица в которой указаны основные показатели развития ребенка и критерии их оценки

Слайд 14

Всем родителям дважды в течение учебного года (в сентябре и в марте) предлагается заполнить специальную анкету-опросник , содержание которой было разработано на базе MacArthur Communicative Development Inventory : Words and Gestures ( part 1, 2), 1993 (список типичных слов, характеризующих развитие речевой коммуникации). Данный опросник не содержит ссылок на определенный возраст, потому что может быть использован в различных вариантах для детей разного возраста.

Слайд 15

Количественный анализ этого опросника позволяет: — у детей с нормальным ходом речевого развития определить положительные сдвиги в развитии речи (в возрасте примерно 1 год 9 мес. — 1 год 11 мес ), когда у большинства нормально развиваю­щихся детей происходит так называемый «лексический взрыв»: до этого момента количество слов в пассивном словаре (то, что ребенок понимает) примерно в 4 раза превышает количество слов в активном словаре (то, что ребенок говорит сам или хорошо повторяет за взрослым). Когда происходит «лексический взрыв», это соотношение стремительно меняется и дети начинают активно упот­реблять значительное количество слов; — у детей с задержкой речевого развития (более медленным темпом накопления слов в пассивном и активном запасе) этот опросник позволял зафиксировать значительное превышение звукоподражаний (типа « ав-ав » в значении «собака», «лаять», «кусать») над другими словами, более близкими по своей структуре к общепринятой лексике в возрасте около 2 лет. Поэтому, работая над формированием начального детского лексикона у этих детей, можно использовать этот опросник примерно до достижения возраста 2 лет 6 мес , пока происходит постепенное вытеснение звукоподражаний общеупотребительными словами; — у детей из группы риска по возникновению речевой патологии типа «общего недоразвития речи (ОНР), группа риска» (эти дети проходили предварительное обследование на ПМПК и зачислялись в диагностическую (ясельную) группу логопедического детского сада), для которых характерно проявление выраженных дизонтогенетических отклонений в процессе речевого развития, используют этот опросник на третьем году жизни. В случаях дизонтогенеза речевого развития, чем старше ребенок с ограниченным словарным запасом, тем контрастнее выявляемые у него индивидуальные показатели соотношения объемов пассивного и активного словаря в отдельных группах слов.

Слайд 16

В книге «Методика формирования начального детского лексикона» представлены конспекты 60 логопедических занятий, содержащих детально проработанный автором лексический материал, адекватный возрастным и, что самое главное, речевым возможностям детей с проблемами в развитии речи. В тексте каждого занятия приводятся конкретные инструкции, с которыми взрослый должен обращаться к ребенку раннего возраста, владеющему ограниченным словарным запасом. В издательстве «ТЦ Сфера» выпущен стимульный материал, представляющий собой папку с красочными иллюстрациями, которые специально разработаны для проведения занятий по основным тематическим разделам программы воспитания и развития детей раннего возраста.

Слайд 17

Заключение Детальное исследование начального детского лексикона, раскрытие механизмов его формирования у детей группы риска позволяют при помощи специально организованной в раннем возрасте логопедической работы эффективно исправлять отклонения в развитии речи. Чем раньше заговорит ребенок, тем больше времени у него будет для речевого развития в преддошкольном и дошкольном возрасте, тем раньше начнут у него формироваться механизмы фонематического слуха, первичные « дограмматические » обобщения и появятся в речи «детские инновации». Артикуляционные возможности ребенка, реализовавшиеся ранее в « лепетных » вокализациях, в его собственной инициативной речи получат дальнейшее развитие.

Слайд 18

О.Е.Громова также разработала Учебно-игровой комплект "Логопедическое лото. Учим звуки."

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВАНИМАНИЕ!