Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем по лексической теме "Посуда"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Чичиланова Рита Ильинична

Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи по развитию словаря, формированию лексико - грамматических категорий в рамках темы "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_._vzaimod._s_vospit.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

    месяц ____________                                                                                                                                                                           подготовительная   группа                                                                                                  

    неделя ___________                                                              Тема:  Посуда

Общая и мелкая    

     моторика

     Обогащение и

активизация словаря

        Грамматические

             категории

      Связная речь

          Другие виды

   коррекционной работы

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре

(удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши )

Мы посуду перемыли.

( одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

( загибать пальчики)

Мы посуду перемыли

( ладонь скользит по ладони)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали

Так мы маме помогали.

( удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши )

Координация речи с движением:

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный , как начальник (дети надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие бедняжки

( приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни – разобьются ( кружатся, рисуя руками круг ).

Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке

( потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес

( делают большой круг руками)

Слова-названия:

Ведро, кастрюля, чайник, сковорода, бак, ковш, дуршлаг, поварешка, сито, таз, самовар, фляга, жаровня, противень, тарелка, вилка, ложка, чашка, стакан, блюдце, салатница, ваза, блюдо, сухарница, хлебница, кофейник, молочник, соусница, масленка, солонка, перечница, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз, носик, ручка, крышка, дно, стенка …

Слова – действия:

Мыть, чистить, готовить, расставлять, приносить, уносить, сервировать, наливать, готовить, стряпать, покупать, разбивать, беречь …

Слова- признаки:

Кухонная, столовая, чайная, кофейная, стеклянная, глиняная, металлическая, медная фарфоровая, хрустальная, красивая, керамическая, хрупкая, эмалированная, деревянная, бьющаяся, лакированная, чистая, блестящая, глубокая, мелкая, повседневная, праздничная, фамильная…

  • Д/и « Подбери признаки»: 

Чашка ( какая?)- красивая, тонкая, голубая, детская, фарфоровая, легкая, чайная, праздничная …

  Д/и « Подбери действия»

Чашка ( что делает?)- стоит, бьётся, ломается, украшает, разбивается …

  • Д/и « Назови ласково»

тарелка – тарелочка

блюдце - …

ваза - …

  • Д/и « Один – много»

кастрюля – кастрюли - кастрюль

стакан – стаканы - стаканов

  • « Посчитай посуду»

один    дуршлаг  стакан    поднос

два        …               …          …

пять      …               …          …

  • Составление предложений с предлогом  В

В какую посуду кладут хлеб?

(горчицу, перец, салат, конфеты)

Что кладут в салатницу?

(соусник, масленку, сахарницу)

Что наливают в соусник? молочник, кофейник, чайник)

  • Составление предложений с союзом   А

В стакане кефир, а в чашке …

Кастрюля сделана из железа, а чашка  ( из фарфора ).

Ложка сделана из дерева, а стакан

  • Составление предложений с предлогом  С

С чем ведро, если в нем  …

( вода, молоко, белье, бумага )

С чем кастрюля, если в ней …

( суп, борщ, картошка )

С чем чашка, если в ней …

( кофе, кисель, молоко, какао)

  • Подбор предметов к признакам

хрустальный стакан, фужер, бокал..

хрустальная ваза, салатница …

хрустальное блюдо, ведерко …

  • Д/и « Что с чем?»

чайник с … ( носиком )

тёрка к с …( дырками )

кастрюля с …( крышкой)

  • Д/и « Из чего?»

Суп наливают из …( кастрюли)

Мясо берут из …( сковородки)

Кофе пьют из …( чашки )

Кашу ем из …( тарелки )

  • Д/и « чего не бывает?»

Не бывает чайника без…(носика)

Не бывает тёрки без…  (дырочек )

Не бывает ножа без …( лезвия )

Не бывает сковороды без …( дна )

  • Образование признаков

чай – чайная, железо – железная, фарфор - … глина - …, дерево -…

  • Согласование существительных с личными местоимениями

мой –стакан, фужер, нож, поднос... моя – кастрюля, рюмка, ложка …  мои - тарелки, чашки, блюдца …

 

  •      Составление   описательного рассказа:

*название предмета посуды

*  размер

*  из каких частей состоит?

*  цвет

*  из чего изготовлен?

*  назначение

  • Пересказ

«Сказка о чайнике»

Жил- был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый- препузатый. У него были : ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей.

Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

         Вопросы к сказке:

- с кем жил чайник?

- какой он был по размеру?

- какие части есть у чайника?

- из чего сделан чайник?

- почему его люди любили?

Беседа о посуде:

- Как одним словом можно назвать все эти предметы?

( посуда )

- Какие предметы посуды вы еще знаете?

- Назовите столовые приборы, которыми вы пользуетесь для еды?

( ложка, вилка, нож)

- В какой посуде готовят пищу?

( кастрюля, сковорода, противень, жаровня, казан, утятница)

- Как называется эта посуда? ( кухонная)

-Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай?  ( чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница)

- Как называется эта посуда?  ( чайная )

-Как называется посуда, из которой мы едим?

( столовая)

- Назовите столовую посуду. ( тарелка, супница, салатница, солонка, селедочница, соусник …)

  • Чтение детям:

Чуковский К.И. «Федор но горе», « Муха –цокотуха»,

Носов Н. « Мишкина каша»

Хармс Д. «Иван  Иваныч Самовар»

Бр.Гримм « Горшок каши»

Р.Н.С. « Лиса и журавль»

  • Считалка

На моей тарелочке

Рыженькая белочка

Чтоб была она видна

Всё съедаю я до дна.

  • Экскурсия на кухню
  • Рисование

Иллюстрации к сказке

 « Горшок каши»

  • Аппликация

« Чайный сервиз»

  • Конструирование

Из бумаги и бросового материала посуды для ролевых игр.

  • Заучивание наизусть:

Жила- была посуда6

Чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка,

Кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой

Посуда дружила с водой

И с человеком дружила.

Его она вкусно кормила.

  • Дидактические игры:

*Эхо», « Что из чего?»,

*  « Что изменилось?»

*  « Чего не стало?»

*  «Четвертый лишний»

*  « сервируем стол к обеду»

*  «Сто забыл нарисовать художник?»

*  « Хозяйственный магазин»

  • Загадывание загадок

Из горячего колодца

Через нос водица льется

                         ( чайник)

Щука в море,

а хвост на заборе (половник)

Сама не ем, а людей кормлю

                               ( ложка)

Ходит он из края в край

Режет черный каравай

                               ( нож )

  • Пословицы и поговорки:

Пустая посуда громче гремит.

Не пугайся наливать с верхом.

Посуда бьется – к счастью.

У грязнули -  и тарелка грязна, у чистюли - и сковородка  чиста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме - "Профессии на транспорте"

Представлены рекомендации воспитателям  для закрепления речевых навыков у детей по лексической теме "Профессии на транспорте"....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателе «Обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»й

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для р...